<<
>>

2.3. Особенности становления и развития социологии в России

Социологическая мысль в России развивалась как интегральная часть европейской культуры. Знакомство с идеями О. Конта и других западных социологов происходило довольно быстро, и вли яние их концепций на русскую социологическую мысль не подле жит сомнению. Однако появление социологии в России не может быть сведено только к заимствованию западных идей. Ряд блестя щих представителей русской социологии сами оказали существен ное влияние на становление ее как самостоятельной науки. Многие социологические разработки отличались оригинальностью и

национальной спецификой, связанной с традициями русской культуры.

Предшественниками отечественной социологии можно считать ярких представителей двух противоборствующих направлений в общественной мысли — славянофильства и западничества.

Среди сторонников славянофильства — Н.Я.Данилевский, М.Н. Катков, К.Н.Леонтьев, К.П.Победоносцев, среди приверженцев запад ничества — П.Я.Чаадаев, В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.Г.Чер нышевский, Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев. Неудовлетворенность социальным устройством общества подготовила почву для широ кого распространения в России марксистских идей. Этим же, ви димо, объясняется исключительная популярность идей полити ческой социологии.

Долгое время в нашей стране не было специальных исследова тельских учреждений, учебных курсов, кафедр и социологических журналов. Из-за отсутствия прочной институциональной основы социологии исследовательская и писательская деятельности не разграничивались, социологические работы часто носили публи-цистический и социально:философский характер. Усиливающееся влияние идей и методов естествознания на общественную мысль привело к попытке объяснить своеобразие социально-культурного развития России географическими фак торами. Наиболее полно такой подход отражен у Л. И. Мечникова (1838 — 1888). Согласно его концепции, в органической жизни борьба и сотрудничество составляют две равно необходимые силы. В обществе стремление к кооперации становится ведущим, поэтому мерилом прогресса в общественной жизни оказывается солидар ность, которая в ходе эволюции постепенно все более вытесняет первичную борьбу за существование, господствующую в природе. Солидарность может возникать добровольно или по принуждению. Начальный период в истории характеризуется преобладанием подневольных союзов, держащихся на внешней принудительной силе. Затем наступает господство подчиненных союзов, в которых объединение происходит благодаря разделению труда. В высший период истории принуждение и подчинение заменяет свободный и добровольный союз, соединяющий отдельные группы людей в силу общности их интересов и сознательного стремления к соли-дарности. Уменьшение деспотизма и насилия и увеличение осо знанной свободы и самостоятельности — таково основное направ ление развития общества. В жизни конкретных народов эта тен денция реализуется по-разному. Неравномерность общественного развития Л. И. Мечников объяснял влиянием географических ус-ловий, главным образом водных ресурсов и путей сообщения. Именно благодаря гидрологическому фактору происходит пере мещение цеторл цикилидалия ио одной кт^ны в другуя, именно

этот фактор и определяет основную тенденцию развития челове чества — от деспотии к свободе, от примитивных форм организа ции жизни к экономическим и социальным достижениям. Положения геосоциологии в какой-то мере использовались С. М. Соловьевым и В.

О. Ключевским. По мнению С. М. Соловьева, однообразие природных форм предопределяет однообразные занятия, обычаи, нравы, верования, одинаковые потребности и способы их удовлетворения. Так, как бы ни была обширна равнина, как бы ни было вначале разноплеменно ее население, рано или поздно она станет областью одного государства. Согласно В.О.Ключевскому, исторические законы есть результат взаимо действия трех основных сил — человеческой личности, общества и природы страны, которые создают и движут совместную жизнь людей. Характер социальной динамики он пытался объяснить при родными условиями.

Органическая концепция в русской социологии представлена А. И. Строниным, П. Ф. Лилиенфельдом и Я. А. Новиковым. Общество трактовалось ими как организм, который состоит из клеток — человеческих индивидов. Поэтому социология должна строиться по аналогии с физиологией. Полная аналогия, по их мнению, наблюдается и в эволюции общества, которое, как и любой организм, рождается, развивается, болеет и умирает. Группировка людей происходит по законам объединения клеток в отдельном организме.

С конца 60-х гг. XIX века в России получили большое развитие анархические идеи. М.А.Бакунин (1814—1876) социологией считал всю науку о человечестве, включая антропологию, психологию, логику, мораль, экономику, эстетику, теологию и метафизику. Центральная проблема социологии, по его мнению, — уничтожение государства как силы, подавляющей абсолютную свободу личности. Любая власть действует развращающе и на подчиненных, и на правителей. Государство обрекает большинство народа на нищету и угнетение, оно всегда антигуманно и враждебно личности. П.А.Кропоткин (1842 — 1921) выделял два фактора эволюции: общественный, суть которого во взаимной помощи, и индивиду-альный, заключающийся в самоутверждении отдельного индивида или группы. Он полагал, что борьба за существование как закон сохранения человечества направляется не внутрь общества, а в область отношений человека с природой. Поэтому дарвинский закон борьбы за существование должен быть дополнен законом взаимной помощи. В природе отсутствуют «управляющий центр», органы власти, значит, и в обществе государство и власть проти воестественны и должны быть уничтожены. Общественный прогресс П. А. Кропоткин рассматривал как вза- имосменяемйол дьух ^длюночных пкомл. Медлянное эво-

