<<
>>

Культура общества как предмет социологии

Какие же аспекты культуры привлекают внимание социологов? Их, интересы сконцентрированы вокруг проблем, которые чисто условно можно рассматривать на трех уровнях. Первый из них — эмпириче-с кий. На этом уровне изучается система норм и ценностей, регулиру-
226
Раздел III.
Общество и его структура
ющих поведение индивидов и социальных общностей, их культурную (в основном досуговую) практику, связанную с созданием, распространением, потреблением культурных (и антикультурных) ценностей. Предполагается также изучение организации культурно-массовой и просветительской работы, культурного уровня различных социальных групп и т.д.
В рамках исследований второго — теоретического — уровня социологию волнует вопрос об основных формах культуры в обществе. Принято говорить о высокой (часто называемой элитарной) культуре: изящные искусства, классическая литература и музыка, произведения которых воспринимаются относительно неширокими слоями населения, и культуре народной (часто именуемой массовой): это сказки, песни, фольклор, мифы, сказания. К последней нередко относят и поп-культуру, и рок-культуру. С появлением и широким распространением средств массовой информации различия между обеими формами культуры постепенно стираются.
Исследования социологов на третьем уровне предполагают свое-образный «стык» первых двух — эмпирического и теоретического. Здесь речь идет об изучении качеств и характеристик культуры в различных сферах общественной жизни и деятельности социальных общностей. В этом смысле говорят о культуре труда, быта, свободного времени, а также о профессиональной, политической, экономической, нравственной, эстетической и иной культуре.
Одна из важных проблем социологического изучения — конфликт в культуре. Как показало развитие западной социологии в XX в., ее представители выделяли три вида конфликтов, связанных с культурой: аномию, культурное запаздывание, чуждое влия-н и е. Об аномии писал Э. Дюркгейм, понимая под ней нарушение единства культуры в связи с распадом системы нравственных ценностей (рост преступности, увеличение числа разводов, самоубийств и др.).
Американский социолог У. Огборн в 1922 г. сформулировал основные положения теории культурного запаздывания (культурного лага), суть которой состояла в показе причин культурного конфликта. По его мнению, перемены в материальный жизни, прогресс производства «обгоняют» изменения в нематериальной культуре: обычаях, законах, убеждениях и т.д. Отставание культуры и является причиной конфликтов, с ней связанных.
Третий вид конфликта определил английский социолог Б. Малиновский в 1945 г., рассматривая влияние чужой (в основном европейской) культуры в Южной Африке во время ее колонизации и в последующий период. Б. Малиновский писал о конфликте двух культур — навязывав-
Глава 11. Общество и культура 227
мой извне и местной. Если попытаться определить общую идею многочисленных теорий культурного конфликта, то ее можно сформулировать так: эти конфликты имеют место потому, что различные модели культуры формируются в ходе постоянной борьбы между противоположными тенденциями — объединения и разъединения культур.
<< | >>
Источник: Зборовский Г.Е.. Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Гардарики,2004. - 592 с.. 2004

Еще по теме Культура общества как предмет социологии:

  1. Что такое социология культуры?Социология культуры как проблемная область социологическогознания.
  2. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА. ПРЕДМЕТ И ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ
  3. социология как наука. Предмет и функции социологии
  4. § 3. Знание как предмет социологии знания
  5. 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА: ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ ЕЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
  6. Знание как предмет в социологии П. Бергера и Т. Лукмана
  7. 78. КУЛЬТУРА КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО РАССМОТРЕНИЯ
  8. Социология культуры как отрасль социологического знания
  9. Социология культуры как отрасль социологического знания
  10. Социология культуры как отрасль социологического знания
  11. Социология как наука о культуре - Макс Вебер.
  12. Понятие общества как основной категории социологии