<<
>>

Молодежная субкультура

Молодые люди входят во «взрослую» жизнь, испытывая на себе все сложности существующего социального миропорядка. При этом молодежь испытывает двоякое воздействие: своей собственной природы и воли и силу действующих внешних обстоятельств.
Как реакция на ис-пытания, выпадающие на ее долю, — стремление создать некую «оборонительную зону» с молодежными стандартами, где бы можно было свободно себя чувствовать и совершать поступки, пользоваться максимумом понимания и идентифицироваться с себе подобными. Именно на такой основе возникает молодежная субкультура как совокупность определенных представлений о себе и окружающем мире, чувств и стандартов поведения.

Существование молодежной субкультуры — одна из закономерностей становления и развития подрастающих поколений. Этот стандарт (субкультура) может привести к непредсказуемым, с точки зрения общепринятых норм, неординарным действиям молодых людей. В условиях нарастания общественных перемен молодежная субкультура имеет тенденцию к перерастанию в альтернативную культуру.

Возникает молодежное групповое сознание, спе-цифическое для индустриально развитых стран конца XX в.

Молодежная субкультура есть одно из средств социальной адаптации. Она выступает в форме своеобразного буфера между общепринятыми ценностями, традиционными образцами духовного потребления, этическими, сексуальными стереотипами поведения и элементами «со-противления» по отношению к окружающему, доминирующей системе молодежной культуры. Реализация молодежной субкультуры происходит в многочисленных группах молодых людей, образующихся вокруг той или иной доминанты по вопросам культуры, политики, быта и т. д. Различные молодежные группы превращаются как бы в самостоятельно функционирующие подобщества, которые имеют свои особые нормы, политические конфигурации.

Нормы, различные модификации доминантных

Социология

146

идей и ценностей становятся для молодежи более важными, чем нормы и мнения взрослых.

Авторы теории субкультуры молодежи — основного направления британской социологии молодежи, утверждают, что фундаментальную роль в социально-политическом созревании молодежи играет стратификационная принадлежность1. Социологи Бирмингемского Центра современных исследований пришли к выводу, что различные виды молодежных субкультур обязаны своим происхождением наличию классовых признаков, воспроизводятся и поддерживаются взаимодействием классовых культур. Субкультурное поведение молодежи является не чем и-ным, как формой классового сопротивления. С этой точки зрения молодежная субкультура не может рассматриваться как способ приспособления, пассивного принятия существующего порядка. Она оказывается формой протеста против власти. На этой основе возникает противоречие между государственными институтами, как носителями господствующих буржуазных ценностей, и субъектами девиантного субкультурного стиля, утверждающего свои нормы, ценности, собственные образцы поведения.

Авторы концепции «Сопротивление посредством ритуалов» считают, что «... субкультуры не являются исключительно идеологическими конструктами. Они завоевывают пространство для молодых людей: культурное пространство в институтах и непосредственном окружении, реальное время для развития и отдыха, физическое пространство на улицах. Они служат для разметки и освоения «территории в местах жительства и фокусируются вокруг основных событий социальной интеракции, таких как уикенды, дискотеки, вечерние вылазки «в центр», события типа «просто — стою — ничего — не делаю», будничных вечеров...»2. Если учесть, что правящий класс контролирует «гражданские институты», организует «частную жизнь», формирует обыденное сознание, то субкультурные

1 Суртаев В. Я. Социология молодежного досуга. СПб., 1998. С. 24.

2 Resistance through rituals: Youth subcultures in post-war Britain.

Ed. by Halle St., Jefferson J. — L.: Hutchinson unit press, 1975. P. 56.

147

Глава III. Культура

стили молодежи, бросая вызов доминирующим идеям, в некотором смысле несут угрозу существующему строю.

