<<
>>

Глава 5 Мировое сообщество и мировая система

Сегодня понятие «общество» стало даже более широким, чем об этом говорилось выше. Действитель но, под обществом можно понимать отдельную страну, а можно — все страны мира. В таком случае мы должны говорить о мировом сообществе.

Если общество понимают в двух значениях — уз ком и широком, то неизбежен переход от отдельного взятого общества, рассматриваемого в единстве его территориальных границ (страна) и политического устройства (государство), к мировому сообществу, или мировой системе, подразумевающей все человечество как сущностное целое.

Представление о глобальном или, как сегодня при нято говорить — плаяетаряом, единстве всех людей существовало не всегда.

Оно появилось только в XX веке. Мировые войны, землетрясения, международные конфликты дали почувствовать землянам общность своей судьбы, зависимость друг от друга, ощущение того, что все они — пассажиры одного корабля, благо получие которого зависит от каждого из них. Ничего подобного в прежние века не происходило. Еще 500 лет назад трудно было говорить, что проживающие на зем ле люди объединены в какую-то единую систему. В прошлом человечество представляло собой чрезвы-чайно пеструю мозаику, составленную из изолирован ных образований — орды, племена, царства, империи, имевших независимую экономику, политику и культуру, С тех пор процесс создания мировой системы рез ко ускорился. Особенно это стало ощущаться после эпохи великих географических открытий (хотя начало

Рада II. Социальна і динамика

было положено раньше), когда европейцам стали изве стны все, даже самые отдаленные уголки планеты. Сегодня можно говорить лишь о географической отда ленности или отдельном существовании стран и конти нентов. В социальном, политическом и экономическом смысле планета представляет собой единое простран ство.

Центральным органом управления мирового сооб щества выступает Организация объединенных наций (ООН). Ей подчиняются все страны, она оказывает гуманитарную помощь, охраняет культурные памятни ки и посылает миротворческие силы («Голубые каски» ООН) практически во все уголки Земли. Сегодня в составе мирового сообщества образуются региональ ные объединения типа Европейского Сообщества, куда входят 12 стран с 345 млн человек, объединенных эко номическим, валютным и политическим союзом. Сооб щество имеет Совет Министров и Европарламент.

Главным фактором в развитии мировой цивилиза ции становится тенденция к единообразию. Средства массовой информации (СМИ) превращают нашу пла нету в «большую деревню»> Миллионы людей стано вятся свидетелями событий, произошедших в разных местах, миллионы приобщаются к одному и тому же культурному опыту (олимпиады, рок-концерты), что унифицирует их вкусы. Повсюду в ходу одни и те же потребительские товары. Миграция, временная рабо та за границей, туризм знакомят людей с образом жизни и нравами других стран. Когда говорят о миро вом сообществе, то подразумевают процесс глобализа ции, следствием которого такое сообщество и стало.

Наш мир постепенно превращается в глобальную коммуникационную систему, в которой общества рас падаются на отдельные группы, перетекающие, в за висимости от меняющихся жизненных приоритетов, из одной социальной сети в другую. Возможно, что для описания новой ситуации больше подходит термин обществ-сетей, где происходит непрерывный обмен информацией и которые не замкнуты, благодаря гло бальным сетям, в своих государственных границах,

В результате присоединения России к мировому информационному сообществу главным содержанием социального взаимодействия в российском обществе

Глава V.

Мириш ш6о|е пи N ищт скстсма

становится непрерывный обмен информацией. Это положение А.Н. Качеров обосновал с помощью резуль татов эмпирического исследования1, в результате ко торого он пришел к следующим выводам:

с момента прорыва информационных потоков в Россию [начиная приблизительно с 1989-—1992 гг.) наблюдается сокращение числа прямых контактов или так называемо го «face-to-face» взаимодействия;

увеличилось число контактов с помощью средств связи (телефон, факс, компьютерные сети);

наблюдается экспоненциальный рост «искусственного» взаимодействия на основе радио и телевидения;

личные контакты между индивидуумами сокращаются по количеству и по продолжительности времени в связи с тем, что возросшая скорость информационных потоков заставляет людей избегать излишней эмоциональной на грузки и затрат энергии при личных контактах-

Вхождение России в систему мировых коммуни каций в определенной степени — в значительной или нет, это еще предстоит выяснить социологам, — из менило традиционный уклад жизниг свойственные ей каналы и способы общения. Современный житель крупного мегаполиса имеет в своем распоряжении все необходимые средства коммуникации и подключен к глобальной сети коммуникаций. Чем больше вызовов в сеть он принимает или осуществляет, тем больше соответствует образу жизни, принятому в мировом информационном сообществе. Старое содержание коммуникаций — научные беседы, жалобы и пере бранка, разговоры с друзьями и любовницами, адми нистративные или деловые переговоры — облечено сегодня в новую техническую форму.

