<<
>>

НОРМЫ

Поэтому не случайно социально-регулятивный
механизм представляет собой сложно организованную систему, в которой помимо ценностей, осуществляющих самую общую, стратегическую регуляцию поведения, имеются нормы.
Последние носят императивный характер, т.е. достаточно конкретно предписывают, указывают, какие поступки должны совершить люди. Иначе говоря, это своеобразные правила поведения в типичных, и прежде всего повседневных, ситуациях. «Ценности есть
404
не что иное, как представления о желаемом типе социальной системы... Нормы, основная функция которых — интегрировать социальные системы, конкретны и специализированы применительно к отдельным социальным функциям и типам социальных ситуаций. Они не только включают элементы ценностной системы, конкретизированные применительно к типичным ситуациям, но и содержат конкретные способы ориентации для действия»*.
Норма тесно связана с ценностью, обусловлена и обоснована ею. Так, христианская норма-заповедь «Не убий» обосновывается христианскими ценностями человеколюбия. По существу, норма — это выражение той или иной ценности в системе четких, однозначно интерпретируемых, адекватно применяемых и контролируемых форм. Причем в норме та или иная ценность предстает как желательный, а чаще всего императивный образец поведения. Поэтому нормы не могут не выражать специфику, своеобразие той системы ценностей, в рамках которой они функционируют (например, для одних народов многоженство является нормой, а для других находится под строжайшим запретом).
Подчеркнем одно важное обстоятельство. В идеале ценность всегда находит свое воплощение в соответствующей норме, но на практике могут быть существенные расхождения между ценностью и нормой.
Так, норма «Не убий» в реальной жизни может удерживать индивида от посягательств на жизнь другого совсем не по причине осознания человеческой жизни как высшей ценности, а из-за страха перед наказанием (в основе его другая ценность — безопасность собственной жизни). Поэтому очень часто одна и та же норма может обосновываться различными ценностями, а страх перед наказанием — один из важнейших регуляторов нормативного поведения.
И наоборот, одна и та же ценность может реализовываться посредством различных способов, образцов поведения, в том числе неодобряемых обществом. Последнее расхождение и становится одной из причин отклоняющегося (девиантного) поведения (о чем речь будет идти в следующем разделе). Расхождение, рассогласовывание ценностей и норм порождает драматические, подчас траги-ческие моменты в функционировании ценностно-нормативного механизма социальной регуляции.
Нормы можно классифицировать по многим основаниям: нормы хозяйственной и научной деятельности, нормы, характерные для военнослужащих, нормы поведения деятелей искусства и культуры и др. Особое значение имеет деление на моральные и правовые нормы.
* Парсонс Т Система современных обществ, с. 18.
405
Правовые нормы — это прежде всего четко зафиксированные законы, их выполнение контролируется государственной властью, их несоблюдение влечет за собой конкретные четкие санкции, при-меняемые специальными учреждениями.
Моральные нормы — это образцы поведения, обосновывающиеся конечными истинами бытия, имеющие глобальный масштаб.
Моральные нормы опираются на силу общественного мнения, моральной ответственности личности, чувство долга, совести, стыд.
Могут быть выделены нормы-правила и нормы-ох<идания.
Нормы-правила обязуют человека к определенному поведению в наиболее важных и ответственных ситуациях, обеспечивая гарантии целостности, устойчивости общества, социальной группы (к ним относятся наиболее значимые моральные и правовые нормы).
Нормы-ожидания — это ожидание желательного поведения. Если нормы-правила могут иметь форму как запрета, так и позитивного представления («нельзя делать это», «следует сделать так»), то нор-мы-ожидания скорее поощряют желательное, но не обязательное поведение («хотелось бы, чтобы это было так», «желательно, чтобы это выглядело так»).
Можно классифицировать нормы и по другому основанию: запрещающие и поощряющие.
На наш взгляд, запрещающие нормы, как правило, имеют при-ставку «не» (или подразумевают ее). Роль запрещающих норм во все времена была значительной. Общество, используя эти нормы, очерчивает зону, сферу деятельности, выход за рамки которой может угрожать безопасности других людей, обществу в целом. В рамках различных культур зона, не подлежащая запретной регалментации, может быть шире или уже (еще относительно недавно женщинам не разрешалось участвовать в выборах, и не только в мусульманских странах; в нашей стране лишь недавно снят запрет на частно-предпринимательскую дейтельность, т.е. сфера выбора была достаточно узкой, а сейчас расширилась).
