<<
>>

Основные структурные элементы культуры. Социально-исторические системы представлений о мире: миф — религия — идеология

Итак, человечество исторически выработало и сегодня использует традиционно-шаблонный и ценностно-нормативный тип социальной регуляции. Но как регулирует свое поведение человек, что он принимает во внимание, из чего исходит, как обосновывает свои намерения, мотивы и т.д.
— все это зависит от сложившегося у него мироощущения, мировоззрения, которое позволяет ему познавать, осмысливать мир. Мир может восприниматься зеркально-эмоционально, как своеобразный «сон наяву» (так назвал миф известный социолог религии Р. Белла), чувственно насыщенный, фрагментарный, скользящий по поверхности взгляд на окружающую действительность. В другом случае человек стремится проникнуть за внешнюю оболочку событий, явлений, определить главное и второстепенное, установить, что он может и не может изменить. Формируются соответствующие типы регуляции поведения. Так, «сон наяву» вынуждает действовать шаблонно, мало осознавая, почему надо делать так, а не иначе.
Человечество исторически выработало и использует сегодня следующие системы (картины) представлений о мире, его восприятия и объяснения: миф, религия и идеология.
Анализ этих систем обоснования социального поведения позво-ляет углубить понимание социокультурной организации социальной жизни.
<< | >>
Источник: Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева. Общая социология: Учебное пособие Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева . — М.: ИНФРА-М,2000. — 654 с. — (Серия «Высшее образование»).. 2000

Еще по теме Основные структурные элементы культуры. Социально-исторические системы представлений о мире: миф — религия — идеология:

  1. Глава XVI. Основные структурные элементы культуры. Социально-исторические системы представлений о мире: миф — религия — идеология
  2. Глава XVII. Основные структурные элементы культуры. Ценностно-нормативная регуляция социального поведения в современном обществе
  3. § 2. Особенности и социально-историческая роль религии
  4. Объекты и методы культурно-исторического познания. Знак и семиотика культуры. Общественные мифы и социально-историческая мифология
  5. Лекция третьяОбъекты и методы культурно-исторического познания. Знак и семиотика культуры. Общественные мифы и социально-историческая мифология
  6. Общественно-исторический миф
  7. 31. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КУЛЬТУРЫ
  8. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ИДЕОЛОГИЙ
  9. Т. Парсонс об основных элементах культуры.
  10. Основные элементы культуры
  11. Сущность организационной культуры и ее основные элементы
  12. 27. В чем заключалась гуманистическая идеология эпохи Возрождения, ее основные черты и социальные истоки?
  13. § 2. Основные социально-исторические типы социокультурной регуляции
  14. Объекты и методы культурно-исторического познания. Общественные мифы и социально-историческая мифология (окончание).