<<
>>

Неоэволюционизм: Т. Парсонс и Р. БеллаТ. Парсонс: религиозные корни системы современных обществ.

В 1966 г. в книге "Общества в эволюционной и сравнительной перспективе" Парсонс ввел понятие "обществ-рассадников" применительно к древним Израилю и Греции. Эти общества можно уподобить "полям, дающим, всходы": своим культурным новаторством они во многом определили последующую социальную эволюцию.

Здесь были выработаны те культурные элементы, которые, претерпев основательные измене ния и взаимодействуя в различных комбинациях, составили большинство из главных культурных компонентов современного общества, ядром которых было христианство.

Вклад религии древнего Израиля заключается в том, что в пророческих обличе ниях VI в. до н.э. все более трансцендентным становится Бог Израиля Ягве. Следствия ми этого процесса стали два важных момента. Во-первых - монотеизм; единобожие возвышает Бога над миром и противопоставляет его миру: Бог - на небе, он больше не живет в рощах, источниках, пещерах, вообще - на земле, мир начинает "расколдовы ваться", магические средства постепенно вытесняются из практической деятельности, происходит де мифологизация религии.

Во-вторых, в иудаизме происходит отделение закона от культа. Теперь почитание Бога становится почитанием его Закона, установ ленных им предписаний и запретов.

169

Эти моменты иудаизм передал непосредственно из него возникшему христиан ству. Именно христианство задолго до возникновения современного общества заложи ло те культурные основы, из которых это общество выросло. Особенно важно то, что христианство сумело утвердить более четкую и последовательную дифференциацию христианской культуры, включая ее мирские элементы, от социальных систем, с кото рыми она была неразрывно связана и находилась в постоянном взаимодействии. Благо даря '«тому стало возможным быть одновременно "христианином" (сыном Церкви) и " гражданином" (подданным Кесаря), принадлежать двум культурным мирам - религи озному и светскому. Социальная принадлежность перестала совпадать с религиозной.

Такого рода дифференциация - признак современного общества. В христианстве диф ференциация "Града небесного" и "Града земного" произошла очень рано, и тем самым

возникли новые возможности социокультурной динамики. На протяжении нескольких веков европейской истории вплоть до возникновения "индустриального общества" в XIX в. христианство выступало в качестве действенной и новаторской силы. Уже на начальных стадиях своего развития, отделившись от общества, создав самостоятельный институт церкви, монашеские ордена и монастыри, христианство способствовало раз витию социальной дифференциации.

Позднее в работе "Система современных обществ" (1971) Пирсоне обосновывает утверждение, что современный тип общества возник в единственной эволюционной зоне - на Западе, п. 11 той части Европы, которая стала наследницей западной полови ны Римской империи к северу от Средиземного моря. Отсюда, из общества западного христианского мира, и берет начало, согласно концепции Парсонса, "система совре менных обществ": греческое влияние проникло в современную систему глинным обра зом через римское общество; в ее основание были инкорпорированы элементы римско го права, которые вошли и в канонический закон церкви, и в светские законы средневе кового общества и его преемников. Христианство и некоторые элементы правового порядка Римской империи Парсонс рассматривает как два главных моста между древ ним и современным мирим п. " Как культурная система христианство в конечном счете доказало свою способность и впитать в себя наиболее значительные компоненты свет ской культуры Античности, и создать матрицу, из которой смогли выделиться новые устои секулярной культуры" [19, с. 46].

<< | >>
Источник: Гараджа В. И.. Социология религии. 2005

Еще по теме Неоэволюционизм: Т. Парсонс и Р. БеллаТ. Парсонс: религиозные корни системы современных обществ.:

  1. § 4. Типовые переменные Т. Парсонса:к универсалистски-достиженческому обществу
  2. Толкотт Парсонс, Нил Смелсер ХОЗЯЙСТВО И ОБЩЕСТВО. Выводы
  3. Толкотт Парсонс
  4. Т. Парсонс об основных элементах культуры.
  5. Толкотт Парсонс (1902—1979) и Нил Смелсер (1930).
  6. Системный функционализм: теория религии Т. Парсонса
  7. Т. ПАРСОНС О понятии «политическая власть»
  8. Вопрос 30 ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
  9. § 6.4. КЛАССОВАЯ СИСТЕМА СОВРЕМЕННЫХ ОБЩЕСТВ
  10. § 6.4. КЛАССОВАЯ СИСТЕМА СОВРЕМЕННЫХ ОБЩЕСТВ
  11. Неоэволюционизм.
  12. Экономическая система общества в современной экономической литературе
  13. ОБЩЕСТВО ВОСТОКА: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОВРЕМЕННОГО КАПИТАЛИЗМА И ТРАДИЦИОННОГО ВОСТОЧНОГО ОБЩЕСТВА
  14. ГЛАВА 4ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ QUIXTAR.COM
  15. § 3. Традиционная регуляция в современном обществе
  16. Священное в современном обществе
  17. 4.8. Современное общество
  18. Идентичность в традиционных и современных обществах
  19. Религиозное мировоззрение и религиозный этос
  20. Современное понятие общества и культуры