5.2, НОВОЕ время ДІНППІ века


Николо Макиавелли (1469—1527), Он первым из мыслителей нового времени обратился к идеям Пла тона и Аристотеля и создал на их основе оригиналь ную теорию общества и государства. Его главное произведение «Государь» как бы продолжает основ ную линию рассуждения платоновского «Государ ства», но акцент поставлен не на структуре общества, а на поведении политического лидера^ В работе Ма киавелли социология и политология обрели новое измерение, они стали наукой о поведении людей в обществе.

ГШ V. Історії ВДІ0ШІ
Макиавелли говорил, что правитель, желающий добиться успеха, должен знать законы поведения лю дей. Первый закон гласит, что нашими действиями правят честолюбие и мотив власти. Состоятельными людьми движет страх потерять то, что они накопили, а бедняками— страсть приобрести то, чего их лишили. Второй закон гласит; умный правитель не должен выполнять все свои обещания. Ведь и подданные не очень спешат с выполнением своих обязательств. До биваясь власти, можно расточать обещания, но, придя к ней не обязательно их выполнять, иначе попадешь в зависимость от подчиненных. А где зависимость, там нерешительность, малодушие и легкомыслие. Третий закон: творить зло надо сразу, а добро — постепенно. Наградами люди дорожат, когда они редки, наказания же нужно производить сразу и в больших дозах. Еди новременная жесткость переносится с меньшим раз дражением и считается более справедливой, чем рас тянутая во времени. Наказание не нуждается в оценке и ответной благодарности (как поощрение).
Следующий шаг сделал Томас Гоббс (1588-—1679). Он разработал теорию общественного договора, по служившую основой учения о гражданском обществе. У животных нет борьбы за почести и звания, поэтому у них нет ненависти и зависти — причины мятежей и войн. У людей все это есть. Неправильно думать, будто люди от рождения склонны к сотрудничеству. Если бы человек любил другого по естественному побуждению, то он искал общения со всеми в равной мере. Но каж дый из нас предпочитает общество тех, кто ему выгод? нее. Именно наша природа толкает искать не друзей, а почета и выгод.
Что побуждает людей создавать общество? Взаим ное опасение. Оно сбивает людей в группы, помогая выжить в конкуренции. Но объединившись, люди пре следуют вовсе не общественное благо, а стремятся даже из этого извлечь себе выгоду либо достичь ува жения и почестей, Поэтомучелавеческое общество не будет ни очень большим, ни очень устойчивым. Оно стабильно, если слава и почет возданы всем, Но так не бывает. Обойденным оказывается всегда большинство, почет достается немногим, следовательно, общество со

Раздел I. Структура, гарт к тщ одшгт
временем обязательно распадется. Страх не разъеди няет, а объединяет людей, вынуждает забоиться о вза имной безопасности. Государство —наилучший способ удовлетворить такую потребность. Поэтому причина возникновения стабильного, длительно существующе го общества — взаимный страх, а не любовь и распо ложение.
Естественное состояние —война всех против всех или социальная борьба за выживание. Она характе ризует повседневную жизнь людей в догражданском обществе. Иное дело гражданское общество — выс ший этап развития. Оно покоится на общественном договоре и юридических законах. У него три формы правления: демократия, аристократия, монархия. Толь ко с появлением государства возникает собственность в истинном смысле слова и соответствующие учреж дения (суд, правительство, армия, полиция), защища ющие ее. В результате прекращается война против всех.
<< | >>
Источник: Кравченко А.И.. Социология. 2001

Еще по теме 5.2, НОВОЕ время ДІНППІ века:

  1. НОВОЕ ВРЕМЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ ИСТОРИИ
  2. НОВОЕ ВРЕМЯ
  3. Культура Камбоджи в Новое время
  4. Новое времЯ
  5. НОВОЕ ВРЕМЯ
  6. Новое время
  7. НОВОЕ ВРЕМЯ
  8. Культура Таиланда в Новое время
  9. 4.1. Страны Европы в XVI—XVIII вв. 4.1.1. Новое время: понятие и периодизация
  10. 4.1. Страны Европы в XVI-XVUI вв. 4.1.1. Новое время: понятие и периодизация
  11. 4.1.5. Развитие культуры в новое время
  12. 4.8. Международные отношения в Новое время
  13. 4.1.5. Развитие культуры в новое время