<<
>>

Перспективы современной России.

Попробуем перечислить предлагаемые для современной России альтернативные пути, проистекающие из разных мировоззренческих позиций.

1. Социал-демократический вариант, или строительство «социализма с человеческим лнцом».

Речь идет не о возврате к прошлому, а о переходе к социализму, облагороженному западным опытом — заимствованиями нз «шведской модели», практики американских коллективных предприятий или израильских киббу- цев. Зачастую утверждается и то, что никакого социализма при советском строе у нас построено не было (на помощь приходят метафоры, заимствованные из марксистской исторнософин: «государственный феодализм», «государственное рабоаладение», «азиатский деспотизм»), а вот теперь мы построим социализм «ис-тинный» .

Эконом-либеральный вариант, или культивирование капитализма и переход к рыночной экономике. Говорят, что мы съехали со столбовой дороги мировой (западной) цивилизации, заразились коммунизмом н азиатчиной, задавили рынок администратиано- командными мерами. Теперь же должны вернуться н стать «нормальным капиталистическим обществом с социально ориентированной рыночной экономикой».

Умеренно-западнический вариант, или осуществление «догоняющей» модернизации.

Россия поздно вступила на путь модернизации, а большевистские эксперименты ее еще более задержали, направили на ложный модернгаациоиный путь. «Запоздываю- щая» модернизация полна противоречий, но имеет и немалые преимущества, — можно активно заимствовать готовые формы, пропущенные через фильтры западного опыта.

Технократический вариант, илн прорыв в постиндустриальное общество. Мы могли бы пойти не к капитализму и рынку, но, ислользуя мощный военно-промышленный потенциал, перейти в постиндустриальное общество — с административным управлением и высокими технологиями, со скромным достатком и мощными ракетами, с высокой ролью научно-технической интеллиген-ции и закрытыми элитными городами14.

Имперский вариант, или обустройство евразийской платформы.

Россия находится на пврекрестке между Западом и Востоком. Но Запад враждебен, а Восток населен комплиментарными этносами» зависимыми от нас хозяйственно и культурно. Ставится вопрос: был ли «советский народ» чудовищной этнической химерой? Или же «новая историческая общность советский народ» уже наметилась, пусть в самых общих контурах? В первом случае Л.Н Гумилев заранее предсказал события в Нагорном Карабахе и Приднестровье, Абхазии н Чечне. Во втором случае, быть может, распад Союза и война суверенитетов, перерастающая в гражданские войны, явились следствием безумной политики и амбиций центральных и региональных политических элит. И возникает вопрос о возможной новой интеграции бывших республик (конечно, ие всех н на других основаниях).

Почвеннический вариант, или построение Всеславянского Союза. Предполагается возрождение российского национального самосознания на базе нашего особого культурно-исторического типа. И здесь возникает очередной вопрос: предположим, что Н.Я. Данилевский был прав, н России предначертано стать центром славянского мнра. Разве не выполнена была эта миссия в рамках Советского Союза и социалистического содружества (пусть даже способ осуществления идеи заставил бы Н.Я. Данилевского содрогнуться). Причем, к славянской оси этого содружества, завернутой в коммунистическую оболочку, был притянут целый ряд нных культурно-исторических типов. Или, может, это был «ложный старт», путь к деградации? Можно ли считать попытки интег-рации с Белоруссией начвлом нового объединения?

Вариант особого пути, илн возрождение российской мир- экономики и мир-культуры. По Ф. Броделю, Россия до XVIII столетия представляла собой особый мир-экономику, однако затем перешла в ранг «европейской периферии». Что означает сегодня «закат Европы» для нас, еслн он действительно происходит? Означает ли это «пробуждение Азин»? Как рассматривать с этой точки зрения современное положение России? Может быть, Россия — еще малое дитя, и нас ожидает пора хозяйственного и культурного расцвета? Либо расцвет культуры уже позади (вспомним блестящие образцы русской литературы, искусства XIX в.), советский период был проявлением истерического цивилизациснного «всплеска», а сейчас нашу цивилизацию ожидает медленный полураспад? И не являются ли «перестройки» и «переходы к рынку» поверхностным отражением более глубоких колебаний? В какой фазе цикла мы находимся?

<< | >>
Источник: Радаев В.В.. Экономическая социология. Курс лекций: Учеб. пособие,— М.: Аспект Пресс, 1997,— 368 е.— (Программа «Высшее образование»).. 1997

Еще по теме Перспективы современной России.:

  1. 7.3. Перспективы развития корпоративных структур в России
  2. Перспективы использования наркоанализа в России
  3. 3. Перспективы гражданского общества в России.
  4. Перспективы совершенствования налоговой системы России
  5. 10.3. Перспективы развития инвестиционных банков в России
  6. Перспективы развития инвестиционных банков в России
  7. 7. СОВРЕМЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
  8. Перспективы развития фондового рынка в России
  9. § 2. Перспективы развития политической науки в России
  10. 43. Перспективы развития таможенно-банковского контроля России
  11. § 6. Интегративная идеология в России: основания, проблемы, перспективы
  12. Глава 17.Перспективы развития электронной коммерции в России
  13. ПриложениеСоциология в России: сравнительные исследования.Состояние и перспективы