<<
>>

Натурализм в социологии

Во второй половине XIX в. появились школы социальной биологии, социальной механики, социальной физики. Их представители сравнивали социальные процессы с физическими, химическими процессами и явлениями.
Так, известный немецкий ученый Вильгельм Оствальд рассматривал культурный процесс как преобразование свободной энергии в связанную. Чем больше получено, по его мнению, полезной связанной энергии, тем ощутимее прогресс культуры. Натурализм в социологии способствовал преодолению ненаучных, а иногда субъективистских и религиозных трактовок общественных проблем, однако приводил к отождествлению социальных действий с природными процессами, что затрудняло развитие социологии как науки.
Рассматривая проявления натурализма в социологии (а их было достаточно много), выделим как одно из наиболее развитых социал-дарвинистское направление. Его наиболее видный представитель — австрийский социолог Людвиг Гумплович (1838—1909). Понимание им предмета социологии и по сей день не потеряло актуальности, ведь Л. Гумплович рассматривал социологию как науку о социальных группах и отношениях между ними. Главной характеристикой этих отношений он считал непрерывную борьбу, приобретающую подчас жесткие и беспощадные формы, поэтому основным законом общества является «стремление каждой социальной группы подчинять себе каждую другую социальную группу, встречающуюся на ее пути, стремление к пора-
32
Раздел I Введение в социологию
бощению, к господству»1. Не нужно специально доказывать, что мы столкнулись с использованием дарвиновского закона борьбы за существование, но уже не на уровне отдельного человека, а в рамках межгрупповых противоречий и противоборств. Важно, однако, отметить, что в основе межгрупповых конфликтов лежат, по Гумпловичу, стрем-ления людей к удовлетворению материальных потребностей.
Итак, борьба групповая, а интересы индивидуальные. И это положение вошло в «банк» социологических идей, которые затем были взяты на вооружение некоторыми исследователями. Нужно только уточнить одно важное обстоятельство: обращая внимание на социальные конфликты как основу общественной жизни, социал-дарвинисты не имели в виду классовую борьбу. Связь между групповым противо-борством и классовыми, более широко, социальными отношениями вообще не принималась ими в расчет.
Натурализм в социологии имел место в расово-антрополошческом направлении, взгляды представителей которого (Жан Гобино, Шарль Лстур-но, Франция) основывались на утверждении, что социальное поведение целиком обусловлено биологической наследственностью, что оно — результат действия расовых и антропологических факторов. Именно в рамках этого f гаправления были предприняты попытки доказать превосходство одной расы над другой и вредность расовых смешений. Схожие идеи были в дальнейшем использованы, и весьма активно, в реакционных целях (фашизм).
Это же касается и ряда выводов, имеющих геополитический характер и сделанных представителями географического направления. Речь идет о концепции жизненного пространства, которая должна определять политику государства (Ф. Ратцель, Германия; Р. Челлен, Швеция). Разумеется, географическое направление оставило социологии и иные идеи, более плодотворные. Они касаются роли географической среды и се отдельных компонентов (климата, почв, ландшафта и др.) в развитии конкретных типов общества (И. Мечников, Россия). Плодотворной оказалась и триединая формула определяющих факторов человеческой жизни, выдвинутая французским социологом Ф. Ле Пле: место обитания, труд, семья.
<< | >>
Источник: Зборовский Г.Е.. Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Гардарики,2004. - 592 с.. 2004 {original}

Еще по теме Натурализм в социологии:

  1. § 2. Позитивизм и натурализм в социологии Огюст Конт
  2. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА. ПРЕДМЕТ И ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ
  3. Единство теоретического и эмпирического в социологии. Схема научного исследования в социологии
  4. 10. ВОЗНИКНОВЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В. И ПРЕДШЕСТВЕННИКИ ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ
  5. Подходы к определению предмета социологии в отечественной социологии
  6. Значение социологии религиозности молодежи, установки социолога.
  7. Социология знания и социология культуры Карла Манхейма.
  8. Социология права и политическая социология
  9. § 3. Предмет социологии. Социология в системе наук
  10. Что такое социология культуры?Социология культуры как проблемная область социологическогознания.
  11. социология как наука. Предмет и функции социологии
  12. социология управления и социология менеджмента
  13. Глава 1. Развитие наук «Социология» и «Управление» как базавозникновения социологии управления.
  14. § 2. История социологии или история социологии?
  15. § 3. К. Маркс и его роль в социологии
  16. 3. СТРУКТУРА СОЦИОЛОГИИ
  17. 4. Структура социологии по Э. Дюркгейму
  18. Социология
  19. 1. Исследовательские подходы к изучению общества и основные парадигмы современной социологии
  20. § 1. Объект социологии