<<
>>

Понятия «человек», «индивид», «личность».

Для правильного понимания социально-философской теории личности важно четко разграничить понятия «человек», «индивид», «личность».
Человек—родовое понятие, указывающее на принадлежность данной особи к человеческому роду—высшей ступени развития живой природы, генетически связанной с другими формами жизни.
Как живое существо он подчиняется основным биологическим и физиологическим законам, как социальное— законам развития общества. Специфика человека по сравнению с другими живыми существами заключается в том, что он обладает членораздельной речью, мышлением, сознанием, потребностью и способностью к практической деятельности.
Понятие «индивид» характеризует отдельного человека. Точнее говоря, индивид—это единичная особь, принадлежащая человеческому роду. Аналогичную смысловую нагрузку несет понятие «индивидуальность». Оно может быть отнесено к человеку как к организму и к личности. Личность всегда индивидуальна, поскольку каждая личность неповторима, но индивидуальность также присуща животным, растениям, вещам.
Под личностью понимается «конкретное выражение сущности человека, определенным образом реализованная интеграция в индивиде социально значимых черт и социальных отношений данного общества»А Как видим, понятие «личность» охватывает как общие, так и индивидуальные черты человека.
Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе развития.
Человек—существо биосоциальное. Формирование его личности опирается на природные задатки и предрасположенности, но главную роль в этом процессе играют социальные воздействия. Так как конкретные обстоятельства, в которых протекает жизнедеятельность людей, неодинаковы, степень развития их личности может быть различной. Уровень развития личности зависит от того, в каких социальных условиях она живет, насколько полно она усвоила опыт предшествующих поколений и как использует его в своей деятельности.
Личность есть не только объект, но одновременно и субъект общественных отношений. Иными словами, личность не пассивный продукт общественного воздействия, а активный творец в борьбе с природными и общественными силами, в преобразовании собственной жизни.
Личность предстает как иерархическое единство социально- психологического и индивидуально-психологического. В этом единстве личность выступает как объект и субъект социальных отношений.2
Одной из существенных предпосылок успешности социологического ис-следования является разработка теории личности.
Проф. Б. Д. Парыгин выделяет три подхода к трактовке личности, обо-значив их условно так: 1) антропологический; 2) социологический; 3) персона- листический.
При социологическом подходе личность рассматривается как субъект социальных отношений, как творец и носитель социальной программы. Проф. В. А. Ядов подчеркивает, что цель социологического исследования «ориентируется на анализ проблемы в двух основных направлениях: теоретическом и при-
4
кладном».
Соответственно двум уровням— эмпирическому и теоретическому—в социологии личности выделяются два основных вида исследований: эмпирическое и теоретическое. Эмпирическое дает социологии новые данные, а теоретическое открывает новые возможности объяснения и предвидения в эмпирической области.
Социология личности рассматривает взаимодействие общества и личности как диалектический процесс; этот процесс исследуется в различных сферах и на разных уровнях социальной действительности; предполагается выявление каждого из определяющих его факторов, в том числе природных.
Непосредственно из диалектического подхода вытекает и принцип комплексности. В данном случае он означает следующее. В научной литературе принято различать два вида социологических теорий: объяснительные и описательные. Если в первых раскрываются причинно-следственные связи, то во вторых—структурно-функциональные. Главная задача объяснительных теорий—объяснение конкретных явлений, осуществляемое путем обобщения эмпирического материала и установления основных законов, на базе которых и проводится исследование. Описательные теории основываются на ценностно- нормативном подходе, который позволяет анализировать поведение различных социальных групп с точки зрения того или иного социального института или системы. Использование такого подхода позволяет связать воедино действие внешних факторов (ценности и нормы) с внутренними (ценностные ориентации, мотивы, цели и т.д.), ибо внешние факторы, как уже отмечалось, усваивается человеком в процессе его социализации, выступая в качестве внутренних побудительных мотивов поведения.
Другим важным проявлением диалектического подхода выступает принцип историзма.
<< | >>
Источник: Под ред. проф. В.Т.Лисовского. Социология молодежи: Учебник Под ред. проф. В.Т.Лисовского .—СПб: Изд-во C. –Петербургского университета,1996. 460 с.. 1996

Еще по теме Понятия «человек», «индивид», «личность».:

  1. 1. Понятия человек , индивид , «личность»
  2. ЛИЧНОСТЬ - человек - ИНДИВИД
  3. 1. Человек, индивид, личность.
  4. 11. Понятия «человек», «личность», «индивидуальность» и их соотношение
  5. 7. ЛИЧНОСТЬ И ИНДИВИД
  6. 9. ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ, СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ
  7. Понятие личности. Личность как субъект общественных отношений. Взаимоотношение личности и общества
  8. 9. Типологии личности, основывающиеся на свойствах индивида
  9. 2. Права человека и защищенность личности
  10. § 1. Человек и личность
  11. 7.1. ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПОНИМАНИЮ ЛИЧНОСТИ И ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
  12. ЛЕКЦИЯ № 15. Человек и общество. Социализация личности
  13. 41. Основные понятия здоровья человека. Здоровье и благополучие человека.
  14. 39. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПОНЯТИЯ ЛИЧНОСТИ
  15. 89. ПОНЯТИЕ О ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ
  16. Понятие и теории личности