<<
>>

§ 1. Понятие института в духовной сфереДуховное производство

Вначале необходимо выяснить, что нредставляет собой духовная сфера жизни общества. Как уже отмечалось в главе 19, существо экономической сферы общества связано прежде всего с производством вещей, ма-териальных благ, т.е.
с материальным производством. Подчеркивалось, что в отличие от него существует духовное производство, выступающее как создание духовных ценностей и идей. Названный процесс и является содержанием духовной сферы жизни общества, точнее говоря, частью этого содержания, потому что, кроме создания идей и ценностей, существует еще их воспроизводство, распределение и потребление.
Само понятие духовного в нашем обществе долгие годы вызывало негативную реакцию, поскольку рассматривалось в основном как причастное к религии, церкви. Если в словарях русского языка чаще всего давались два значения термина «духовный»: связанный с внутренним, нравственным миром человека и с религией1, то в официальных трактовках оба эти значения сливались в одно, последнее. ¦
Это было не что иное, как проявление вульгарно-материалистического мировоззрения, которое не могло не сказаться на социологии. Ее интерес к вопросам духовной жизни общества был крайне ограниченным, а конкретные исследования касались не столько внутреннего, ду-ховного мира человека и социальных групп, сколько вопросов идеологического воздействия на них и эффективности этого процесса.
Правда, справедливости ради следует отметить, что некоторые проблемы институционального характера поднимались. В частности, исследовалось функционирование учреждений науки и культуры,
' См., например: Словарь русского ячыка. М , 1985. Т. 1. С. 455.
особенно последней. Было опубликовано немало социологических работ, в которых нашли отражение десятки конкретных исследований о театре, кино, музыке, клубе, библиотеке, парке и т.д. Появлялись работы, посвященные деятельности церкви, однако все они (или подавляющее большинство) подвергали ее резкой критике, поскольку существовала общая установка считать религию «опиумом для народа».
В 1970—1980-х гг. было опубликовано много работ социально-философского характера, касавшихся духовной жизни и духовного производства, их понятий, структуры, генезиса, источников, функций, механизмов, взаимодействия с материальным производством и материальной жизнью, культурной сферой жизни общества и его культурным производством. Несомненно, эти работы способствовали активизации социологического интереса к изучению духовной жизни и духовного производства общества.
Остановимся прежде всего на понятии духовного производства, поскольку оно составляет «сердцевину» духовной жизни, а следовательно, каждого ее социального института, будь то институты науки и религии, кулы уры и искусства и др. Есть два подхода к этому понятию — социально-философский и социологический. Первый означает рассмотрение его как производства социальных связей и отношений между людьми в форме идей, ценностей, теорий, образов, представлений и т.д. Социологический подход предполагает изучение духовного производства как определенным образом институционализированной духовной деятельности определенных групп людей (ученых, художников, деятелей церкви и др.). Естественно, речь пойдет прежде всего именно о таком понимании духовного производства, хотя следует отметить также необходимость использования первого подхода, равно как и недопустимость проведения между ними жесткой демаркационной линии.
Духовное производство осуществляется в многочисленных формах, которые выступают результатом общественно-исторической практики. Коль скоро это так, их нужно характеризовать как особые общественные образования и структуры, имеющие институциональную природу. Само духовное производство относительно самостоятельно, что подчеркивается его известной независимостью не только от материального производства, но и от социальных институтов, сформировавшихся на его основе. Собственно, основой стали виды духовного производства (наука, религия, искусство и др.), которые «имеют своим главным ре-зультатом сознание в качестве идеальной формы человеческого отношения, в качестве определенного типа духовного общения людей»1.
1 Духовное проилзодство. Социалыю-фи/юсофский аспект проблемы духовной де-Я1&/1ЫЮС1И. М, 1981. С. 149.
<< | >>
Источник: Зборовский Г.Е.. Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Гардарики,2004. - 592 с.. 2004

Еще по теме § 1. Понятие института в духовной сфереДуховное производство:

  1. Функции духовного производства
  2. Глава 22Социальные институты в духовной сфере
  3. § 4. Институт производства
  4. Понятие незавершенного производства, методы оценки и группировки данных незавершенного производства. Инвентаризация незавершенного производства
  5. § 1. Понятие социального института
  6. 7.1. Понятие политических институтов
  7. Понятие социального института в отечественной социологии
  8. § 1. Понятие института в социальной сфере
  9. 18. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА
  10. Понятие социального института в современной зарубежной социологии