люционное развитие создает необходимость глубоких изменений. Отсутствие гибкой политики и нежелание государства удовлетво рять новым требованиям времени толкают народ на революцию. Начавшаяся революция должна развиться до своих крайних пре делов. Однако враждебные силы не дают утвердиться свершив шейся революции. Наступает реакция, и линия прогресса быстро падает. Постепенно прогрессивные силы опять начинают свое дей ствие, но на гораздо более высоком уровне. Таков, по мнению П.А.Кропоткина, закон прогресса человечества. Н. К.Михайловский (1842 — 1904) выразил субъективное направление в социологии народничества. В центре его внимания находилась проблема освобождения личности от социального гнета, неразумной организации труда, религиозных, социальных и других предрассудков. Скорость социального прогресса определяется прежде всего индивидуальной деятельностью. В отличие от Ч.Дарвина, выдвинувшего теорию борьбы за существование — когда особь приспосабливается к среде, — Н. К. Михайловский утверждал, что среда приспосабливается к личности. Историю он представлял как борьбу личности за свою индивидуальность, что проявляется в смене типов кооперации.

В объективно-антропоцентрическом периоде отсутствовала социальная дифференциация, человек ставил себя в центр мира, и отношения строились на основе простой кооперации. Эксцентрический период связан со сложной кооперацией, при которой в результате разделения труда люди утратили гармоничность своего развития. Будущее — за третьим периодом, в ходе которого человек вновь станет мерилом всех вещей. С конца 70-х гг. XIX века в российской социологии складывается психологическое направление, потребность в котором В. П. Во ронцов (1847 — 1918) обосновал практическими нуждами инди видов. Он считал, что в практической деятельности людей важное значение приобретает не знание закона «сущности исторического процесса», а знание более простых явлений и потому необходимо изучение психики человека, его психической природы. Видным представителем психологического направления был Е.В. де Роберти (1843 — 1915). Он исходил из того, что все общественные явления представляют собой результат деятельности людей, которая направляется их желаниями, страстями, волей и другими психическими факторами. Поэтому социология должна быть тесно связана с психологией, должна познавать законы психологического взаимодействия. Центральной категорией социологии при этом становится понятие надорганического, которое в своем развитии проходит две стадии — психофизических отношений и психологических взаимодействий. Последние включают огромное количество исторических фактов и процессов, относящихся к науке, философии, искусству. Развитие цивилизаций происхо-

дит под влиянием социальной энергии, вырабатываемой посто янным соприкосновением или столкновением сознания. Непо-средственным двигателем любого социального явления могут оказаться чувства, желания, воля, но определяющим элементом психологического взаимодействия выступает мышление. По убеж дению ученого, коллективная психика воплощается в морали лю дей, определяет нравственные нормы и принципы, духовную и материальную культуру, влияет на функционирование экономи ческих, политических и других институтов общества. Плюралистический подход к обществу в русской социологии получил обоснование в работах М.М.Ковалевского (1851 — 1916). Он был уверен, что при решении сложных социологических про блем необходимо учитывать всю совокупность и взаимодействие социальных факторов и элементов. Социология для М.М.Кова левского выступает синтезом результатов, полученных конкрет ными общественными науками. Он указывает на роль многих фак торов общественного развития: экономических, политических, де мографических, психологических, нравственных, религиозных. Но ни один из них не имеет постоянного решающего значения. Все зависит от ситуации, любой фактор может выйти на первый план. В этом и заключается суть социологического плюрализма М. М. Ко валевского.

В обществе, по М.М.Ковалевскому, происходит непрерывный прогресс, начинающийся с образования круга людей, объединен ных общей задачей — сохранить жизнь и продолжить род. Затем несколько объединений сливаются в одно на основании договора или путем завоевания. Такие союзы ведут к увеличению плотности населения и вызывают интенсификацию труда, что достигается путем его разделения. Разделение труда, в свою очередь, уп рочивает зависимость отдельных групп людей друг от друга и слу жит фактором дальнейшего развития солидарности и расширения круга объединенных союзов. Солидарность — это норма, а борьба и революции — отклонение от нее. Революции возникают как ре зультат ошибок правительства, пытающегося задержать естествен ное развитие общества или насильственно ускорить его. Важную роль в социологии М. М. Ковалевского играл сравни тельно-исторический метод, позволяющий выявить как некоторые общие законы исторического развития народов разных стран и эпох, так и специфические особенности эволюции их культур. Тем самым открывалась возможность прогнозирования, что повышало практическое значение социологии.