Нормы-поощрения имеют форму призыва к определенному образу действия и оставляют гораздо большую степень свободы у человека по поводу того, выполнять или не выполнять, насколько регулярно выполнять эти нормы («будь активен», «проявляй инициативу» и т.д.). Социологические исследования дают основание предполагать, что нормы, которые формируют у личности стремление избежать неудачу, наказание, мотивируют личность в нужном направлении гораздо сильнее, чем нормы, которые призваны формировать у личности стремление к достижению успеха.
Своеобразие регулятивных возможностей норм наиболее отчетливо прослеживается, если обратить внимание на историческое своеобразие нормативно-императивных инструментов, используемых в современном ценностно-нормативном механизме,
406
и на функциональные особенности норм (по сравнению с ценностями).
Начнем с первого. Императивно-практическая регуляция (в отличие от ценностно-ориентационной) существует и в примитивном обществе — ведь минимально необходимым условием обеспечения предсказуемого самовозобновляющегося взаимодействия индивидов является соответствие их действий определенным ожиданиям, стандартам. Поэтому первым условием эффективной регуляции любых систем социальных взаимодействий является выполнение определенных конкретных предуказаний, как надо действовать.
Но в примитивных обществах в качестве инструментов императивно-практической регуляции используются малоосознаваемые ситуативно-конкретные шаблон и табу. Нормы же, являясь элементом ценностной регуляции, носят обобщенный характер (например, «Не убий»).
Они, как и ценности, иерархизированы, требуют личного осмысления и предоставляют определенную свободу выбора, а не исполняются автоматически, как шаблон. Это особенно проявляется в ситуации противоречия, конфликта норм, требующего выбора в пользу того или иного порядка действий.
Например, требование говорить только правду входит в противоречие с соображениями гуманности по отношению к безнадежно больному человеку, так как знание правды о болезни может ускорить его кончину. Исполняя ту или иную норму, человек это делает или в силу того, что это считает целесообразным для себя, или в силу своего понимания долга, или вынужденно, во избежании недовольства, наказания и т.д. Но всегда это он делает осознанно, он выбирает, взвешивает, определяет, что важно, а что менее важно. Ярко проявляется осмысленный характер нормативной регуляции в процессе выработки различного рода инструкций, правил распорядка, законов. Законодатель взвешивает, оценивает, прогнозирует последствия применяемого порядка, насколько он целесообразен, помогает добиться желаемого результата.
Говоря о функциональных особенностях норм (прежде всего по сравнению с ценностями), мы вынуждены повторить, что:
• норма повелевает, позволяет действовать вполне определенным образом; она всегда формулируется как практическое наставление, правило, образец. Поэтому именно на нормах как особых социокультурных (символических) феноменах основаны системы социальных взаимодействий. В институциональных связях не столь важно, что желает человек, к чему он стремится, — более важно то, что он делает! Не случайно Т. Парсонс подчеркивает, что основная функция норм — «интегрировать социальные системы», т.е. практически (а не умозрительно) интегрировать индивидов в единые комплексы социальных взаимодействий;
407
свобода выбора нормы не абсолютна. В отличие от ценности общество может навязать, используя санкции, определенную норму поведения. В выборе нормы свобода человека ограничена. Не всякую норму поведения общество разрешает выбрать.
<< | >>
Источник: Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева. Общая социология: Учебное пособие Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева . — М.: ИНФРА-М,2000. — 654 с. — (Серия «Высшее образование»).. 2000

Еще по теме НОРМЫ:

  1. Лекция № 3 НОРМЫ: РЕЗУЛЬТАТ РАЦИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА ИЛИ АБСОЛЮТНЫЙ ДЕТЕРМИНАНТ ДЕЙСТВИЯ? 3.1. Определение нормы
  2. НОРМЫ СОЦИАЛЬНЫЕ
  3. Нормы
  4. 6.2. Культурные нормы и мораль
  5. Диспозитивные нормы
  6. Нормы
  7. Социальные нормы
  8. Нормы
  9. Нормы естественной убыли
  10. Нормы и нормативы
  11. Нормы права
  12. Управомочивающие нормы