<<
>>

Концепция общества в индивидуализме.Индивидуалистические теории социального взаимодействия.

Решение последней проблемы, зафиксированной критиками функ-ционализма, взяли на себя представители методологии индивидуа-лизма Дж. Хоманс, Дж. Линд, Г. Блумер и др. Основная идея методологии индивидуализма сводится к следующему: всякое социальное явление, в том числе и общественная жизнь, может быть объяснено через совокупность индивидуальных действий.
Следовательно, задача социологической науки состоит, прежде всего, в обънснении, что такое индивидуальное действие и что такое совокупность инди-видуальных действий.

С точки зрения представителей индивидуализма, схема действия включает в себя следующие элементы:

действующее лицо, т. е. индивида или группу;

вовлеченность в ситуацию, которая характеризуется наличием определенной доли принуждения;

преследование какой-либо цели через действие;

манипулирование ресурсами для достижения цели;

более или менее четко обозначенное поведение.

Что же такое совокупность индивидуальных действий? Объяснение этому явлению предлагает ряд теорий социального взаимодействия.

Одной из таких теорий является,теория социального обмена американского социолога Дж. Хоманса. Джордж Хоманс делает упор на влияние на поведение людей вознаграждений и затрат. Он сформулировал следующие положения своей теории:

Чем чаще поступок вознаграждается, тем чаще он повторяется.

Если в прошлом получение вознаграждения происходило в определенной ситуации, то люди стремятся создать такую же ситуацию.

Если вознаграждение велико, то люди, чтобы его получить, готовы платить больше, чем при малом вознаграждении.

Когда потребности человека почти полностью удовлетворены, он в меньшей мере стремится прикладывать усилия для их удовлетворения.

Модификацией теории обмена Дж. Хоманса является теория справедливого обмена Дж.

Адамса, Дж. Уолстера и др. Эта теория сформулирована также в виде системы постулатов:

1) Индивиды всегда стремятся к максимализации личных вы-год, что вытекает из эгоистической природы человека.

Группы увеличивают коллективные выгоды, ограничивая индивидов и добиваясь «справедливых» отношений.

Индивиды, обнаруживающие свое участие в «несправедливых» отношениях, испытывают психологический дискомфорт.

Чем сильнее воспринимается «несправедливость», тем сильнее дискомфорт и интенсивнее попытки восстановить «справедливые» отношения.

Таким образом, центральное место в этой теории занимает категория «справедливое отношение», определяемая как пропорциональность вкладов и результатов участников взаимодействия. Достижение социальной справедливости преподносится сторонниками этой теории как главный стимул действия индивидов и групп. Другой теорией, базирующейся на методологии индивидуализма, является символический интеракционизм (от англ. т1;егас1;юп — взаимодействие). Наиболее видные представители символического интеракционизма — Джордж Мид и Герберт Блумер. Дж. Мид утверждал, что поведение индивида — это реакция на поведение другого индивида. Человеческие существа живут в мире значимых объектов. Значения возникают только в процессе социального взаимодействия. Различные социальные группы вырабатывают различные миры, и эти миры меняются, когда составляющие их объекты меняют свое значение.

Согласно символическому интеракционизму, взаимодействие между индивидами представляет собой непрерывный диалог, в процессе которого люди прослеживают, интерпретируют намерения друг друга и реагируют на них. Интерпретация стимулов заключа-ется в установлении связи, стимула с символом и выборе ответной реакции на основе осмысления этого символа. Установление социальной связи, коммуникация становятся возможными благодаря тому, что люди придают одно и то же значение данному символу. По Дж. Миду, социальное «Я» включает в себя два момента: собственно «Я» и «Мы».

Собственно «Я» — это индивидуальное сознание. «Мы» — это индивидуальное сознание в глазах других, или, иначе говоря, задача, поставленная через «Я» другим «Я». «Я» — это всегда диалог «Я» и «Мы». «Я» оценивает свои действия через внутреннее освоение «Мы». Таким образом, общество оказывается как бы внутри «Я». Социальное «Я» утверждается в совокупности процессов межиндивидуального взаимодействия. Богатство и своеобразие заложенных в той или иной личности реакций, способов деятельности, символических содержаний зависит от разнообразия и широты систем взаимодействия, в которых она участвует.

Таким образом, в объяснении вопроса, что собой представляет общество, каковы механизмы его образования и функционирования, социология располагает рядом методологических подходов, которые нередко согласуются друг с другом, но могут вступать и в противоречие. Однако все концепции общества придают важнейшее значение в формировании его как целостной системы роли культуры. В чем же конкретно состоит эта роль, предстоит рассмотреть в следующей теме.

1 тема 4

<< | >>
Источник: Радугин М, Радугин К.А. . Социология: курс лекций.— 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Центр, 1999- 160 е.. 1999

Еще по теме Концепция общества в индивидуализме.Индивидуалистические теории социального взаимодействия.:

  1. Понятия общества и системы, социальных связей, социального взаимодействия, социальных отношений.Системный анализ общественной жизни
  2. 2. Теории социального взаимодействия
  3. Социальное взаимодействие в обществе
  4. 9. СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ ЛИЧНОСТИ КАК МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА
  5. § 2. Макросоциологические теории социально-исторического развития общества
  6. Глава VIII. Социальные взаимодействия: средства обмена, всеобщие виды и формы взаимодействий
  7. ОБЩЕСТВО ВОСТОКА: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОВРЕМЕННОГО КАПИТАЛИЗМА И ТРАДИЦИОННОГО ВОСТОЧНОГО ОБЩЕСТВА
  8. § 1. Взаимодействие природы и общества
  9. § 3. Что и в какой степени обусловливает социальные явления? Взаимодействие социальной реальности и внесоциальных условий, сил
  10. Понятие социальной структуры общества. Марксистское учение о классах как основном элементе социальной структуры общества