<<
>>

Лекция1. ЭВОЛЮЦИЯ «ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕКА»

Существует множество подходов к определению набора предпосылок, из которых исходит экономическая теория в моделирова- иии хозяйственного поведения. Нам представляется» что таких исходных предпосылок четыре.

Человек независим.

Это атомизированный индивид, принимающий самостоятельные решения, исходя из своих личных предпочтений.

Человек эгоистичен. Он в первую очередь заботится о своем интересе и стремится к максимизации собственной выгоды.

Человек рационален. Он последовательно стремится к поставленной цели и рассчитывает сравнительные издержки того или иного выбора средств ее достижения.

Человек информирован. Он не только хорошо знает собственные потребности, но и обладает достаточной информацией о средствах их удовлетворения.

Перед нами возникает облик «компетентного эгоиста», который рационально и независимо от других преследует собственную выгоду и служит образцом «нормального среднего» человека. Для подобных субъектов всякого рода политические, социальные и культурные факторы являются не более чем внешними рамками или фиксированными границами, которые держат их в некой узде, ие позволяя одним эгоистам реализовыватъ свою выгрду за счет других слишком откровенными и грубыми способами.

Указанный «нормальный средний» человек и положен в основу общей модели, называемой Ьото есопотюш («экономический человек»). На ней, с определенными отклонениями, построены практически все основные экономические теории. Хотя, разумеется, модель эко-номического человека ие оставалась неизменной и претерпела весьма сложную эволюцию.

Классический этап3. Фигура «экономического человека», этого «компетентного эгоиста», ведомого «невидимой рукой» к личному и общественному благу, впервые встает в полный рост в трудах классиков английской и французской политической экономии в конце XVIII столетия.

Родоначальником положенных в ее основу идей заслуженно считается «великий шотландец» А. Смит (1723— 1790). Человек в его труде «Богатство народов» — это автономный индивид, движимый двумя природными мотивами, — своекорыстным интересом и склонностью к обмену .

Важную роль во взращивании Ьото есопотгсш сытрал радикальный утилитаризм Дж. Бентама (1748—1832) — последовательного и убедительного проповедника гедонистических принципов. В его «моральной арифметике* основу всех действий человека образует прницип пользы, означающий достижение наибольшего удовольствия и стремление всячески избегать страдания .

Вдохновленная идеями А. Смита, классическая политическая экономия приступает к последовательной рационализации понимания хозяйственной жизни. Эта рационализация связана с упрощением рассматриваемых связей, уменьшением количества вовлекаемых переменных. Признавая в принципе (как само собой разумеющиеся) различия между классами и странами, политико-эко- номы пытаются снять эти различия в своде общеэкономических принципов, которым придается характер объективных законов. Именно выведение общих принципов, а ие описание всего богатства хозяйственной жизни ставит своей задачей Ж. Б. Сэй (1767— 1832), обеспечивший победу смитовского учения во Франции*. У английского пастора Т. Мальтуса (1766-1834) эти общие прин-ципы приобретают статус естественного закона — печально известного закона о народонаселении, провозглашение которого повлияло иа столь многие выдающиеся умы. А с появлением создателя техники экономического анализа Д Рикардо (1772—1823) установление объективных экономических законов превращается в основной принцип исследования (у А. Смита, заметим, таких за-конов еще ие было). Правда, важные отступления допускаются уже на этом этапе. Так, более эклектичный «последний классик» Дж.С. Милль (1806-1873) разводит законы производства и законы распределения, уподобляя пераые законам природы и представляя вторые как продукт общественного устройства . Но человек все более превращается в свод абстрактных принципов, из которых затем непосредственно выводятся все общественио-экоиомичес- кие отношения'.

Человек в учении К.

Маркса (1818—1883) тоже вполне соответствует канонам «экономического человека». К. Маркс в значительной степени заимствует и экономический детерминизм Д. Рикар- до, и раскритикованные им утилитаристские принципы Дж. Бен- тама. Выступает ли у К. Маркса человек непосредственно в качестве субъекта хозяйственных действий? Нет, индивиду приходится отойти на задний план, а производственные отношения становятся все более бессубъектными, обезличенными. По собственному признанию К, Маркса, фигуры экономических субъектов для него «являются олицетворением экономических категорий, носителями определенных классовых отношений и интересов» (к учению К. Маркса мы далее будем обращаться неоднократно).

Следует подчеркнуть, однако, что практически все основные работы классиков политической экономии насыщены элементами моральной философии. Реализация утилитаристского принципа связывается ими не с освобождением животных начал человека, напротив, она рассчитывает на довольно развитого в умственном и нравственном отношениях индивида, предполагает поддержание благородства характеров. Иными словами, «обыкновенный средний» обыватель еще должен был дорасти до настоящего «экономического человека»".

<< | >>
Источник: Радаев В.В.. Экономическая социология. Курс лекций: Учеб. пособие,— М.: Аспект Пресс, 1997,— 368 е.— (Программа «Высшее образование»).. 1997

Еще по теме Лекция1. ЭВОЛЮЦИЯ «ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕКА»:

  1. Лекция 2. ЭВОЛЮЦИЯ «СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕКА»
  2. 1.1 ЭВОЛЮЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
  3. 2.2. Принцип рациональности деятельности «человека экономического»
  4. «Экономический человек» в отношениях занятости.
  5. Экономическая теория о человеке в рыночной экономике
  6. 4 МОДЕЛИ ЧЕЛОВЕКА В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
  7. 2.Особенности экономической эволюции колониальной и полуколониальной периферии
  8. 1.1. Экономическое содержание налогов, его эволюци
  9. МОДЕЛЬ ЧЕЛОВЕКА В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ
  10. ЭВОЛЮЦИЯ МЕХАНИЗМА И ФУНКЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
  11. Глава X ЭВОЛЮЦИЯ МЕХАНИЗМА И ФУНКЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
  12. 5.2.2. Эволюция экономической и социально-политической системы России на путях реформаторской альтернативы (июнь 1907-1916 гг.)
  13. Закон неадекватности отображения человека человеком.
  14. 2. Права человека. Защита прав человека.