3. Марксистская социология после К. Маркса

О судьбах марксистского учения написано огромное число ра-бот, в т. ч. и в России, особенно в 90-е гг. XX в. Марксизм в целом — это довольно сложный, многослойный комплекс взаимосвязанных теорий, включающих в себя и философские, и экономические, и политические концепции и идеологические доктрины.
Существует ряд областей в социологии, где работы К. Маркса получили распространение и где сохраняется верность, по крайней мере, некоторым из его принципов. Укажем на некоторые из таких направлений с упоминанием наиболее видных авторов, чьи концепции получили наибольшее признание в социологической науке:
в анализе классовой структуры некоторые ранние марксисты утверждали, что схема К. Маркса должна быть пересмотрена, поскольку не наблюдается реальных признаков распада капитализма или усиления классовой борьбы. Значительная часть усилий была потрачена на попытки адаптировать главную идею о неизбежности конфликта между капиталом и трудом к условиям современного капитализма. Это вылилось в форму новых теорий классового конфликта, принимавших в расчет изменения в способах владения собственностью, рост средне-го класса и изменения в отношениях на производстве. Кроме того, некоторые марксисты и прежде всего А. Грамши, В.И. Ленин и Д. Лукач уделяли особое внимание понятию классового сознания как предпосылки классовой борьбы;
при анализе политической жизнедеятельности общества аргументация, что государство есть инструмент правящего класса, открыла путь более сложному анализу государства как относительно автономного от правящего класса, отзывающегося на давление со стороны рабочего класса через институт парламентской демократии, но в конечном счете действующего прежде всего в интересах капитала;
ревизии экономических воззрений Маркса приняли форму разграничения различных фракций капитала и учета монопо-листической фазы капитализма, которая существенно отли-чается от более ранней фазы свободной конкуренции, господ-ствовавшей при жизни К.
Маркса;
характерной чертой капитализма XX в. стала его способность искать рынки в неразвитых странах, а часто колонизировать эти страны и брать их под свой контроль. Многие исследования связывали хроническую неразвитость некоторых обществ с удовлетворением потребности капитализма в экспансии;
в марксистской социологии XX в. в значительной степени усиливался интерес к анализу той роли, которую играет в жизни общества идеология. Утверждалось, в частности, что капитализм своим длительным сохранением обязан установлению идеологического контроля, осуществляемого господствующим классом. Этот тип анализа инспирировался представлением о гегемонии, выдвинутым А. Грамши и работами Франкфуртской школы;
сохраняется продолжительный интерес к исследованию философии и метода марксизма, в частности во Франкфуртской школе, Критической теории, а также в более поздних работах Дж. Хабермаса и последователей Л. Альтюссера. Нередко изучение методологии дополнялось попытками очистить марксизм от позитивизма;
многие социологи использовали работы марксистских историков, занимавшихся анализом социальных изменений, происходящих путем классовой борьбы, и в более поздние времена, прибегая для этого к понятию способа производства.
<< | >>
Источник: М. Ю. Горбунова. Общая социология. Конспект лекций. 2008

Еще по теме 3. Марксистская социология после К. Маркса:

  1. 2.2. Марксистская социология
  2. РЕВИЗИЯ МАРКСИСТСКОЙ СОЦИОЛОГИИ
  3. § 3. К. Маркс и его роль в социологии
  4. § 4. Судьбы отечественной социологии после 1917 г.
  5. § 2. Критический очерк марксистской теории семьи
  6. Реалии марксистского социализма и истмат о Востоке
  7. Марксистский подход
  8. Конфуцианская традиция и марксистский социализм
  9. 28 МАРКСИСТСКИЕ, СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЕ И АНАРХИСТСКИЕ ИДЕИ В НАЧАЛЕ XX В
  10. Марксистско‑социалистический режим на Востоке
  11. Марксистская традиция и современная социал-демократия.
  12. 37. «КАПИТАЛ» КАРЛА МАРКСА
  13. Карл Маркс (1818—1883).