<<
>>

§ 4. Маргинальность

Маргинальность (от французского marge — край, marginal— крайний) — это пограничность состояния индивида (или группы) по отношению к социальной общности, страте или социально значимым структурам. Термин «маргинальность» указывает на возможность возникновения особого полох<ения индивида или группы в социальном пространстве, когда они оказываются на стыке субкультур, не принадлежа ни одной из них, или просто вытесняются на периферию социальной жизни.
Индивид или группа, оказавшиеся в таком состоянии, называются маргиналами.
Маргинальность как явление — неизбежность социальной мобильности, причем как вертикальной, связанной с переходом из одной страты в другую, так и горизонтальной, связанной с переходом на другие равные по престижности статусные позиции. В ходе такого перехода потеря объективной принадлежности к старой страте может значительно опережать процесс вхождения в новую страту. Причины этого «запаздывания» — особенности индивида, который должен настроиться на принятие новой субкультуры, формирование нового вида идентичности, что требует определенного времени, в ходе которого осуществляется субъективная адаптация.
Эталонная модель маргинальной личности — мигрант из села в город. Приехавший на постоянное жительство в город, он с трудом
привыкает к новому для него ритму жизни, новым нормам, правилам. Он уже не сельский житель, так как постоянно живет в городе, но и еще не горожанин, так как еще не адаптировался полностью к городской социокультурной среде, в его поступках постоянно про-скальзывают усвоенные ранее нормы сельской жизни.
Процесс утраты объективной принадлежности к определенной социальной общности, страте без последующего субъективного вхождения в иную общность, страту называется маргинализацией. Обычно маргинализация начинается с выхода из социальной группы (смена места жительства, смена профессии, внезапное разорение или обогащение и т.п.), а затем начинается внутреннее преодоление субкультуры новой социальной группы, в которой оказался индивид.
Возможна, как отмечает Е. Стариков*, и обратная модель маргинализации, когда вначале происходит духовный, психологический разрыв индивида с субкультурой своего слоя, группы. Он разо-чаровывается в ценностях своей группы, начинает ощущать бессмысленность групповых норм и дистанцируется от других членов группы. Но в силу ряда причин его выход из группы может не состояться, и индивид оказывается маргиналом, изгоем в собственной группе или страте. Такой вид маргинализации, связанный с утратой индивидом социальной идентичности, т.е. социальных и психологических связей с группой, грозит последней распадом, если этот процесс примет массовый характер.
Однако чаще маргинал — это индивид, утративший свой прежний социальный статус, лишенный возможности заниматься привычным видом деятельности и оказавшийся неспособным адапти-роваться к новой социокультурной среде той страты, в рамках которой он формально существует. Поведение такого человека отличается крайностями: он либо чрезмерно пассивен, либо очень агрессивен, легко преступает нравственные нормы и способен на непредсказуемые поступки. Сложность адаптации приводит к тому, что маргинал в зависимости от личностных качеств может играть роль возмутителя спокойствия, лидера социально-политического движения или стать изгоем, неудачником**.
Маргинальные группы (слои) возникают при массовой миграции (беженцы) или в условиях «выталкивания» определенной части населения за пределы социально значимых структур (потеря работы, жилища, обнищание, лишение гражданских и политических прав).
Типичной маргинальной группой являются, например, люди,
* Стариков Е Маргиналы/В человеческом измерении. — М., 1991. ** Стоунквист Э.В. Маргинальный человек/Современная зарубежная этнопсихология — М., 1979
565
лишившиеся постоянного жилья, постоянного заработка, находящиеся «на дне», на периферии значимых для общества социальных позиций.
Исключенные из общества маргинальные группы создают собственную субкультуру, начинают воспроизводить себя. Они могут представлять серьезную опасность для социума в целом, если растут в количественном отношении, так как нередко не приемлют основных ценностей данного общества. В условиях нестабильности общества, его переструктуризации свойственная маргиналам система ценностей может распространяться на широкие слои населения, что чревато усилением конфликтности общества и серьезными последствиями для его политической системы.
В представлении многих жизненный успех определяется достижением высот социальной иерархии. Однако прежде всего надо ответить на три вопроса:
В каком обществе вы живете, на каких принципах строится его стратификационная структура?'Если основу иерархии составляют титул и происхождение, ваши шансы могут быть минимальными; если основу иерархии составляет богатство, следует определить, есть ли у вас способность к предпринимательству, можете ли вы за сравнительно небольшой срок сколотить приличное состояние; если основу иерархии составляет власть, лучше заняться политической деятельностью, причем желательно, чтобы она не противоречила существующей политической практике. Если стратификационная система строится на нескольких основаниях, значит, у вас есть выбор.
Каким «социальным лифтом» вы воспользуетесь?Для политической карьеры необходимо начинать с активной работы в партии, для профессиональной — с упорного труда по овладению знаниями и навыками, для получения богатства можно воспользоваться институтом брака или положиться на удачу. Выбрав канал перемещения наверх, не обольщайтесь. Успеха добьется не каждый, а лишь наиболее трудолюбивый, талантливый или просто удачливый.
Готовы ли вы к новой жизни? Сможете ли вы принять нормы, правила, требования нового социального слоя? Если вы не сумеете преодолеть социокультурный барьер, который возводит вокруг себя любая социальная страта, вы навсегда останетесь изгоем.
Кроме того, подумайте, стоит ли испытывать чрезмерные физические и психологические нагрузки? Возможно, ваши жизненные планы могут быть реализованы на том уровне социальной иерархии, где вы родились и выросли.
<< | >>
Источник: Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева. Общая социология: Учебное пособие Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева . — М.: ИНФРА-М,2000. — 654 с. — (Серия «Высшее образование»).. 2000

Еще по теме § 4. Маргинальность:

  1. Маргинальное
  2. Маргинальность
  3. МАРГИНАЛЬНОСТЬ
  4. Расширенная семья
  5. Нуклеарная семья
  6. 3.8. «Социальное днвя и маргиналы
  7. Этническое предпринимательство.
  8. ТРЕТИЙ НЕФТЯНОЙ КРИЗИС
  9. Литература для дополнительного чтения
  10. 11.13. Вопросы и задания
  11. 13.2.2.Формализованное моделирование АИС
  12. Артикуляция интересов и их агрегирование
  13. 46 ВИДЫ ПРИБЫЛИ. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИБЫЛИ
  14. 63. Структура трудового поведения
  15. Подсистема «Программно-математическое обеспечение АИС»
  16. 6. Ставка налога и метод налогообложения