<<
>>

Научная картина

Самый верхний уровень теоретического знания, связанный с научной картиной мира, еще не является собственно социологическим, Поскольку он образован абстрактными категориями, имеющими универсальное для всех наук значение, его правильнее относить к философии.

Философское знание — позитивизм, нео кантианство, марксизм — определяет основу научной картины мира. Какой философской традиции придер-

Раздел L ICHDBU свцнмопігскпгв знанні

живается социология в данной стране, такова и науч ная картина мира.

Такие понятия, как «картина мира», «стиль мыш ления», «надтеоретические логические структуры» и «предпосылочное знание», описывают одно и то же, а именно — метатеоретическое знание, Собственно теоретическое знание ограничено построением тео рий— общих и частных. Специфическая черта тео рии — способность предсказывать события. Фило софия только объясняет мир. Выделяют три основные познавательные функции научной теории — описа ние, объяснение и предсказание.

В противоположность этому на метатеоретическом уровне происходит обобщение, осмысление и крити ческая переоценка того, что сделано на теоретическом уровне, — теоретических результатов и самой практи ки теоретической работы.

Если основным элементом теоретического знания является закон, утверждение о необходимых; существенных связях между явлениями, то метатеоретическое знание формируется в виде прин ципов различного порядка, в которых утверждается нечто уже о самой теории,

Метатеоретические принципы задают определен ное видение мира и методологию исследования. Архе- типическое знание, как их еще называют, часто фор-мулируется в неявном виде. Напротив, элементы общей теории все до единого должны формулироваться яв ным образом, а элементы частной теории должны не только явно выражаться, но и записываться на языке формальной логики или математики.

Научная картина мира (НКМ) в социологии — это совокупность самых общих представлений, часто но сящих философский характер, о том, как устроена и каким законам подчиняется социальная реальность, в которой существуют общество и образующие его ин дивиды.

PIKM управляет и регулирует процессом со здания общей социологической теории (ОСТ), а пос ледняя влияет на образование частных теорий. НКМ напоминает компас, который помогает ориентировать ся ученому в законах социального познания. Компас указывает только общее направление, а конкретную карту местности ученому дают общая и частные соци ологические теории.

[Ш 111. ІЩІІ ЩШШ1ЄСШ ЗНШ1

В НКМ включены основные понятия, которые опи-сывают социальная реальность (общество, социальные группы, личности, мотивы, ценностные ориентации, коллективные представления и т. п.). В отличие от об щей теории, они логически не связаны друг с другом в единое и проверяемое на'опыте-целое. ОСТ,: опира ясь на частную социологическую теорию (более конк ретные совокупности понятий), строит логическое це лое относительно не всей социальной реальности, а ее узкого фрагмента. К примеру, общая социологическая теория может быть посвящена выяснению того, что такое ценностные ориентации личности или соци альные институты, т. е. крупным темам. ОСТ вытекает из НКМ, но опирается на частные социологические теории (ЧСТ), которых великое множество.

Картина мира включает следующие компоненты:

т общефилософские (метатеоретическне) положения о строении мира (онтология) и его развитии (динамика, ге незис) ;

общенаучные принципы, выступающие в роли норматив ных регуляторов деятельности ученого (объективность и достоверность научного знания, истинность, и др.);

идеологические стандарты и нравственные ценности;

эвристические модели, заимствованные из других облас тей знания и используемые как средство объяснения со-циальной реальности (например, сравнение общества с живым организмом у Г. Спенсера).

НКМ — это совокупность самых общих теорети ческих суждений о том, как устроена та реальность, которую они собираются изучать. В отличие от науч ной теории, где все элементы выверены и прип-ганы друг к другу, как в механизме сверхточных часов, в научной картине все приблизительно, неточно, пред варительно.

Теорию иногда сравнивают с сетью, которую ис следователь набрасывает на мир.

Все, что вылавлива ется такой сетью, считает B.C. Степин, и есть предмет теории . Картина мира дает предварительный эскиз

Раздел І. ЇСШЬІ соцшшіесш ЗНАННІ

этой сети, задавая предположительный и довольно приблизительный характер не только конфигурации, но и размеров ее ячеек. Действительно, философские и ценностные суждения, которые входят в состав со циологической картины мира, вряд ли дадут точные параметры реальных объектов. Они определяться поз же, пройдя эмпирическую стадию исследования. Од нако на промежуточной стадии грубые контуры соци альной реальности, задаваемые картиной мира, пройдут конкретизацию и шлифовку сначала на уровне общей, а затем частной теории,

К примеру, социологическая картина мира опре деляет, что социолог должен изучать, в отличие от физика, не природу, а общество. На абстрактном уров не совершенно очевидно, что общество, во-первых, состоит из конкретных людей, во-вторых, обладает некой структурой и формируется этими людьми. Но как конкретно выглядят общество и люди? Общество и людей изучает множество наук, в том числе антропо логия, демография, этнография, политология, А в чем заключается специфика социологии. Представители различных направлений (в данном случае их лучше именовать перспективами) предлагали свое определе ние специфики социологии и того, что она, в отличие от других наук, должна изучать,

М. Вебер, ориентировавшийся на неокантианскую философию, считал, что реальны только индивиды, которых и должна изучать социология. Социолог не может познать такие абстрактные сущности, как на род вообще, класс вообще, государство вообще. Их составляют конкретные индивиды, изучая поведение, мотивацию и ценностные ориентации которых, можно затем определить контуры народа, класса, государства, Его оппонент, Э. Дюркгейм, придерживавшийся пози тивизма, напротив, единственно реальным признавал коллективное сознание и социальную общность, аргу ментируя свою позицию тем, что общность всегда боль ше механической суммы отдельных индивидов.

