Пол ДимаджиоКУЛЬТУРА И ХОЗЯЙСТВО
Если под культурой мы понимаем разделяемые людьми смыслы [соёшпопз], ценности, нормы и экспрессивные символы [ехрге531Уе зутЬок], а экономика для нас означает ограниченность ресурсов и возможность выбора, то рамки нашего анализа распространяются на социальные науки в целом, ибо символы и ограниченность ресурсов присутствуют всюду.
Мы сузим предмет анализа трояким образом. Во-первых, несколько ограничим определение «культуры»: откажемся от слишком широкого ее определения, когда культура понимается как все множество образов жизни, и слишком узкого определения, согласно которому культура сводится к «искусству и письменным текстам» [аПз апй 1е1- 1егз] .Во-вторых, мы еще более ограничим определение «экономики» и сосредоточим внимание именно на хозяйственных институтах и отношениях, а не на экономической теории как дисциплине или на «проблеме выбора в условиях ограниченных ресурсов» как таковой. Без подобного ограничения пришлось бы рассматривать такие вопросы из сферы экономической теории, как коллективное поведение или исследование семей, что невозможно в рамках небольшой статьи. В-третьих, на некоторых важных вопросах — таких, как религия, ген- дер, досуг и реклама, — мы остановимся лишь вкратце.
Моя аргументация покоится на двух убеждениях.
Во-первых, хозяйственные процессы всегда имеют некую нередуцируемую «культурную» составляющую. Серьезное отношение к культуре позволит не только обогатить наше понимание хозяйственных явлений, но и лучше их объяснить. Во-вторых, если мы хотим воспользоваться потенциалом культурного анализа, следует тщательно определить термины, воздерживаясь от утверждений чересчур общего характера, и признать, что многие символические и когнитивные явления, которые часто называют «культурой», влияют на хозяйственные структуры и практики самыми разными способами. Забавно, но платой за удачные решения и объяснительные возможности социокультурного подхода оказывается неиссякаемый скептицизм по поводу «культуралистских» объяснений, пытающихся объять не-объятное или обобщить слишком широко. Впрочем, этот скептицизм отражает и мое собственное убеждение: да, мы можем выявить факторы влияния культуры и продемонстрировать их важность, но лишь при условии, что всякий раз при этом будем критически проверять то, что нам подсказывает наша культурная интуиция.
Еще по теме Пол ДимаджиоКУЛЬТУРА И ХОЗЯЙСТВО:
- 2. «Красные кхмеры» и трагедия Кампучии. Пол Пот.
- «Как Мальборо изменил свой пол»
- 17.1.1. Храмы и храмовое хозяйство как основной источник и организатор денежного хозяйства
- Доходная часть бюджета домашнего хозяйства. Состав, значение и показатели доходов домашнего хозяйства
- Лекция № 23 ДОМАШНЕЕ ХОЗЯЙСТВО И ЕГО ТИПЫ 23.1. Домашнее хозяйство как организация
- Расходная часть бюджета домашних хозяйств. Классификация расходов домашних хозяйств
- 23.3. Типы домашних хозяйств
- 62 ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ХОЗЯЙСТВА
- СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО
- Содержание финансов домашних хозяйств
- 13.3. Энергетическое хозяйство предприятия
- 13.2. Ремонтное хозяйство предприятия
- Основные черты мирового хозяйства
- Домашнее хозяйство в экономике страны
- 63 МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО
- Структура мирового хозяйства
- Домашнее хозяйство
- 14.1. Домашнее хозяйство в экономике страны
- Доходы и расходы домашних хозяйств