<<
>>

§ 2. Основные социально-исторические типы социокультурной регуляции

Культура по своей структуре — крайне сложная и многообразная система. Но нас интересуют лишь те структурные элементы, которые непосредственно участвуют в реализации основных социальных функций культуры: интегративной, регулятивной, социа-лизационной.
Ежедневно совершая те или иные поступки, действия мы ориентируемся на те или иные доводы, идеи, правила, шаблоны и т.д.: в знак расположения мы пожимаем руку коллеге, улыбаемся, похлопываем по плечу — так это принято; к Пасхе печем куличи, красим яйца, готовим яства — так требует обычай; стремимся одеваться по моде; на работе выполняем определенные обязанности, соблюдаем правила распорядка, нормы и т.д. В сложной ситуации, когда необходимо принять непростое решение, мы стремимся разобраться, что для нас важнее, ценнее — честь, достоинство или материальное благополучие, свобода, возможность проявить свою независимость или карьера?
Как видим, современная культура имеет много инстументов, средств регулирования поведения — от самых элементарных, мало-осознаваемых, осуществляемых чисто автоматически до сложнейших, предполагающих осмысленность выбора, апеллирующих к глубинным пластам духовного мира, вызывающих глубокое внутреннее сопереживание. Эти инструменты дополняют друг друга, обеспечивают регуляцию поведения в самых разнообразных ситуациях.
* Титов В Н Этнокультурная характеристика московских ассирийцев (опыт эт-носоциологического опроса)//Этнографическое обозрение. — 1992 — № 5, с 47—54).
350
Вместе с тем они в разной степени способны задействовать личную ответственность, личное социальное творчество Актора.
Соответственно, одна из главных характеристик организации общества — определение, каково соотношение различных типов социальной регуляции в данном обществе, насколько важнейшие сферы общественной жизни регулируются социокультурными механизмами, предполагающими осмысленный выбор индивида, за который он несет личную ответственность.
И это, пожалуй, может быть рассмотрено социологией в качестве одного из самых главных критериев классификации социально-регулятивных инструментов, используемых в культуре.
В ходе культурно-исторического развития человечество выработало два основных типа регуляции: на основе малоосмысленного традиционного* шаблона поведения (это, пожалуй, наиболее ранняя форма социальной регуляции) и на основе личностно-избира-емой и осмысливаемой ценностной позиции (ценностно-нормативный вид регуляции — более современная, посттрадиционная форма социальной регуляции).
При использовании традиционного шаблона поведения человек осуществляет свои действия потому, что так принято, не размышляя, не оценивая, не взвешивая, не будет ли другое действие более целесообразным. «Психологический механизм подобной регуляции в том, что способ и нормы деятельности не фиксируются отдельно от самой деятельности»**. Мысль вплетена в деятельность и не выделена из нее.
В современной жизни подобными шаблонами являются и элементарные привычки (здороваться правой рукой, писать слева направо, а у некоторых народов — справа налево), и определенные обычаи, обряды, ритуалы и т.д.
В традиционном (в абсолютном смысле — в раннетрадицион-ном, в меньшей степени в позднетрадиционном) обществе подобная регуляция играла исключительно важную роль.
* Слово «традиция» широко распространено, что сделало его многозначным Поэтому следует разделять традицию, традиционное как тип (механизм) социального мышления, поведения и традицию, традиционное как нечто устойчивое, как преемственность. В первом случае мы имеем дело с определенным типом регуляции социального поведения — малоосмысленным, автоматическим (традиционалистским) повторением того, что было принято предками Во втором случае подчеркивается, что данные правила, в том числе нормы, ценности (т.е осознанные формы регуляции) для данной культуры традиционны и переходят от поколения к поколению.
В данном разделе мы будем использовать слово «традиция» преимущественно в первом смысле этого слова ** Левкович В П. Обычай и ритуал как способы социальной регуляции. В кн ¦ Психологические проблемы социальной регуляции поведения — М., 1976, с 213
351
Все носило шаблонный характер. «Способ, каким человек должен питаться, одеваться в конкретных обстоятельствах, жесты, которые он должен делать, формулы, которые он должен произносить, точно определены»*. Шаблонный тип регуляции обеспечивал высокий уровень предсказуемости поведения, социальной интеракции. В этом смысле все было достаточно надежно, даже жестко пред-сказуемо, чего нельзя сказать о способности к изменениям, эффективности, результативности.
При использовании ценностной (ценностно-нормативной) регуляции человек принимает решения, ориентируясь прежде всего на критерии — ценности и нормы, которые в данном обществе признаны разумными, обоснованными. Отличительной чертой психологического механизма ценностно-нормативной регуляции является то, что «принципы деятельности выделены из процесса деятельности и воплощены в культуре особыми средствами... в которых сформулированы лишь общие правила и принципы, рассчитанные на их творческую реализацию в виде некоторых критериев, оценок, абстрактных принципов»**.
Но эти критерии, абстрактные принципы, с одной стороны, приняты в данном сообществе, которое придало им определенный пафос, почитание, а с другой стороны, обязательно должны быть осмыслены, переопределены, переработаны каждой личностью, каждым новым поколением. Ценность, почитаемая в данном обществе, входит в духовный мир личности, как будто ее вновь создали, становясь глубоко интимным ее внутренним достоянием (человек может и не отдавать в отдельных случаях себе отчет в том, что воспринятые им критерии, абстрактные принципы общеприняты, почитаемы в той или иной общности).
Иными словами, общество и здесь контролирует предсказуемость поведения человека, наделяя его выработанными стандартными критериями оценки. Но этот контроль осуществляется опосредованно, неявно, апеллируя к интеллекту личности, ее личностному выбору, убеждениям. Ценность усваивается каждой личностью по-новому, требует ее личностного переосмысления, переработки.
Как видим, предсказуемость поведения, ориентация на стандарты социального поведения обеспечивается и существует в двух социально-исторических типах — шаблонной и ценностной регуляции.
Конкретные социокультурные различия между ними следующие.
* Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии, 1991,
с 271.
** Левкович В.П. Указ. соч., с. 213, 215.
352
<< | >>
Источник: Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева. Общая социология: Учебное пособие Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева . — М.: ИНФРА-М,2000. — 654 с. — (Серия «Высшее образование»).. 2000

Еще по теме § 2. Основные социально-исторические типы социокультурной регуляции:

  1. Основные структурные элементыкультуры. Язык, типы социокультурной регуляции
  2. Глава XV. Основные структурные элементыкультуры. Язык, типы социокультурной регуляции
  3. Глава VI. Социально-исторические типы организации социальной жизни
  4. § 3. Социально-исторические типы социальных институтов
  5. ЛЕКЦИЯ 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ. культурно-исторические типы ЦИВИЛИЗАЦИЙ
  6. Глава XVII. Основные структурные элементы культуры. Ценностно-нормативная регуляция социального поведения в современном обществе
  7. Раздел III.СОЦИАЛЬНЫЕВЗАИМОДЕЙСТВИЯ: ФОРМЫ, ТИПЫ И ПРИНЦИПЫ РЕГУЛЯЦИИ
  8. Основные структурные элементы культуры. Социально-исторические системы представлений о мире: миф — религия — идеология
  9. Объекты и методы культурно-исторического познания. Общественные мифы и социально-историческая мифология (окончание).
  10. § 2. Ценностно-нормативный механизм социальной регуляции
  11. Объекты и методы культурно-исторического познания. Знак и семиотика культуры. Общественные мифы и социально-историческая мифология