Межкультурное взаимодействие

Важным фактором культурных и социальных изменений является влияние на общество иной культуры. Межкультурные контакты издревле были важнейшим двигателем культурного изменения и культурного творчества. Общества, абсолютно закрытые от внешнего воздействия, весьма редки.
Межкультурные контакты приводят не только к распространению отдельных элементов культуры за ее пределы (так называемая диффузия). Подобные контакты приводят к обмену идеями и представлениями, способному породить новый культурный синтез.

Такие плодотворные межкультурные контакты наблюдаются с глубокой древности. Фактически, все крупные цивилизации древности представляют собой результат взаимодействия культурных традиций нескольких племен. Цивилизации древности имели постоянные контакты - от торгового обмена до военного противостояния.

Примером культурного явления, имевшего огромное историческое значение и возникшего в результате синтеза нескольких культурных традиций, является христианство. Христианство объединило в себе культурное наследие ближневосточной мифологии, иранской и иудейской эсхатологии с достижениями философской мысли поздней античности. При этом данный синтез стал возможен потому, что все эти культурные элементы оказались сведены воедино в одном "политическом теле", - а именно, в Римской империи. Римское владычество было исторической почвой, отталкиваясь и отрекаясь от которой возникла новая мировая религия.

Если мы обратимся к истории отечественной культуры, то обнаружим, что взаимодействие с другими культурными мирами всегда было неотъемлемой частью ее существования. Политическое и религиозное наследие Византийской империи, амбивалентное, но несомненное культурное воздействие тюркских племен, европейское влияние, ставшее определяющим с эпохи Петра Великого, внесли огромный вклад в формирование российской культуры. Наконец, само "внутреннее" пространство России поликультурно: на территории российского государства всегда проживало много народов, находившихся в постоянном взаимодействии.

Контакты между культурами не всегда бывают плодотворными и полезными. В культурной антропологии, этнографии и социологии используется термин аккультурация для обозначения процесса влияния одной культуры на другую, при котором своеобразие культуры-реципиента может утрачиваться. Аккультурация часто ведет к ассимиляции - растворению группы, подвергавшейся аккультурации, в инокультурной среде.

Возможны и случаи физической деградации и вымирания народов при контактах с более сильной культурной традицией. В этом случае народ, утрачивая собственную культуру, просто не в состоянии усвоить новую. Изменение образа жизни ведет к вымиранию. В такой ситуации оказались многие племена, сохранившие первобытный уклад жизни до 19-20 веков, и столкнувшиеся с динамичными западными культурами.

Приведем отрывок из работы К.Леви- Стросса, одного из крупнейших антропологов ХХ века.

В Бразилии за период с 1900 по 1950 год вымерло сто племен. Племя каинганг в штате Сан-Паулу в 1912 г. насчитывало около 1200 человек, а к 1916 г. в нем оставалось 200 человек. В настоящее время (1961 г. - А.М.) число членов племени достигло 80 человек.

В племени мундуруку в 1925 г. было 20 тысяч человек, а в 1950 г. осталось 1200... В племени кайяпо на реке Арагуая в 1902 г. было 2500 человек, а к 1950 г. осталось 10; такая же картина и в племени тимбира - 1000 человек в 1900 г. и 40 - в 1950-м.

Чем же можно объяснить такое быстрое вымирание? Прежде всего, ввозом из западных стран болезней, против которых организм местного населения не мог бороться. Трагическая судьба племени урубу - одного из индейских племен Северо-Восточной Бразилии - весьма типична в этом отношении. В 1950 г., всего через несколько лет после того, как они были открыты, урубу заразились корью. За несколько дней из 750 человек умерло 160...В 1954 г. на реке Гуапоре, разделяющей Бразилию и Боливию, было основано поселение для индейцев, в котором собралось 400 человек из четырех различных племен. В течение нескольких месяцев все они погибли от кори.

Помимо инфекционных болезней, серьезной проблемой является недостаток витаминов и пищи, а также болезни сосудистой системы, повреждения глаз, разрушение зубов. Этих болезней местные племена не знали в то время, когда вели традиционный образ жизни; все они появились, когда индейцы стали жить в деревнях и перестали употреблять собранную в лесу пищу...

Причиной вымирания индейцев являются и другие, менее непосредственные факторы, например, полное крушение их социальной структуры и образа жизни. Жизнь племени каин- ганг. подчинялась строгим социальным правилам.: жители каждой деревни делились на две группы, и мужчины из одной группы могли жениться только на женщинах из другой. Вместе с падением численности населения разрушались и основы их жизненного уклада. Из- за суровой системы каингангов не каждому мужчине удавалось найти жену, и он был обречен на безбрачие. При таком положении целый народ может исчезнуть в течение несколь-

89

ких лет. .

Сходная судьба постигла многие народы не только Бразилии, но и Австралии, Океании, Африки и других регионов, попавших в орбиту колониальной и культурной экспансии западного мира. Традиционные культуры коренных малочисленных народов России также понесли определенный урон в результате не всегда продуманной политики российского государства.

<< | >>
Источник: Матецкая А.В.. СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ . Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, — 260 с. 2006

Еще по теме Межкультурное взаимодействие:

  1. Межкультурная компетенция
  2. Глава VIII. Социальные взаимодействия: средства обмена, всеобщие виды и формы взаимодействий
  3. Теория межкультурного содержания коммуникации
  4. МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ О ВЕЖЛИВОСТИ И РАСЕ
  5. Тема 12МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ. ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ
  6. Глава 8МЕЖЛИЧНОСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ. МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
  7. МЕЖЛИЧНОСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ. МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
  8. Социальное взаимодействие
  9. 9. РЕЧЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
  10. 2. Теории социального взаимодействия
  11. Социальное взаимодействие
  12. Корпоративное взаимодействие