<<
>>

Обмен экономический и социальный

Вся социальная жизнь состоит из обменов — обменов вежливостью, благами, женщинами, властью. Взыскательность на основе взаимности в социальных актах живо ощущается индивидами во всех обществах и во всех цивилизациях, и большая часть правил и установлении направлена на кодификацию и организацию обменов.
Социология попытается рассматривать некоторые элементарные и фундаментальные социальные взаимоотношения в различных контекстах и с различных точек зрения. Женитьба и табу на инцест были объяснены в предыдущей главе как формы взаимности. Экономисты изучают обмен благами, а этнологи неоднократно описывали церемонии обмена среди различных народов.

Экономист интересуется обмененными вещами, а социолог — процессом обмена. Обмен предусматривает рассмотрение другого индивида как человека, с которым можно обменяться сестрами, благами или вежливостью. Этот «другой индивид» не должен быть неизвестным, «варваром».

Леви-Стросс пишет: «Примитивные люди знают только две характеристики чужаков (иностранцев) хорошие или плохие.

Но наивная традиция местных слов не должна сеять иллюзии. «Хорошие» — это те, которым, без дискуссий, предоставляют гостеприимство, дарят наиболее дорогие подарки, а «плохие» — это враги, от которых ожидают страдания и смерть и которым, в свою очередь, обе-щают при первой возможности ответить тем же. С одними — дерутся, с другими — обмениваются».

Когда иноплеменник приближается к чужому лагерю, он выжидает и держится на некотором расстоянии, пока к нему не обратятся аборигены, чтобы выяснить, кто он такой. Чаще всего ему задают вопрос: «Кто отец твоего отца?» Выяснив генеалогию чужака, аборигены удовлетворяют свой интерес, и в отношениях иноплеменника с каждым из спрашивающих появляется ясность. После этого иноплеменника принимают в лагере, где ему представляют каждого мужчину и каждую женщину с указани-

ем степени родства с остальными.

Если один абориген встречает другого аборигена, они могут быть либо род-ственниками, либо врагами, в последнем случае необходимо воспользоваться первой возможностью, чтобы убить врага, иначе он убьет тебя.

Есть люди, с которыми обмениваются, на которых женятся и с которыми воюют. Обмен и сражения по-своему близки, что проявляется у некоторых народов в обычаях свадеб, когда символически воспроизводятся битвы или похищение человека, например похищение женщины в социальной группе, которая противится предстоящему браку и при похищении держит оборону. Свадьба, как уже говорилось, это форма обмена, потому что женщина рассматривается как имущество. Но сказанное не означает, что женитьба просто является формой экономического обмена. Между двумя крайними положениями — свадьбой и продажей — имеется целый ряд промежуточных форм обмена, нерасторжимо переплетающих «экономический» и «социальный» аспекты.

Учитывая, что наше общество «рационализируется», уточняется, специализируется, экономическая эффективность имеет тенденцию отделяться от других аспектов социальной жизни. Но существует много областей, где происходит перемешивание экономического и социального. В обществах, называемых примитивными, экономический обмен по сравнению с тем, который известен в нашем обществе, невелик. Как писал Марсель Мосс: «Мы живем в обществе, резко разграничивающем вещное и персональное право, вещей и людей. Это различие фундаментально. Оно даже образует часть наших систем собственности, отчуждения и обмена. Оно также отлично от прав, которые мы сейчас будем изучать. Более того, наши цивилизации после семитической, греческой и римской резко различают бесплатное представление, с одной стороны, и дар — с другой. Но не являются ли эти различия довольно частыми в праве великих цивилизаций? Не проходили ли они предшествующую стадию, в которой не было такого холодного и расчетливого менталитета?»1

1 См • Mauss M Sociologie et antropologie Pans, 1950

Земля — высшая ценность в аграрном обществе, однако это особая ценность, и часто ее нельзя обменивать.

В противоположность женщинам, являющимся предметом обмена, земля принадлежит семье, роду и, следовательно, должна сохраняться от поколения к поколению внутри рода, а не передаваться другому роду. Но если, в силу экономических условий, передача земли станет неизбежной, юридические процедуры, скорость, с которой передается земля, могут привести к «исчезновению» земли. Например, в вавилонском праве предусмотрено, что необходимо взять ком земли с поля, предназначенного к продаже, и бросить его в реку, где он растворится. Таким образом символически уничтожают старое поле и получают новое, ранее не существовавшее, поступающее во владение но-вому племени

В нашем обществе женитьба, которая должна быть наи-более личным и сентиментальным актом, довольно часто становится актом экономическим. Доказательством является брачный контракт, закрепляющий передачу собственности от одной семьи к другой и ее возвращение в Исходную семью в случае смерти невесты. В примитивных обществах за жену дают компенсацию (дорогие вещи или скотину) ее роду. Если жену рассматривают как источник дохода, в ней как бы олицетворяется капитал, который должен компенсироваться другим производительным капиталом; в то же время, если женщина рассматривается как «повод для издержек», она должна принести с собой свои автономные ресурсы, чтобы не быть «в тягость» семье, в которую она входит.