Глобализация — это исторический процесс сбли жения наций и народов, между которыми постепенно стираются традиционные границы и человечество превращаются в единую политическую систему. На чиная с середины XX века и особенно в последние десятилетия тенденция к глобализации качественно

1 Качеров А.Н. О некоторых изменениях форм социального взаимодействия в российском информационном сообществе // Куда идет Россия?.. Кризис институциональных систем: Век, де-сятилетие, год / Под общ. ред. Т.И.Заславской. — М.: Логос, 1999. С. 378—387,

Раздм IL Іщшт дшмш

повлияла на общество. Национальные и региональные историй больше не имеют смысла.

Доиндустриальное общество представляло собой чрезвычайно пеструю, разнородную мозаику, состав ленную из изолированных социальных единиц, начи ная с орд, племен, царств, империй и кончая появив шемся недавно национальным государством. Каждая из этих единиц имела независимую и самодостаточную экономику, собственную культуру. Постиндустриаль ное общество — совсем иное. В политическом плане существуют наднациональные единицы различного масштаба: политические и военные блоки (НАТО), имперские сферы влияния {бывший социалистический лагерь), коалиции правящих трупп («Большая семер ка»), континентальные объединения (Европейское со-общество), всемирные международные организации (ООН). Очевидны уже контуры всемирного правитель ства в лице Европейского парламента и ИНТЕРПОЛа. Усиливается роль региональных и мировых экономи ческих соглашений. Наблюдается глобальное разделе ние труда, растет роль многонациональных и трансна циональных корпораций, которые нередко обладают доходом, превышающим доход среднего национально го государства. Такие компании, как Тойота, Макдо нальдс, Пепси-Кола или Дженерал Моторс утратили национальные корни и действуют по всему миру. Финансовые рынки реагируют на события с молние носностью.

Доминирующей в культуре становится тенденция к единообразию.

Средства массовой информации (СМИ) превращают нашу планету в «большую деревню». Мил лионы людей становятся свидетелями событий, произо шедших в разных местах, миллионы приобщаются к одному и тому же культурному опыту (олимпиады, рок- концерты), что унифицирует их вкусы* Повсюду в ходу одни и те же потребительские товары. Миграция, вре менная работа за границей, туризм знакомят людей с образом жизни и нравами других стран. Формируется единый или, по крайней мере, общепринятый разговор ный язык — английский. Компьютерные технологии разносят одни и те же программы по всему свету. За падная массовая культура становится универсальной, а местные традиции размываются.

Ш V. Нирни сообщи и мірші скствма

Наряду с термином «мировое сообщество» в науке широко используются и другие понятия, очень похо жие на него, но обладающие своими отличительными особенностями. С ними вы можете встретиться читая не только специальную литературу или учебники, но и прессу, слушая радио и телевидение. Давайте разбе ремся в них. Речь пойдет о мировой системе, мировой экономической системе, мировой империи, цивили зации .

Термин <гмировая система» ввел в научный обо рот Иммануил Валлерштайн1. Он полагал, что привыч ное слово «общество», позаимствованное учеными из обыденной практики, слишком неточное, поскольку его почти невозможно непротиворечивым способом отде лить от термина «государство». Вместо того и другого он предложил понятие «историческая система», благо даря которому, как ему верилось, наконец-то воссоеди нятся два рода наук — исторические (идеографичес кие) и социальные (номотетические). Старый термин «общество» их разъединял, а новый их призван объе динить. В понятии <хисторическая система», уживают ся социологический и исторический взгляды на мир2.

Кроме него о мировом обществе писал Никлас Луман. Он определял общество через коммуникацию и коммуникативную досягаемость. Но если это так, то единственной закрытой системой, не являющейся ча стью другой, построенной на принципах коммуника ции является только мировое общество3.

