<<
>>

Научно-теоретические предпосылки

Эволюцию от умозрительно-философской к рационально-опытной модели научного знания в первую очередь претерпели естественные науки. Напомним, первая (натурфилософская) модель в свое время породила такие «химеры» физической картины мира, как представление о планетарной системе с Землей в центре, осо-бом веществе «теплороде», порождавшем процесс горения, и т.д.
Сформировавшаяся в Новое время модель конкретного, достоверного, экспериментально доказанного (а не предположительного), практически применимого знания о природных явлениях так или иначе была связана с необходимостью массового использования природных процессов в производстве сложных орудий труда, создании машин. Необходимость практического использования во всех случаях ставит перед наукой новые задачи, побуждает к пересмотру своего инструментария, методов познания.

К 30-м гг. XIX в. естественные науки, и прежде всего физика, выработали целый ряд требований, процедур, которые обеспечивали достоверность опытно-экспериментального, рационалистического типа знания.

Не случайно, что задолго до возникновения научной социологии многие естествоиспытатели (Лаплас, Лавуазье, Галлей и др.) пытались применять эмпирические методы в исследовании социальных явлений. Использовался даже термин «социальная физика». И одна из самых характерных черт метода социологии заключается в том, что генетически этот метод стре-мится дать знание, которое по многим своим параметрам — доказательности, обоснованности, однозначности, воспроизводимости и т.д. — в той или иной степени приближается к требованиям естественно-научного знания.

Следует назвать и предпосылки, которые возникли в рамках собственно философии (XVII—XVIII вв.), — это учение Ф. Бэкона, Дж. Локка, Т. Гоббса об эмпирической достоверности научного знания, рационалистические постулаты Р.

Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница. Тем самым закладывались основная парадигма культуры Нового времени, общая познавательная ориентация эпохи: на опыт, эксперимент — с одной стороны, и разум, логику — с другой.

21

ВОЗНИКНОВЕНИЕ К 30—40-м гг. XIX в. формирующееся в Западной

СОЦИОЛОГИИ. Европе гражданское общество стало предъявлять со-

fnnunnnrMu n ее циальному знанию новые требования, что вызвало иициилигии о tt

ОСНОВНЫХ ЧЕРТАХ кризис социально-философского знания. Предлагалось несколько путей выхода из этого кризиса. Основоположник социологии Огюст Конт (1728—1857) основные усилия направил на разработку принципиально новой позитивной социальной науки, которая преодолела бы умозрительность философского (метафизического) метода. Рассмотрим те идеи О. Конта и других классиков мировой социологии, которые определили суть метода социологии, не останавливаясь при этом на дискуссионных моментах в их наследии по этому вопросу.

Сам термин «позитивный» О. Конт рассматривал в пяти значениях:

реальный — как антоним химерического (фантастического);

полезный — как антоним бесполезного;

определенный — как антоним амбивалентного, многознач ного, неопределенного;

точный — как антоним нечеткого;

положительный — как антоним отрицательного.

По Конту, истинная наука должна опираться на наблюдаемые, фиксируемые и повторяющиеся явления, тенденции, исключать сугубо спекулятивные, мистические элементы, не поддающиеся проверке, отказаться от вопросов, на которые в принципе нет ответа, которые не могут быть подтверждены или опровергнуты фактами, установленными при наблюдении.

Рассматривая проблему метода изучения социальных явлений, Конт, с одной стороны, подчеркивал особое значение факта, с другой стороны, последовательно выступал против «голого» эмпиризма, сведения науки к отбору и интерпретации фактов без попыток на основе фактов построить какую-либо теоретическую модель изучаемого явления. Эмпирический материал, по Конту, должен контролироваться теорией, иначе социология не достигнет ничего, кроме конгломерата изолированных, случайных фактов.

Конт, по замечанию Ю.

Давыдова, предложил «захватывающий» проект новой науки об обществе, которая отвечала бы всем высоким требованиям, критериям научности, выработанным в человеческой культуре. Но возможна ли подобная наука об обществе, социальной жизни? Не является ли это утопией? Ведь общество состоит из людей, имеющих различные пристрастия, действия которых имеют определенный смысл, преследуют определенные цели, а в природе все бесстрастно, не наполнено смыслом.

В борьбе этих двух начал — естественнонаучного и гуманитарного—и реализуется проект Конта новой науки об обществе.

22

Огромную роль в разработке и утверждении метода социологии сыграл великий французский социолог Эмиль Дюркгейм (1858— 1917), посвятивший этой проблеме ряд специальных исследований.

Для Э. Дюркгейма социология есть прежде всего исследование социальных фактов, а также социологическое объяснение этих фак тов. Выделим две основные его идеи. __

<< | >>
Источник: Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева. Общая социология: Учебное пособие Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева . — М.: ИНФРА-М,2000. — 654 с. — (Серия «Высшее образование»).. 2000

Еще по теме Научно-теоретические предпосылки:

  1. Социальные условия и теоретические предпосылки возникновения социологии
  2. 1.1. Теоретические предпосылки анализа электронных денег
  3. 8. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОЦИОЛОГИИ. СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАНИЕ В ЭПОХУ АНТИЧНОСТИ
  4. 1. ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗРАСТАНИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ К СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ
  5. Единство теоретического и эмпирического в социологии. Схема научного исследования в социологии
  6. Аттестация научных и научно-педагогических работников
  7. Предпосылки объединения.
  8. Научная картина
  9. 2. Предпосылки теории строения
  10. 48. Предпосылки буржуазных реформ XIX в
  11. Научно-техническая среда
  12. 15. НАУЧНЫЙ СТИЛЬ
  13. Теоретическая и эмпирическая интерпретация понятия
  14. Предпосылки возникновения денег и их сущность
  15. 1.4. Теоретическая ковариация
  16. Научные дискуссии.
  17. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА СРАВНИТЕЛЬНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