<<
>>

2.2. Марксистская социология

Наряду с социологическими учениями О. Конта, Г. Спенсера, Э.Дюркгейма, М.Вебера и других, широкое распространение во второй половине XIX и в XX в. получила социология марксизма, созданная великими немецкими мыслителями Карлом Марксом (1818 — 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820 — 1895).

Известны слова Ф. Энгельса, произнесенные им на могиле К. Маркса, в которых отражена суть марксистской социологии: «Подобно тому, как Дарвин открыл закон развития органического мира, так Маркс открыл закон развития человеческой истории — тот, до последнего

времени скрытый под идеологическими наслоениями, простой факт, что люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем заниматься политикой, наукой, ис-кусством, религией и т.д., что, следовательно, производство не посредственных материальных средств к жизни и тем самым каж дая данная ступень экономического развития народа или эпохи образует основу, из которой развиваются государственные учреж дения, правовые воззрения, искусство и даже религиозные пред ставления данных людей и из которой они поэтому должны быть объяснены, — а не наоборот, как это делалось до сих пор» .

Марксистская социология — это прежде всего материалистическое понимание истории, выработанное на основе изучения объек тивных закономерностей исторического процесса. Ее главная идея состоит в том, что фундаментом общественного развития является развитие материального производства. Эта мысль очевидна, но К. Маркс идет дальше и утверждает, что материальное производство определяет развитие общества. Поведение и деятельность людей, их стремления, психологический настрой, идеи и взгляды обус ловлены материальными потребностями и интересами. Важное место в марксистской социологии занимает учение о том, что развитие человеческого общества есть последовательная смена общественно-экономических формаций, которая неизбежно ведет к высшей формации — коммунистической. Достигнув ее, человечество сможет реализовать свою извечную мечту о всеобщей справедливости. История показала утопичность этой благородной идеи. Тем не менее в течение всего XX столетия западная социология творчески перерабатывала марксистское наследие, отвергая то, что противоречило явлениям новой эпохи, но сохраняя его методологию и критический дух, помогающий диагностировать болевые точки общества.
<< | >>
Источник: Демидов Н. М.. Основы социологии и политологии. 2004

Еще по теме 2.2. Марксистская социология:

  1. РЕВИЗИЯ МАРКСИСТСКОЙ СОЦИОЛОГИИ
  2. 3. Марксистская социология после К. Маркса
  3. § 2. Критический очерк марксистской теории семьи
  4. Марксистский подход
  5. Конфуцианская традиция и марксистский социализм
  6. Марксистско‑социалистический режим на Востоке
  7. Реалии марксистского социализма и истмат о Востоке
  8. Марксистская традиция и современная социал-демократия.
  9. 28 МАРКСИСТСКИЕ, СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЕ И АНАРХИСТСКИЕ ИДЕИ В НАЧАЛЕ XX В
  10. Марксистская теория личности
  11. Марксистский социализм в России
  12. Марксистский социализм в странах буддизма