И. Валлерштайн и Н. Луман считаются самыми вли ятельными теоретиками мирового общества. Они ста вят явления производства и воспроизводства неравен ства в центр своей концепции4.

Согласно И. Валлерштайну, существуют всего три формы, или разновидности, исторических систем, ко-

Wallerslein 1. The Modem World-System: Capitalist Agriculture and the Origins of the European World-Economy in the Sixteenth Century. New York: Academic Press, 1974.

Валлерштайн И. Анализ мировых систем: Современное сис темное видение мирового сообщества // Социология на пороге ХХГ века: новые направления исследований. М., 1998. С. 138.

Luhmann N. Die Gesellschaft der Gemeinschaft. Bd. 1—2. Frank- furt/а.-M.: Suhrkamp, 1997.

WoMerstem L Geopolitics arid Geoculture: Essays on the Changing World-System. Paris: Cambridge U.P., 1991.

Рндгі II. Іщшт «авамика

торые онназвал мини-системами, мировыми импери ями и мировыми хозяйствами (хотя можно выделить и другие их разновидности). Мин и-системы неболь шие по размерам, недолговременные (жизненный путь примерно шести поколений) и гомогенные с культур ной точки зрения. Мировые империи являются круп ными политическими структурами, в культурном плане они гораздо более многообразны. Способ существова ния — изымание дани с подведомственных территорий, прежде всего сельских округов, которая стекается в центр и перераспределяется среди немногочисленной страты чиновников. Мировые хозяйства — это огром ные неравные цепи интегрированных производст венных структур, разделенных многочисленными по литическими структурами. Логика их существования заключается в томг что прибавочная стоимость нерав номерно распределяется в пользу тех, кто смог захва тить временную монополию на рынке. Это — «капита листическая» логика1.

В ту далекую эпоху, о которой мы можем судить только по археологическим раскопкам, когда на зем ле обитали собиратели и охотники, преобладающей формой были мини-системы. На раннем этапе исто рии одновременно существовало множество обще ственных систем. Так как эти общества являлись, в основном, племенными, следует исходить из суще ствования многих тысяч общественных систем2. Поз же, в связи с переходом к земледелию и изобретению письменности, а'именно в период между 8000 г. до и. э. и 1500 г. н. э. на земле сосуществовали одновре менно все три разновидности «исторических систем», но господствующей являлась мировая империя, ко торая, расширяясь, разрушала и поглощала как мини- системы, так и мировые хозяйства. Но когда миро вые империи распадались, на их развалинах вновь появлялись мини-системы и мировые хозяйства. История, похоже, напоминает круговорот веществ в природе.

Яаллершл?айя И. Указ. соч. С. 138—139,

Штихве Я. К генезису мирового общества: инновации и меха низмы // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. Том II. N° 3. С. 69.

Гдпа V. Мяріасе coiEiwm і чщт сисггш

Большая часть того, что мы называем историей этого периода, — это история рождающихся и умира ющих мировых империй, полагает И. Валлерштайн. Мировые экономики в то время были еще слишком слабыми, чтобы конкурировать с тремя формами «ис торических систем».

Примерно в 1500 г. из консолидации разрознен ных мировых хозяйств, чудом уцелевших после очеред ного нашествия мировых империй, родилась современ- ноя мировая система. С тех пор «она достигла своего полного развития как капиталистическая система. По своей внутренней логике это капиталистическое ми ровое хозяйство затем расширилось и захватило весь земной шарг впитывая в себя все существующие мини- системы и мировые империи. Таким образом, к концу XIX в. впервые в истории на Земле оказалась только одна историческая система. Мы до сих пор существу ем в этом положении»1.

Теория мировой системы, созданная И. Валлер- штайном в середине 70-х годов позволяет объяснить многие исторические факты, которые не поддавались объяснению традиционной теории общества. Несом ненно, весьма эвристична гипотеза циклического возникновения и распада мировых империй, в число которых необходимо отнести и нашу страну, прини мавшую форму то царского самодержавия, то совет ского тоталитарного государства. Из вечного крого- ворота исторических форм общества следует не только неизбежность распада социальных гигантов и возникновения социальных карликов. Но также ги потеза о внутренней нестабильности «слабо упако ванных», неплотных по удельному весу грамма «со циального вещества» на единицу площади мировых империй. Внутренняя культурная разнородность не позволила просуществовать СССР до третьего тыся челетия, несмотря на жесткий внешний политичес кий контроль.