Оригинальная концепция социального развития, получившая название теории «культурно-исторических типов»,

разработана Н.Я.Данилевским (1822—1885). Мировая культура, по этой теории, есть поток, расчленяемый по горизонтальному и вертикальному измерениям. Мощные вертикальные образования

наименование культурно-исторических типов. Под ними понима ется совокупность психоэтнических, антропологических, соци альных, территориальных и других признаков, по которым осуще ствляется классификация мировой культуры на ряд уникальных видов. В рамках однолинейной схемы Н.Я.Данилевский попытался рассматривать драму многих культурно-исторических типов, каждый из которых возникает, расцветает, истощает свои силы и приходит к естественному концу.

К первой группе культур народов, выполняющих положительную роль в истории, Н.Я.Данилевский отнес египетскую, китайскую, древнесемитскую, индийскую, еврейскую, греческую, римскую, арабскую, германо-романскую. Во вторую — культуры, развитие которых было насильственно прервано, в результате чего они не успели завершить свой жизненный цикл (перуанская, мек сиканская). Сюда он отнес также молодой тип — славянский, кото рый только вступает в полосу своего расцвета. Третья группа — варвары, не создающие, а разрушающие культуру (гунны, монголы). Наконец, последняя группа представляет сырой этнографический материал истории. Это племена, не достигшие исторической индивидуальности (например, эскимосы). В ходе взаимодействия культур положительное влияние оказывает усвоение только того, что стоит вне сферы народности (наука, техника, технология). Механический перенос культуры с одной почвы на другую, насаждение чуждой культуры приводят к социальным болезням.

В.С.Соловьев (1853 — 1900) выделил три силы, которые управляли человеческим развитием. Первая сила пытается подчинить человечество во всех сферах и на всех ступенях одному вер-ховному началу, смешать и слить все многообразие частных форм, подавить самостоятельность лица, свободу личной жизни. Один господин и мертвая масса рабов — вот к чему, по мнению В. С. Со ловьева, стремится эта сила.

Вторая сила в противоположность первой почти безгранично дифференцирует и индивидуализирует элементы общества. Под ее влиянием отдельные лица действуют исключительно для себя, об щее теряет значение реального бытия, превращается во что-то отвлеченное, пустое, в формальный закон, а затем и вовсе лиша ется всякого смысла. Всеобщий эгоизм и анархия, множественность отдельных единиц без всякой внутренней связи — вот крайнее выражение этой силы.

Третья сила примиряет единство высшего начала со свободной множественностью частных форм и элементов, созидая тем самым целостность общечеловеческого организма. Необходимо ориентироваться именно на эту силу, поскольку лишь она способна дать человеческому развитию его «безусловное содержание». По мнению В.С.Соловьева, совместно существуют три куль-

туры, различающиеся между собой по преобладанию одной из трех сил: мусульманский Восток, западная цивилизация и славянский мир.

К. М. Тахтарев (1871 — 1923), исследуя историю развития социо логии, выделил основные теоретические школы: ранний позити визм О.Конта, социальный дарвинизм, органицизм, исторический экономизм К. Маркса, психологическое направление и ста-тистико- социологическую школу. Обосновывая необходимость развития последней, К. М.Тахтарев указывал на плодотворность «численного измерения» и эксперимента в социологии. С его точки зрения, социология призвана быть особой естественной наукой об общественной жизни, изучающей определенный класс социальных явлений. Только усваивая точные научные приемы массового наблюдения и исследования социальных явлений, численного их измерения и статистико- социологического выяснения их необходимых соотношений, социология может стать действительно точной общественной наукой.

<< | >>
Источник: Демидов Н. М.. Основы социологии и политологии. 2004

Еще по теме 2.3. Особенности становления и развития социологии в России:

  1. 1. Особенности и этапы развития социологии в России
  2. Глава 1. Становление и развитие социологии
  3. СТАНОВЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ
  4. 1.4. Становление и развитие системы налогообложения в России
  5. Становление и основные этапы исторического развития социологии
  6. 2.3. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ
  7. Развитие социологии в России
  8. История становления и развития банков в России
  9. § 1. Развитие социологии в России
  10. 7. 1. Становление кредитной системы России в процессе развития товарно-денежных отношений
  11. Этапы развития социологии в России.
  12. 5. РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИИ В РОССИИ
  13. Глава 2. РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ
  14. Глава 3. РАЗВИТИЕ ЗАВОДСКОЙ СОЦИОЛОГИИ В РОССИИ
  15. 3.5. Налог на доходы физических лиц Становление и развитие налога в России и за рубежом
  16. Особенности Экономического развития России в начале ХХ в.
  17. Государственный кредит в современной России: особенности и тенденции развития
  18. Главные вехи становления социологии