Концепция постмодернизма

Перейдем к рассмотрению концепции постмодернизма. Каков ее абрис и в чем суть? Постмодернизм как инновация охватывает будущее общество, либо пришедшее (приходящее) на смену современному, либо готовящееся к этой смене.
В соответствии с утверждениями сторонников концепции постмодернизма, идет процесс складывания нового мирового сообщества и нового сознания. В основе этого сообщества — рыночная экономика, либерально-демократические институты, культура с оттенком коммерциализации и др. Созданная на этих принципах новая цивилизация стремительно расширяет свои границы. Это — глобальный процесс, особенно успешно развивающийся после крушения общественного строя в СССР и странах социалистической системы.
Благодаря этому и другим процессам (например, создание Европейского союза) рушатся всяческие границы (не только территориальные), государственность в классическом определении теряет свой смысл, все национально-специфическое становится иллюзорным. Социальные изменения такого рода еще только недавно начались, однако у них очень большое будущее, и они являются непосредственной предпосылкой становления постмодернистского общества.
В связи с объединительными тенденциями в мире (к примеру, создание единой Европы) отдельные государства уступают место новым, стабильным, структурам. Уровень жизни в новом обществе весьма высок, но и требования к странам, желающим вступить в него, очень строги. Для таких стран необходимо «новое сознание», являющееся результатом полного отказа от прошлого, поскольку в новой глобальной системе — постмодернистском обществе — не действуют старые категории.
В глобальной цивилизации, т.е.постмодернистском обществе, в отличие от теперешнего — модернистского — не будет гипертрофирования материального потребления, поскольку в наи-более развитых странах рубеж насыщения в этом отношении уже достигнут. Более того, как отмечает известный французский социолог А. Турен, современное европейское общество гораздо более материалистично, чем гуманистично. Пока оно в этом смысле остается весьма контрастным. Однако смысл постмодернизма как раз и состоит в том, чтобы снять эти контрасты, равно как и контрасты прошлого и будущего, традиций и современности.
Это были, так сказать, общие очертания концепции постмодернизма. Что касается его сути, то она — в признании разнообразия векторов развития различных обществ и культур, в отказе от евроцентрист-
ской схемы, «предписывающей» некую общую для всех стран и народов траекторию социально-экономического и культурного развития.
В социологии идут дискуссии о содержании постмодернизма и особенно о реальных возможностях воплощения в жизнь постмодернистских проектов, что является отражением определенной и теоретической, и практической ситуации. Во-первых, концепция постмодернизма достаточно нова, еще не устоялась. Во-вторых, поскольку она анализирует будущее человеческого общества и охватывает комплекс вопросов, касающихся взаи-моотношений различных стран, неизбежна некоторая размытость границ и очертаний самой теории. В-третьих, на рубеже XX—XXI вв. положение в мире так быстро и динамично видоизменялось, что это не могло не сказаться на содержании и направленности самого постмодернизма.
Говоря о дискуссиях по поводу постмодернизма, приведем несколько точек зрения, принадлежащих крупным современным социологам.
Так, Ю. Хабермас считает, что хотя реалии человеческого бытия сейчас действительно не такие, как прежде, однако задачи, ими порождаемые, не изменились и нет оснований отказываться от их решения. Toi про-ект, который делал наш мир современным и давал ему право на это название, не доведен до конца. Поэтому задача «сильного» общества состоит в том, чтобы осуществить радикальное преобразование мира модерна, не уходя от него самого, его принципов и идеалов.
Э. Гидденс, высказывая сходную точку зрения, находится в методологической оппозиции к постмодернизму, считая, что общество модернистского типа далеко не реализовало свой потенциал. По его мнению, главной характерной особенностью этого потенциала является необыкновенный динамизм, который позволяет рассматривать модернистский мир как мир «отказавших тормозов». Современное же общество (рубеж XX—XXI вв.) английский социолог определяет как общество позднего модерна.
Оно характеризуется им с помощью четырех главных признаков: индустриализма (базируется на широком использовании самой современ-ной техники и технологии); капитализма (его база — производство товаров на основе действия конкурентных рынков продукции и рабочей силы); инстигутов контроля и надзора (они демонстрируют наличие и влияние власти и организации); монопольного господства государства над средствами насилия (в границах своих стран). К названным признакам Гидденс добавляет характеристику общества постмодерна как «общества риска» (в сознании людей понятие риска приходит на смену понятию судьбы). Наконец, что особенно важно отметить, в последних работах появляется еще одна, крайне значимая характеристика общества постмодерна, — глобализация (подробнее о ней будет сказано чуть дальше).
Э. Гидденс называет новое общество портретом «поздней современности». При этом и он, и Хабермас занимают достаточно оптимистические позиции в отношении постмодернистского общества.
В отличие от них еще один английский социолог 3. Бауман настроен не столь оптимистически в отношении постмодернизма, поскольку, по его мнению, «мы живем во времена не столько прогресса, сколько риска...». Отсюда возникает вопрос: возможны ли в принципе такие инновации, которые могли бы обеспечить создание совершенного общества, «принесет ли наука, измыслившая Циклон-Б и атомную бомбу, неминуемое конечное освобождение»? Эго же касаегся и культуры, но уже в другом ключе. Бауман точно замечает следующее важное обстоятельство: «Современная культура была культурой сомнения, критики и сопротивления. Свой оптимизм относительно будущего она подпитывала пессимизмом в отношении настоящего. Если она выражала энтузиазм но поводу намерения, то „ обязательно осуждала и порицала его очередные практические воплощения. Предметом критики оказывались все очередные свершения современной цивилизации — ни одно не выдерживало испытания культурой»1. Это привело к тому, что критика результатов стала переходить в критику намерений. Подобные рассуждения убеждают Баумана в том, что проект постмодернистского общества является очень противоречивым.
Вывод, который можно сделать отсюда, заключается в том, что противоречивость постмодернистской концепции определяется не только разными взглядами социологов на природу постмодернизма, их несовпадающими ориентациями, но и противоречивым характером инноваций, которые возникают сегодня и приводят к становлению нового общества, их подчас диаметрально противоположным эффектом. Поэтому можно уверенно считать, что ключи от замков к будущему обществу — в «руках» инноваций.
<< | >>
Источник: Зборовский Г.Е.. Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Гардарики,2004. - 592 с.. 2004

Еще по теме Концепция постмодернизма:

  1. Краткая характеристика постмодернизма
  2. Шестидесятые годы и постмодернизм
  3. Глава 31Социальные изменения, модернизация и постмодернизм
  4. Первая группа концепций и моделей Концепция приоритета экономических интересов собственников
  5. Третья группа концепций 1. Концепция (гипотеза) эффективности рынка капитала
  6. Вторая группа концепций и моделей Концепция временной ценности денежных ресурсов
  7. § 2. Модернизация и постмодернизм в социологииПроблема модернизации в социологии
  8. ТРАНСФОРМАЦИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ МАРКЕТИНГА В КОНЦЕПЦИЮ МАРКЕТИНГА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
  9. 3. Постмодернистская концепция
  10. 1.3.1.Понятие концепции и их виды в финансовом менеджменте.
  11. 25 КОНЦЕПЦИИ ЛИДЕРСТВА
  12. Концепция глобализации в социологии
  13. Концепции контроля
  14. 1.4. БАЗОВЫЕ КОНЦЕПЦИИ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА
  15. КОНЦЕПЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  16. БАЗОВЫЕ КОНЦЕПЦИИ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА
  17. 1.3.8.Концепция альтернативных затрат