Весьма зыбкой и неустойчивой являлись все миро вые империи. Что такое империя монголов в XIVвеке, куда входила покоренная Русь, как негетерогенное и

1 Валлерштайн И. Указ. соч. С. 139—140.

Рщгд II. Спільна іішма

внутренне противоречивое объединение, где власть держалась только «на штыках»?

Если множество территорий объединено только темг что с них собирают налоги или дань, то такое объедине ние обречено на распад. Не спасает даже наличие еди-ного политического центра и органов управления. Хотя русские князья ездили в Орду испрашивать грамоту на правление, данный ритуал оставался пустой формаль ностью, поскольку никто из монгольских «топ-менедже ров» никогда не вмешивался во внутренние дела удель ных князей. Похожим образом в 70—80-е годы советские партийные функционеры перестали контролировать злоупотребления и волнодумие «удельных князей» в Узбекистане, республиках Закавказья и даже поволжс ких областях. Автономия периферии по отношению к центру обернулась трагедией для все системы.

Мировые империи включали несколько террито рий, объединенных военной и политической властью. Империи инков, Александра Македонского, Дария I, Наполеона, наконец СССР, который также относят к типу мировых империй, представляли очень разнород ные (культурно, социально, экономически, реже — религиозно), обширные по территории, политически непрочные образования. Они создавались принуди тельно и быстро распадались.

Европейцы давно уже практиковали трансокеани ческую торговлю и экономику. Именно они стали пи онерами новой формы «исторической системы» — мировой системы. Со временем по всему миру люди попали в европейскую сферу влияния. Начало евро пейской гегемонии прослеживается с крестовых по ходов — христианских военных экспедиций, предпри нятых между XI и ХГУ веками в целях отвоевания «священной земли» у мусульман. Итальянские горо да-государства использовали их для расширения тор говых путей. В XV веке Европа установила регуляр ную связь с Азией и Африкой, а затем и с Америкой, Европейцы колонизировали другие материки, приез жая в качестве моряков, миссионеров, купцов, чинов ников. Открытие Америки Колумбом навсегда соеди нило Старый и Новый Свет. Испания и Португалия добывали в чужих странах рабов, золото и серебро, оттесняя туземцев в глухие районы.

Іт ? Мірші тЩт і мкроіаі стна

С освоением внеевропейских территорий изме нился не только характер экономических связей, но весь уклад жизни. Если раньше, буквально до середи ны XVII века, рацион питания европейца составляла продукция натурального хозяйства, т. е. тог что было выращено внутри континента сельскими жителями, то в XVIII и XIX веках в ассортимент предметов, в пер вую очередь высшего класса (он всегда идет в аван гарде прогресса), входит импорт. Одним из первых заморских товаров стал сахар. После 1650 г. его упо требляют в пищу не только высшие слои, но также средние, а затем и низшие. На столетие раньше по хожая история случилась с табаком. К 1750 г. даже самая бедная английская семья могла попить чай с сахаром. Из Индии, где впервые производственным способом получили сахар, европейцы завезли его в Новый Свет. Климат Бразилии и Карибских островов создавал идеальные условия для выращивания сахар ного тростника. Европейцы основали здесь плантации, удовлетворяя растущий спрос на сахар по всему миру. Спрос на сахар и его предложение привели к между народному рынку, а в след за этим и к работорговле. Дешевая рабочая сила нужна была для растущей плантационной экономики, а рынком труда выступа ла Африка. Сахар и хлопок стали основным предме том международной торговли, связав континенты по разные стороны океана1.

В XVII веке сложились два торговых треугольни ка, включающих в себя торговлю сахаром и рабами. Во-первых, производимые Англией товары продава лись в Африки, а африканские рабы продавались в Америке, в свою очередь американские тропические товары (особенно сахар) продавались Англии и ее соседям. Во-вторых, спиртные напитки из Англии ко раблями доставлялись в Африку, африканские рабы — на Карибы, а черная патока (из сахара) посылалась в Новую Англию для изготовления спиртных напит ков. Труд африканских рабов увеличивал американ ское богатство, которое большей частью возвращалось в Европу. Продукты, выращенные рабами, потребля-

1 The World System: 500 Years or 5000? / Ed. by A. G. Frank, В. K. Gills. London: Routledge, 1993.

Раздел II. Іщшт дишш

лись в Европе. Сюда из Бразилии шли кофе, краски, сахар и пряности, из Северной Америки — хлопок и спиртное.

