<<
>>

КУЛЬТУРА: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Завершив анализ социальных институтов и общностей как систем социальных взаимодействий, переходим к следующему важнейшему разделу общей социологии — исследованию смыслообра-зующего элемента социальных взаимодействий, тех правил игры, содержания норм, критериев, которыми руководствуются люди во взаимоотношениях друг с другом.

Рассматривая, в частности, «Исходные элементы социальной жизни», мы неоднократно подчеркивали роль, которую отводит социология ценностям, нормам, избранным данным народом, данной общностью для понимания их судеб, способности дать эффективный или менее эффективный ответ на вызовы среды, природы и истории.

Фактически для всех социологических школ, направлений ха-рактерно признание особого ключевого значения культуры, придумок самих людей в развитии общества.

Э. Дюркгейм и М. Вебер, П. Сорокин и Т. Парсонс, Р. Мертон и А. Щюц, П. Бурдье и Э. Гид-денс — все более или менее крупные социологи признают, что культура обьединяет людей в сообщества и в то же время является во многом решающим элементом, обьясняющим своеобразие ис-торических судеб того или иного общества.
Не естествен но-природная основа человеческого бытия предопределяет ту или иную судьбу, а люди, которые на основе своей природы изобрели много-бразные вариации человеческого существования.

Картина общественной жизни, которую воссоздает социоло-гия, — рациональная, доказательная, опирающаяся на факты, не принимающая ничего на веру (в том числе и идею об «обьектив-ной необходимости», которая «предопределяет естественно-историческим образом» нашу судьбу), придает особое значение культуре, ценностям, оценкам, идеям, нормам, образцам поведения. Когда мы хотим доказательно, фактуально, отвергая мистику и предположения, ответить на вопрос, почему люди действуют именно так, а не иначе, факты, однозначно толкуемые обстоятельства, волей-неволей заставляют исследователя признать ключевую роль культурных смыслообразующих элементов организации социальной жизни.

Поэтому для социолога социальная жизнь, социальная реальность — всегда социокультурная реальность, а для социологии социокультурный подход к анализу социальных явлений — один из главных.

328

P. Тернер, американский социолог, пытаясь проанализировать, как и за что награждают в США и Великобритании, разослал запросы 53 ведущим американским корпорациям и 51 британской корпорации с просьбой выслать служебные биографии с указанием наград своих сотрудников.

Всего было проанализировано более 750 таких биографий. Исследование подтвердило предположение автора, что английское общество стремится поощрить успех посредством поручительства и поддержки, а вознаграждения и поощрения исходят от центрального вышестоящего учреждения; для американского общества характерно соревнование в открытой борьбе со своими коллегами, а вознаграждения и поощрения исходят от отдельных учреждений, обществ профессионалов и т.д. Оказалось, что в Англии 53% составляют правительственные награды, в США —только 11%. Зато в США награды, присуждаемые колледжами и университетами, составляют 42%, а в Англии — 13%, В США 14% наград присуждены за спортивную, религиозную, патриотическую деятельность, общественные заслуги, в Англии — ни одной. Все это является убедительным, на наш взгляд, свидетельством двух различных культур продвижения по службе, которые поддерживают и ориентируют индивида на вполне определенный алгоритм поведения для достижения успеха, продвижения по службе...*

Индийца удивляет, что жена европейца называет мужа по име ни, обращаясь к нему в присутствии его матери и без ее разреше ния. Японцы, рассказывая о печальном событии, улыбаются, чтобы не огорчить слушателя. Мусульманин будет поражен, увидев алко гольные напитки на христианских поминках за столом. Латиноаме риканцы часто сетуют на холодность и отчужденность североаме риканцев, поскольку североамериканцы не любят, чтобы до них дот рагивались во время разговора, и считают, что наиболее приемле мое расстояние между собеседниками — 75 см.

Житель США счи тает себя обязанным улыбаться человеку, с которым случайно пе ресекся взглядом — иначе могут решить, что он плохо воспитан. Но улыбка не может служить поводом для контакта, потому что контакт без должной причины рассматривается как вмешательство в част ную жизнь или как угроза сексуального домогательства. Всего лишь подозрение в этом может стать основанием для обращения к пра вовой защите. В контактах с собеседником требуются терпимость и снисходительность, сдержанность в выражении удовольствия и сожаления: не принято желать здоровья чихающему и желать при ятного аппетита.

Как мы думаем, примеров достаточно. О чем они? Почему люди ведут себя по-разному, оценивают по-разному одну и ту же ситуацию? Первое, что приходит на ум, — они считают, что так и следует себя вести; каждый оценивает чужие поступки, действия, мысли

с точки зрения того, как принято в его среде, обществе, в котором он живет.

Иными словами, каждое общество обладает определенной системой образцов поведения, традиций, ценностей, критериев, представлений о мире, о том, как следует себя вести, что такое добро и зло, т.е. каждое общество обладает своей культурой*.

<< | >>
Источник: Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева. Общая социология: Учебное пособие Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева . — М.: ИНФРА-М,2000. — 654 с. — (Серия «Высшее образование»).. 2000

Еще по теме КУЛЬТУРА: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ:

  1. Социологический подход к анализу культуры
  2. Культура как явление: социологический анализ
  3. Раздел VI.КУЛЬТУРА: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
  4. Глава XIV. Культура как явление: социологический анализ
  5. 30. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ. ВИДЫ И ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ
  6. § 1.3. УРОВНИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАДИГМЫ
  7. § 1.3. УРОВНИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАДИГМЫ
  8. Проблема культуры в контексте социологического знания ХХ века
  9. Социологический подход к изучению культуры
  10. Актуальность социологических исследований культуры во второй половине ХХ века
  11. § 1. Социологическое понимание культуры
  12. Социология культуры как отрасль социологического знания
  13. Понятие культуры в классических социологических теориях
  14. Понятие культуры в классических социологических теориях
  15. Понятие культуры в классических социологических теориях
  16. Социология культуры как отрасль социологического знания
  17. Социология культуры как отрасль социологического знания