Если это так, то изучение отдельных представителей ничего не скажет о природе сообщества, у которого есть не что, неразложимое на индивидуальные мотивы и по требности, скажем, традиции, обычаи, коллективные символы и верования, которым подчиняется индивид,

Гт НІ. Урівні щишпмшп знанії

но которые прямо не следуют из его поведенческих поступков и убеждений.

У Вебера и Дюркгейма разные картины мира, опи рающиеся на разные онтологии (учения о структуре мира) и разные философские традиции: Вебер опирает ся на традиции номинализма, а Дюркгейм — реализма. Однако кроме этих двух перспектив в социологии су ществуют и другие, которые формируют собственные картины мира; непохожие на первые, например, марк-сизм, символический интеракционизм, этнометодология. Они иначе определяют тог что должна изучать социоло гия, и тог как устроен тот мир, который она исследует.

Решающее влияние на НКМ оказывает философия. Это может выступать свидетельством того, что со* циология до конца еще не рассталась со своим фило-софским прошлым. В одних странах такой отход про изошел раньше, в других позже, В России с 20-х по 30-е годы XX века социологию считали частью фило софии, научные степени кандидата и доктора социоло гии появились только в начале 90-х годов. Правда, в США социологи по сию пору носят звание магистров и докторов философии, но это формальная дань про шлому. Никакого вмешательства на развитие социоло гии философия здесь не оказывает. Напротив, в За падной Европе все время были сильны философские традиции, в результате европейская социология созда ла более глубокую теорию и более аналитична, чем американская.

В Европе фундаментальные знания в области фи лософии являлись обязательным компонентом социо логического образования. У социологов был широкий философский выбор: философия Канта и Гегеля, нео кантианство и неогегельянство, позитивизм и не опозитивизм, феноменология и экзистенциализм, ре лигиозная философия и философия жизни, томизм, агностицизм, сенсуализм и т. д. В США господствова ло лишь одно направление — прагматизм, который и повлиял на основание американской социологии, ее менталитет и практическую направленность. Позити- BH3Mj который оказал второе по значению влияние, особенно на становление количественной методологии и техники эмпирических исследований, был экспор тирован из Европы. В Европу выезжали на учебу чуть

2 Кравченко Л. И.

Рщед І. 1сшы сщшошікшв знания

ли не все американские социологи. Здесь они получа ли фундаментальную философскую, а вместе с ней теоретико-методологическую подготовку. Т. Парсонс, самый выдающийся американский социолог, прошел в Германии полный курс обучения. Другие мыслите ли, определившие облик американской социологии, в частности П. Лазарсфельд и П. Сорокин, эмигрирова ли в США из Европы, где вскоре создали научные школы и целые поколения социологов, впитавших европейскую интеллектуальную традицию. После Вто рой мировой войны в США уехали большинство выда ющихся европейских социологов, а потому учиться философии в Европе было уже не у кого. Оторванное от своих корней молодое поколение европейских со циологов обращало свои взоры не в Европу, а в США, откуда приходили все новомодные веяния и куда им приходилось выезжать на обучение эмпирической социологии. К 60-м годам в США оформились соб-ственные, непохожие на европейские аналоги, фило софские течения, в частности символический инте- ракционизм, которые, оставаясь во многом в сфере философии, органично влились в социологическое знание> С той поры можно говорить о том, что соци ология стала порождать собственную, нацеленную на обслуживание своих нужд, философию. Такие социо^ лого-философские течения получили название социо-логических перспектив (иногда их также именуют школами, направлениями, парадигмами). •

Научные картины сильно интегрированы в куль туру некоторой эпохи и цивилизации. Картина мира помогает зписать добытые теорией и эмпирией точные знания в абстрактный и неточный мир культурных ценностей. Конкретная культура конкретной эпохи оказывает явное и неявное давление наученого, зада вая цели и задачи науки, определяя критерии оценки и содержание знаний. Это может быть не только обще культурное давление, но также политическое, религи озное, экономическое. Выдержать культурное давление, принять на себя первый удар тех ценностей и устано-вок, которые к науке не относятся, и призвана картина мира. Находясь в промежутке между культурой обще ства и конкретной научной деятельностью, она смяг чает удар и переводит одно на язык другого.

<< | >>
Источник: Кравченко А.И.. Социология. 2001

Еще по теме Научная картина:

  1. Картина мира древних людей.
  2. 5,2, Миграционная картина современной России
  3. Аттестация научных и научно-педагогических работников
  4. РАССКАЗЫВАЯ ЛЮДЯМ О ВОЗМОЖНОСТЯХ СЕТЕВОГО МАРКЕТИНГА, НЕ ПРИУКРАШИВАЙТЕ РЕАЛЬНУЮ КАРТИНУ
  5. 15. НАУЧНЫЙ СТИЛЬ
  6. Научно-теоретические предпосылки
  7. Научно-технический прогресс
  8. Научная традиция
  9. Научные дискуссии.
  10. Научно-техническая среда
  11. 2.1. Научная и административная школа
  12. Государственная научно-техническая политика
  13. Научные категории
  14. 6. Научные знания
  15. 4.2.13. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы
  16. § 2. Научные основы прогнозирования
  17. Появление научных обществ н изданий
  18. 37 ФИНАНСИРОВАНИЕ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И РАЗРАБОТОК
  19. Научно-технический прогресс и реформы.