Постепенно международная торговля преврати лась в господствующий фактор развития. Вскоре и капитализм стали определять как экономическую ориентацию на мировой рынок в целях получения до хода. Сложилось понятие мировой капиталистичес кой экономики — единой мировой системы, вовле ченной в производство для продажи и обмена больше с целью увеличения прибыли, чем для обеспечения благосостояния народа. Теперь она указывает, в ка ком направлении двигаться отдельным странам. Со временный мир — это мировая система, базирую щаяся на капитализме, поэтому она и называется «капиталистическая мировая система».

«Единицей анализа современной мировой систе мы является капиталистическое мировое хозяйство — пишет И. Валлерштайн3.

Мировая экономическая система — совокупность территорий или стран, объединенных экономически ми связями. Это понятие шире, чем мировая капита листическая экономика, поскольку включает R свою орбиту страны с капиталистическим и некапиталисти ческим хозяйством, но уже, чем понятие мировой си стемы.

Мировая капиталистическая экономика — выс шая и последняя форма мировой экономической си стемы. Он существует чуть ли не 500 лет, но так и не превратилась в мировую империю. Транснациональ ные корпорации находятся вне контроля единого пра вительства. Они свободно перебрасывают огромные капиталы через государственные границы. К типу ми ровых экономических систем следует отнести так на зываемый социалистический лагерь, куда в 60—80-е го ды входили СССР, Куба, Румыния, ГДР, Югославия, Польша, Болгария, Венгрия, Вьетнам. У них не было единого правительства, каждая страна — суверенное государство. Стало быть, это не империя. Зато между ними существовало международное разделение тру-

1 Валлерштайн И. Указ. соч, С. 143.

Глаїа V. Миров» тітш і мирші система

да, кооперация и экономический обмен в рамках Со вета экономической взаимопомощи (СЭВ). В широком смысле мировая система включает все ныне суще ствующие на планете страны. Она получила наиме нование мирового сообщества.

Итак, на глобальном уровне общество превраща ется в мировую систему\ которую еще называют ми- ровым сообществом. Различают две формы подобной системы —мировые империи (множество территорий, политически объединенных в одно государственное образование) и мировые экономические системы (страны, развивающие сходную экономику, но поли тически в одно государство не объединенные).

К типу мировых, или глобальных, систем отно сятся цивилизации, Но в отличие от мировой систе мы цивилизация отражает социокультурный, а не экономический и политический аспект развития че-ловечества. Это понятие, как мировая империя или мировая система, шире, чем страна или государство. О цивилизации также целесообразно поговорить специально.

Цивилизация, как и предшествующие понятия, отражает глобальный уровень человеческого обще ства, на котором происходит интеграция социальных систем. О его содержании ученые продолжают еще спорить. Цивилизация понимается ими в двух значе ниях.

В первом случае цивилизация обозначает истори-ческую эпоху, пришедшую на смену «варварству», иначе говоря, знаменует высший этап развития чело-вечества. К нему примыкает определение О. Шпенгле ра: цивилизация —высшая стадия развития культуры, на которой происходит ее окончательный упадок. Оба подхода роднит то, что цивилизацию мыслят истори чески — как этап прогрессивного либо регрессивного движения общества.

Во втором случае цивилизацию связывают с гео графическим местом, подразумевая локальные, ре-гиональные и глобальные цивилизации, например восточную и западную цивилизации. Они различа-ются экономическим укладом и культурой (совокуп ностью норм, обычаев, традиций, символов), куда входит специфическое понимание смысла жизни,

Рщд II. Соїшьмі дишика

справедливости, судьбы, роли труда и досуга. Так, восточная и западная цивилизация различаются имен но этими принципиальными чертами. Они покоятся на специфических ценностях, философии, принципах жизни и образе мира. А в рамках таких глобальных понятий формируются конкретные различия людей в поведении, манере одеваться, типах жилища.