В своей теории «постюности» К. Кенстоун и Й. Цин-некер (ФРГ) присоединяют к традиционным фазам развития молодых поколений: детство — юность — зрелость стадию постюность. Согласно К.Кенстоуну, на фазе постюности молодые люди соответствуют многим психоло-гическим критериям развития, но не соответствуют социальным, поскольку они еще не интегрированы в институциональную структуру общества. Это стадия экспериментирования, когда молодые люди освобождены от социальной и материальной ответственности и могут раз-вивать свои способности, пробовать возможности и намечать свои жизненные перспективы.

Подтверждая эту мысль, Й. Циннекер пишет: «Мы сегодня являемся историческими свидетелями того, как современная система возрастного членения, возникшая при индустриальном капитализме, конституируется вновь. Средняя или нормальная биография расчленяется, классическая фаза юности обретает социальную «надстройку». Между юностью и взрослостью возникает новая, обще-ственно регулируемая возрастная ступень. Это означает, что все большее число молодых людей в качестве учащихся не выходят из юности взрослыми, а переходят в последующую фазу молодости. Они самостоятельны в социальном, моральном, интеллектуальном, политическом, эротически-сексуальном, короче говоря, в социокультурном плане, но не стоят экономически на своих ногах, не адаптированы политически, как это предусматривает историческая модель жизни поколений. Жизнь в качестве постмолодежи определяет третье десятилетие жизни»1.

Ведущим направлением общественных изменений в развитых капиталистических странах в последние десятилетия является переход от индустриального общества интенсивного труда к обществу потребительского обслуживания (сервиса).

1 Zinnecker J. Jugendliche Subkulturen: Ansichten einer kunftigen Jugendforschung// Ztschr.

fur Padagogik, 1981. Jg. 27. S. 100

Социология

148

Конечно, социально-экономические сдвиги затрагивают основы жизни всех возрастных групп, но получают специфическое выражение именно в молодежной субкультуре. И рассмотрение этого факта касается всех сторон жизни: характера труда, растущего рынка потребления и услуг, нового типа принуждения к производительному труду, конкуренции труда, свободы как смыслообразующей линии в биографии молодой личности, политической системы общества и многого другого. Ведь молодежь в своей повседневной жизни переживает социально-экономические и политические потрясения более остро, чем старшие поколения.

Так, именно она живо и болезненно реагирует на явное обесценивание своей рабочей силы (наблюдаемое в последнее десятилетие), воспринимая его как судьбу сво-его поколения. Происходящее экономическое обесценивание этой фазы человеческой жизни превращается в свою противоположность: вызывает одновременно психосоциальное и социокультурное повышение значимости состояния юности.

Признание молодости в качестве ценности исторически следует за переоценкой «детства» как несомненного блага после того, когда детский труд потерял еще в XIX в. свою экономическую эффективность.

Фаза юности не ощущает на себе, как прежде, жесткий социальный контроль. Изменение парадигмы контроля заметно на примере ослабления традиционного воздействия социальной среды на сознание и поведение молодежи.

Исторический «выигрыш» обретают сейчас педагогические и образовательные направления социализации молодежи (школы, институты, «продленка», «непрерывное» образование), с одной стороны, и средства информации, коммуникации — с другой стороны. Семья получает посредническую роль контролирующей инстанции, удер-живающей в равновесии весы убытков и прибыли. Жизненная фаза юности узнается по статусному продвижению. Эти пассажи (продвижения) институционально инсценируются и контролируются. Ведь каждый институт имеет свои правила «прохождения», свой «пассаж».

149

Глава III. Культура

Институциональный контроль в отношении молодежи проявляется именно в контроле над «статусным движением», поэтому институты являются частью механизма осуществления господства над молодежью. Причем баланс власти между институтами и их объектом — молодежью исключительно динамичен, меняется от поколения к по-колению и даже в пределах одного поколения. Противостояние молодых вынуждает институты идти на компромиссы. Так что молодежь задает некоторую «аранжировку» и способ «самоутверждения» институтов. Последние, собственно, представляют официальный инструмент закреп-ления форм социальной жизни различных поколений молодежи.