Примитивные народы также различают объекты, предназначенные для коммерции и для благородного обмена. Это наглядно видно на примере Тробриандских островов. Малиновский описывает крайне развитую систему обмена, кула, между племенами, разбросанными на нескольких маленьких островах1.

Во время ритуальных праздников благородные люди одного племени отправляются на каноэ к островам дру-

' См.. Malinowski В. Les Argonautes du Pacifique occidental Pans, 1963

гого племени и преподносят им подарки двух видов: мвали, представляющие собой вырезанные и отполированные браслеты, которые носят по большим праздникам, и су-лава — ожерелья из скорлупы орехов.

Те, что привозят мвали, получают в обмен сулава, причем сулава перемещаются с востока на запад, в то время как мвали — в противоположном направлении. Социальная активность этих племен выражается в том, чтобы навещать друг друга и обмениваться дарами, не имеющими никакой ценности, но являющимися украшениями, которые некоторое время хранят, которыми гордятся и хвастаются. Для обмена этими богатствами установлен специальный ритуал. Приезжающие с красивыми мвали надеются увезти еще более красивые сулава, чтобы затем обменять их на еще более красивые мвали и т. д.

Такой обмен, не имеющий никакой экономической базы, ритуализирован в постоянный праздник. Но одно-временно происходит экономический обмен, когда обмениваются блага с различной ценностью; туземцы четко разграничивают декоративный обмен и экономический обмен полезными товарами, который носит название гим-вали. Производя декоративный обмен, вы утверждаете, что преподносите дар и недостойны получить такой же хороший подарок взамен. При экономическом обмене товарами, не являющимися благородными, вы агрессивно торгуетесь «за каждый грош»: «Я вам дам то, что вы хотите, но моя вещь стоит гораздо дороже, чем та, которую вы предлагаете в обмен». Если вы получите очень красивое сулава вместо вашего мвали, вы увеличите свое богатство, потому что украшения в цене. Чем больше у вас красивых мвали и сулава, тем вы богаче, тем выше ваш «социальный статус», как сказали бы на нашем жаргоне.

Другой тип обмена — потлаш — практикуется у индейцев квакиутл на западе Канады. Суть этого обычая заключается в том, чтобы сделать другому подарок и получить от него взамен еще более богатый подарок. Если тот, кому подарены богато вытканные покрывала и медная пластина с узорным орнаментом, не может ответить более дорогим подарком, он унижен, и даритель торжествует. Кула

представляет собой необязательную игру, а потлаш — аг-рессивную и властную. Но в обоих случаях игра базируется на трех фундаментальных правилах, или обязательствах: давать, получать и возвращать. Будучи приняты в этот круг, вы обязаны делать подарки, если хотите иметь социальный статус. Если вам что-то дарят, вы должны принять это. Если вы ничего не дарите, то ничего и не получаете, и, как говорятшндейцы квакиутл, являетесь «сплюснутым», недостойным имени человека, т. е. теряете лицо.

Некоторые обычаи нашей цивилизации относятся к тому же типу: делать подарки и получать что-то взамен. У буржуазии принято обмениваться обедами, как покрывалами или браслетами у тробриандцев или квакиутл. И для хозяйки дома очень важно, чтобы ее обед был чуть-чуть лучше, чем у других, но не настолько, чтобы унизить приглашенных. Выражения «нельзя быть последними» или «мы должны отблагодарить» показывают, что фундаментальная взаимность живо чувствуется и воспринимается.

<< | >>
Источник: Касьянов В. В., Нечипуренко В. Н., Самыгин С. И.. Социология. Учебное пособие / Под ред. Касьянова В. В. — Ростов н/Д: издательский центр «МарТ»,2000. - 512 с.. 2000

Еще по теме Обмен экономический и социальный:

  1. Экономическая политика в условиях плавающего обменного курса
  2. Генезис социальных связей: реципрокный обмен
  3. Обмен как простейший случай социальной связанности 1.
  4. 15. СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК СИСТЕМА ОБМЕНОВ И ЕГО ФОРМЫ
  5. Отчет и прогноз основных социально-экономических показателей России на основе расчета прогноза социально-экономического развития до 2007 г. (в %)
  6. Социально-экономическое значение социально-бытовой инфраструктуры
  7. 6.2. Социально-экономические реформы. Построение государства социальных гарантий
  8. 12.1. Социально-экономическое значение социальной сферы
  9. Обмен и самоутверждение.
  10. Обмен