Сегодня ученые согласились, что первый и вто рой подходы применимы только к обществам, стоящим на достаточно высокой ступени различия, где бы гео графически они ни размещались. В таком случае вне цивилизации оказываются, в частности, примитивные общества Полинезии и Океании, где до сих пор суще ствует первобытный образ жизни, нет письменности, городов и государства. Получается своеобразный па радокс: культура у них есть, цивилизации нет (там, где нет письменности, нет и цивилизации). Таким обра зом, общество и культура возникли раньше, а цивили зация позже. За всю историю существования в усло виях цивилизации человечество жило не более 2% времени.

Соединение места и времени дает поразительно богатую палитру цивилизаций. Исторически известны, в частности, Евразийская, восточная, европейская, за падная, мусульманскаяг христианская, античная, сред невековая, современная, древнеегипетская, китайская, восточнославянская и другие цивилизации.

Тот же И. Валлерштайн, о котором сказано выше, разделил мировую систему на три части:

ядро,

полупериферия,

периферия.

Ядро — страны Западной Европы, Северной Аме рики, Японии — включает самые сильные и Могуще ственные государства с совершенствованной системой производства. У них больше всех капиталов, самые качественные товары, самые сложные технологии и средства производства. Дорогую и высокотехнологич ную продукцию эти страны экспортирует в перифе рию и полупериферию.

Государства полупериферии и периферии— это страны так называемого «второго» и «третьего» мира, У них меньше власти, богатства и влияния.

Гш t Мірші coofiqecTH v мира шиг

Термин «третий мир» придумали в 1952г,фран- цузы для описания группы стран, которые в эпоху холодной войны между США и СССР (соответ ственно первым и вторым миром) не присоедини лись не к одной из враждующих сторон. Среди них были Югославия, Египет, Индия, Гана и Индоне зия. Во второй половине 50-х годов термин приоб ретает более широкое значение. Он стал обозна чать все слаборазвитые страны. Таким образом, его смысл наполнился не географическим, а эко-номическим содержанием. К слаборазвитым стра нам начали относить всю Латинскую Америку, всю Африку (исключая ЮАР), всю Азию (за исключе нием Японии, Сингапура, Гонконга и Израиля). А некоторые страны, такие, как страны Африкан ской Сахары, Гаити и Бангладеш, обремененные чрезмерной бедностью и нищетой, и вовсе были зачислены в разряд четвертого мира. Их отделили от третьего мира, который уже выбрался на путь экономического прогресса.

Страны периферии — это самые отсталые и бед ные государства Африки и Латинской Америки. Они считаются сырьевым придатком ядра. Полезные иско паемые добываются, но не перерабатываются на мес те, а экспортируются. Большая часть прибавочного продукта присваивается иностранным капиталом. Местная элита вкладывает деньги за пределами свое го государства, она поступает на службу иностранно му капиталу и обслуживает только его интересы (даже если эти люди не уезжают за границу). Политические режимы нестабильны, часто происходят перевороты, постоянно возникают социальные и национальные конфликты. Высший класс не отделен от низшего ши роким слоем среднего класса.

Поскольку их благополучие зависит от экспорта сырья, технологии и капиталы поступают только извне. Правительства, чаще всего это диктаторские или авто ритарные режимы, существуют и способны более или менее разумно управлять страной до тех пор, пока приходят иностранные инвестиции. Но и западная помощь часто оседает в карманах госчиновников или на их заграничных счетах. Такие правительства неста бильны, они то и дело развязывают международные конфликты, внутренние войны и мятежи. Подобное то и дело происходит в странах Латинской Америки,

Paajei її. Сщшт АШМШ

Иране и Филиппинах. Даже после революций им не становится легче. Новые правительства поворачивают к репрессиям, быстро выявляют свою недееспособ ность и вскоре их смещают.

Демографическую ситуацию стран третьего мира характеризуют разноречивые процессы: высокая рож даемость и высокая детская смертность; миграция из перенаселенных деревень в слаборазвитые города в поисках рабочих мест.

С 60-х годов страны третьего и четвертого мира взяли в долг у развитых стран несколько биллионов долларов. Кредиты брали в период экономического подъема Запада, следовательно, при низких процент ных ставках, а отдавать приходится совсем в иных условиях. Совокупный долг Западу превысил 800 бил лионов долларов, но не видно способов, каким заемщи ки могли бы расплатиться с кредиторами. Самыми крупными должниками являются Бразилия, Мексика, Аргентина, Венесуэла, Нигерия, Перу, Чили и Польша. Стараясь поддержать на плаву экономику этих стран, западные кредиторы вынуждены рефининансировать займы. Но чаще они сталкиваются с частичной или полной некредитоспособностью той или иной страны. Невыполнение своих долговых обязательств в столь крупных масштабах разрушает международную финан совую систему.