Период жизни молодых людей, в течение которого они являются членами субкультур, начинается в старших классах и продолжается, как правило, до создания семьи. Это период сильных эмоций, выбора смысла жизни, неустроенности начальной стадии трудовой деятельности.

Принадлежность к субкультуре определяется ее социальным смыслом, набором отношений, стилем. Основным элементом стиля является поведение. Стиль выражает приверженность специфической субкультуре.

Английский социолог М. Брейк, отмечая, что в совре-менной Великобритании имеют место все более или менее заметные образцы молодежных субкультур, предлагает следующую их классификацию:

«Нормальная» молодежь — подавляющее большинство мо-лодых людей достигает статуса зрелости вне субкультуры.

Делинквентная молодежь. Делинквентные субкультуры обычно связаны со средой рабочего класса и имеют дело с такими поступками, за которые взрослый нес бы уголовную ответственность.

Культурные бунтари. Члены этих групп являются скорее поклонниками талантов, чем артистами. Принадлежат к среднему классу, имеют высшее образование.

Политически активная молодежь. Спектр политических занятий данной группы является достаточно широким1.

' Brake M. Comparative youth cultures: the sociology of youth culture a. youth subcultures in Americs, Britain a. Canada. — L. etc. — Routledge a. Kegan Paul, 1985. S. 228.

Социология

150

Особенность российской молодежной субкультуры определяется, с одной стороны, своей неповторимостью реформирования общества. С другой стороны, ярко выражена тенденция безудержного копирования Запада во всех сферах жизни, нежелание всмотреться в психологию рос-сийского народа, его исторические черты, в то, что характерно для русского склада характера.

А ведь в западных странах сформировался особый тип личности, о котором А. А. Зиновьев, определяя его как за-падоид, пишет: «...реальный западоид есть внутренне упрощенное, рационализированное существо, обладающее средними умственными способностями и контролируемой эмоциональностью, ведущее упорядоченный образ жизни, заботящееся о своем здоровье и комфорте, добросовестно и хорошо работающее, практичное, расчетливое, смолоду думающее об обеспеченной старости, идеологически стандартизованное, но считающее себя при этом существом высшего порядка по отношению к прочему (незападному) человечеству»1.

Современное обновление нашего общества определя-ющим образом влияет на молодежную субкультуру. Ранее молодежь приспосабливалась к существующей адаптивно-дисциплинарной модели социализации, сообразуясь с принципами и методами воспитательного процесса, в котором была отработана система поощрений и наказаний. Эта система слабо воспитывала в человеке способность думать, не принимать как догму готовое мнение, самостоятельность, ответственность, больше формировала приспособленчество; чувство собственного достоинства и своей значимости заменялись простым послушанием. Осуществлялась, если так можно выразиться, принудительная социальность2.

С началом реформирования общества, распростране-нием плюрализма и прокламирования политических свобод возник специфический феномен «свободного» поведения молодых людей. Делинквентность, т. е. появление лиц с социально-отклоняющимся «свободным» поведени-

1 Зиновьев А. А. Запад. Феномен западнизма. М., 1995. С. 355. 1 См.: Харитонов Е. М. Человек в мире государственной власти современной России. М., 1996. С. 40

151 Глава III. Культура

ем, стала явлением вполне «нормальным». Оно определяется в большей мере не симптомами психологической ненормальности, а отражением реального плюрализма мнений.

<< | >>
Источник: Касьянов В. В., Нечипуренко В. Н., Самыгин С. И.. Социология. Учебное пособие / Под ред. Касьянова В. В. — Ростов н/Д: издательский центр «МарТ»,2000. - 512 с.. 2000

Еще по теме Молодежная субкультура:

  1. Особенности молодежной субкультуры.
  2. Контркультурные черты молодежной субкультуры.
  3. § 1. МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
  4. Субкультуры
  5. Субкультуры и контркультуры
  6. Политические субкультуры
  7. Субкультура
  8. Формирование молодежной политики.
  9. Субкультуры и контркультуры
  10. Молодежная культура