В 1998 г. Россия объявила свою некредитоспособ ность перед западными инвесторами. Разразился скан дал, а затем и мировой кризис, которого мир не знал с конца Второй мировой войны. Некоторые западные банки, купившие государственные бумаги (ГКО) в Рос сии, разорились или оказались на грани разорения. Россия, которая прежде твердо держалась в ряду раз витых экономических держав, по существу показала, что относится к странам третьего мира,

Самое страшное состоит в том, что, как показывает опыт, обильные вливания иностранных инвестиций в такие страны очень мало помогают им выбраться из кризиса. Для улучшения ситуации нужна внутренняя перестройка экономики.

Полупериферия занимает промежуточную пози цию между ядром и периферией. Это достаточно раз витые индустриальные. Как и государства ядра, они

Глш V. ЫираввЕ шйществі і мирова систш

экспортируют промышленные и непромышленные товары, но им не хватает власти и экономического могущества стран ядра. Например, Бразилия (страна полупериферии) экспортирует автомобили в Нигерию и моторы для машин, экстракт апельсинового сока и кофе в США. Производство механизировано и автома тизировано г но все или большинство технологических достижений, которыми вооружается собственная про мышленность, заимствуются у стран ядра. В полупери ферию входят интенсивно развивающиеся страны с динамичной политикой, набирающим силы средним классом.

Если передать классификацию Валерштайна в тер минах теории постиндустриального общества Д. Белла, то мы получим такие соотношения:

ядр о — по стиндустри альные о бще ства;

полупериферия — индустриальные общества;

периферия — традиционные (аграрные) общества.

Как уже говорилось, мировая система складыва лась постепенно. Соответственно разные страны в разное время могли выполнять роль лидеров в ядре, откатываться на периферию или занимать место полу периферии.

Обычно в ядре доминирует одно государство. В XIV веке в мировой торговле господствовали северо- итальянские города-государства. Голландия лидирова ла в XVII веке, Англия после 1750 года, а Соединенные Штаты— после 1900 г. А в 1560 году ядро мировой системы располагалось в Западной Европе (Англия, Франция, Нидерланды, Португалияи Испания). Севе- ро-итальянские города-государства, которые были до этого самыми могущественными, присоединились к полупериферии. Северо-Восточная Европа и Латинс кая Америка составляли периферию . Многие общества (особенно в Океании и внутренних областях Африки и Азии) до недавнего времени находились вне перифе рии. Они долго могли присоединиться к мировой ка-питалистической экономике, производя и потребляя свои же продукты, т. е. занимаясь натуральным хозяй ством. Сегодня таких стран фактически нет. Страны бывшего советского блока (Венгрия, Польша, Болгария и др.) отнесены к странам «второго мира». Долгое время они были отгорожены от мировой капиталистической

6 Кравченко А. К.

Рщи II. ищалым дишш

системы. Сейчас их зачисляют к периферии или полу периферии.

Выдвинутая в 80-е годы теория ядра и периферии И. Валерштайна сегодня считается в принципе правиль ной, но нуждающейся в известной корректировке и дополнении. Согласно новому подходу, основу современ ного международного сообщества, которое иногда име нуют «транснациональным миром», составляют ведущие международные организации, 50—60 основных финан сово-промышленных блоков, а также около 40 тысяч ТНК, «Глобальная экономическая федерация» пронизана тес ными хозяйственными, политическими и культурными связями. Крупнейшие западные корпорации, создавая филиалы по всему миру, прежде всего в странах третье го мира, опутывают финансовыми и товарными потока ми весь мир. Они делают различные регионы мира эко номически зависимыми друг от друга.

На этом глобальном пространстве выделяются пост индустриальный Север, контролирующий торгово- финансовые каналы, высокоиндустриальный Запад — совокупность национальных экономик ведущих про мышленного развитых держав, интенсивно развиваю щийся новый Восток, строящий хозяйственную жизнь в рамках неоиндустриальной модели, сырьевой Юг, жи вущий преимущественно за счет эксплуатации природ ных ресурсов, а также находящиеся в переходном со стоянии государств посткоммунистического мира.

Движение мира к новому типу объединения назы вают геоэкономической или геополитической пере-стройкой планеты. Для нового международного про странства характерны две тенденции: а) концентрация принятия важных стратегических решений в небольшой группе ведущих держав, типа «Большой Семерки» (пос ле присоединения к ней России ставшей «Большой Восьмеркой»), б) размывание централизованных регио нов и формирований на множество самостоятельных точек, суверенизация мелких государств, цовышение их роли в мировом сообществе (пример — события в Юго славии, Палестине и т« д.). Между двумя тенденциями возникает противоборство и непонимание.

Важные политические и экономические решения, принимаемые узким кругом лиц, могут вести к серь езным последствия в различных частях земного шара,

Гша V. Ищт шБщкод м мкровая систм

иногда затрагивая судьбы населения целых стран. Примером может служить влияние США на события в Югославии, когда Америка вынудила присоединиться к военному давлению на сербов чуть ли не все евро пейские страны. Хотя само это решение выгодно не большой кучке политиков в Конгрессе США.

Мировое сообщество обладает огромной силой. До применения им экономических санкций к Ираку в его социальной структуре небольшая часть была богатой и такая же — бедной. Основное население проживало на среднем уровне даже по европейским меркам. А че рез несколько *лет действия эмбарго национальная валюта обесценилась. Основная часть среднего клас са скатилась до бедноты.

Являясь самым мощным экономическим государ ством мира. США ведет себя и как политический моно полист. Доллары делают политику по принципу «один доллар — один голос». За решениями, принимаемыми от лица международных организаций, например Сове та Безопасности, МВФ, МБРР, ВТОг финансируемых опять же развитыми странами, скрывается намерение и воля узкого круга ведущих держав.

Вытесненные на политическую и экономическую периферию страны Юга, или развивающиеся страны, борются с гегемонией сверхдержав доступными им средствами. Одни выбирают модель цивилизованного рыночного развития и, как Чили и Аргентина, ускорен ными темпами догоняют экономически развитые Се вер и Запад. Другие, в силу разных обстоятельств, лишенные такой возможности, встают на «тропу вой ны». Они создают разветвленные криминально-терро- ристические организации и мафиозные формирования, раскиданные по всему миру. Исламский фундамента лизм, меделинский картель...

В новом мировом устройстве все связано со всем. Мировая валютно-финансовая система, крепость ко торой задают мировые лидеры, прежде всего США, Германия, Япония, Англия, уже йе так стабильны как прежде. Финансовые кризисы на периферии этой системы, на которые прежде, может быть, и не обра тили внимание ее киты, сегодня сотрясают всю миро вую систему. Кризис 1997—1998 гг. в Индонезии и России сильно отразился на финансовых биржах все-

Рщд II. Соїішьваї тжи

го мира. Индустриальные гиганты потеряли милли арды долларов.

Мировое сообщество обладает огромной силой. До применения им экономических санкций к Ираку в социальной структуре последнего небольшая часть была богатой и такая же — бедной. Основное населе ние проживало на среднем уровне даже по европейс ким меркам. А через несколько лет действия эмбарго национальная валюта обесценилась. Основная часть среднего класса скатилась до бедноты.

<< | >>
Источник: Кравченко А.И.. Социология. 2001

Еще по теме Глава 5 Мировое сообщество и мировая система:

  1. 75. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРОВОГО СООБЩЕСТВА И МИРОВОЙ РЫНОК
  2. Мировое сообщество: различия составляющих его государств
  3. Мировое сообщество и процессы глобализации
  4. Место России в мировом сообществе
  5. Место России в мировом сообществе
  6. Мировое сообщество и процессы глобализации
  7. Четвертая цель: мировое сообщество
  8. Общая характеристика мирового сообщества
  9. Мировое сообщество и процессы глобализации
  10. 81. МЕСТО РОССИИ В МИРОВОМ СООБЩЕСТВЕ
  11. Место России в мировом сообществе
  12. 12.3. ВОСПРИЯТИЕ ПРОЦЕССОВ ГЛОБАЛИЗАЦИИ В МИРОВОМ СООБЩЕСТВЕ
  13. 11.2. ПРОЦЕССЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНВЕРГЕНЦИИ / ДИВЕРГЕНЦИИ В МИРОВОМ СООБЩЕСТВЕ