<<
>>

КОНФЛИКТЫ ЦЕННОСТЕЙ и ПУТИ их

Различие систем ценностей различных субъектов,

если эти субъекты взаимодействуют (или долж-

НЬ] взаимодействовать) друг с другом, может

породить конфликт между ними.

Конфликт ценностей — наиболее яркий и острый из всех типов социальных конфликтов.

Различие ценностей, их трактовки, иерархии делает невозможным нормальное взаимодействие партнеров, так как партнеры не имеют единых критериев оценки эффективности взаимодействия. Сотрудничество становится невозможным, и взаимодействие перерастает в конфликт.

Отец требует, чтобы сын подчинялся его решениям, так как, по его мнению, уважение к родителям является приоритетом во взаимодействии детей и родителей. Сын же считает главным приоритетом свою свободу, самостоятельность.

397

Муж, являющийся представителем культуры, в которой безусловный приоритет отдан отцу как главе семьи, уверен, что его распоряжения не должны оспариваться, как не должно оспариваться и его единоличное право решать главные вопросы. Жена — представительница иной культуры, в которой за ней признаются равные права.

Конфликта между ними трудно избежать.

Основу Октябрьской революции составляло коренное различие в понимании справедливости рабочим классом и буржуазией, что и привело к непримиримому конфликту.

Конфликты ценностей проявляются и в других формах. Так, сегодня существует серьезный конфликт между ценностью «самоопреде-ления нации» и ценностью «сохранения целостности государства», породившей множество региональных конфликтов во всем мире, в том числе в странах СНГ.

Художественно-эстетические ценности очень часто вступают в конфликт с экономической целесообразностью, а ценности социального равенства — с экономическими ценностями развития конкуренции, прибыльности.

Конфликты ценностей проявляются и в рамках одного общества (конфликт ценностей классов), и в отношениях между представителями различных субкультур (в том числе профессиональных), и в рамках одной социальной группы (в семье, организации), и между обществами, народами, исповедующими различные идеологии, религии и т.д.

Конечно, ценностная подоплека социальных конфликтов может проявляться слабо.

Люди редко борятся просто за идею, кроме случаев идеологических споров, дискуссий и т.д. Кстати, идеологические дискуссии, полемика и т.д. по сути и представляют собой форму открытого, легко обнаруживаемого конфликта ценностей. Чаще всего ценностные корни конфликтов проявляются латентно.

Отец негодует по поводу независимого поведения сына — тот упорствует, не уступает, не подчиняется отцу.

Рабочий вступает в Красную гвардию, чтобы отнять «у буржуинов» то, что ими несправедливо присвоено за счет эксплуатации трудового народа.

Конфликт между отцом и сыном на первый взгляд выглядит как конфликт амбиций, конфликт по поводу «господства-подчинения». Но почему стал возможным конфликт, почему сын смиренно не под-чиняется отцу? Потому что сын не разделяет представлений отца о взаимоотношениях в семье.

Почему рабочий не трудится мирно на фабрике, принадлежащей капиталисту7 Потому что он не разделяет представлений буржуазии о справедливости.

Задача исследователя — не ограничиваться описанием внешних форм протекания конфликта, а докопаться до его первопричины. Если подоплекой конфликта является конфликт ценностей (это характерно не для всех социальных конфликтов), то пока не про-

398

изойдет перестройка, упорядочивание ценностной основы конфликта, нельзя достигнуть устойчивого его разрешения.

* * *

Многообразие форм и проявлений конфликтов ценностей затрудняет разработку универсальных процедур упорядочивания и разрешения конфликта ценностей. Не претендуя на исчерпанность предложенных принципов, можно выделить следующие общие принципы разрешения ценностных конфликтов (речь будет идти лишь о идейно-ценностной стороне разрешения конфликтов, не затрагивая процедурно-внешних аспектов).

1. Основой разрешения любого по силе конфликта (или хотя бы предотвращения самых крайних его форм) является признание его участниками ценностного приоритета — сохранение единства нации, неприменения военной силы, сохранение жизни людей, сохранение семьи и т.д.

Если для противоборствующих сторон эти приоритеты неоспоримы, то конфликт не будет иметь разрушительных последствий; участники будут изыскивать пути, не способные нанести ущерб этим приоритетам.

Рассмотрим общество.

Конфликты ценностей, идеалов, а потом и социальные конфликты между социальными группами могут и должны регулироваться на базе общечеловеческих ценностей (безусловная ценность мира для людей), а также общественных (общенациональных, общенародных) ценностей (ценность сохранения единства нации, целостности государства и т.д.). От того, характерно ли для данной культуры решение спорных вопросов в острой конфликтной форме, переходящей в открытое вооруженное противоборство, насколько в культуре конфликтующих социальных сил развито уважение к общечеловеческим ценностям, признают ли все слои общества в качестве одной из высших ценностей единство нации, сохранение государства, недопустимость гражданской войны, зависят возможные формы конфликта, склонность сторон искать комп-ромисс и т.д. Если данные ценности признаются в обществе приоритетными, то внутренние различия ценностей не представляют угрозу его распаду.

В рамках любой культуры встречаются социокультурные различия; в том числе между поколениями, существуют контркультуры и т.д. Целостность общества — состояние, далекое от однообразия, застоя. Эта целостность обеспечивается многообразием субкультур, в ее недрах идет постоянное становление и развитие нового, что порождает различия, которые, в свою очередь, могут породить противоречия, конфликты. Целостность культуры — это и синтез обще-человеческого, общенационального и специфического начала, и поиски компромиссов ценностей в рамках единой культуры, преодолении конфликтов. Например, западники, как и 100 лет назад, «воюют» со славянофилами, коммунисты — с либералами и т.д. В наличии конфликтов ценностей нет ничего необычного — но лишь в том случае, если все силы общества признают приоритетом це-

399

лостность государства, неприменимость вооруженной силы в целях решения конфликта, жизнь людей.

В стабильных обществах конфликты ценностей, как правило, решаются на основе подобных ценностных приоритетов. При этом «вечными» остаются неугасающие споры эгоистов и альтруистов, как и те проблемы, которые несут новые поколения, и т.д.

Но общество живет, развивается культура, сохраняя свою целостность. В российском же обществе сегодня идет процесс обновления ценностей, их приоритетов, резко сужена зона совпадения ведущих ценностей, конфликты не могут быть решены в рамках старых приоритетов и идеалов — все это резко усложняет проблему, создает реальную угрозу существованию общества, его целостности. В этих условиях умение разрешить конфликты ценностей, идеалов приобретает особое значение. Главное, что необходимо учесть: на базе каких приоритетных ценностей будут регулироваться более частные политические, социально-экономические конфликты, неминуемо потрясающие общество на переходной стадии его развития. Важно обеспечить приоритет тех ценностей, которые объединяют нацию, укрепляют общество, государство, гарантируют безопасную жизнь человека, его права, мир на земле, — это великий урок, который преподала нам наша нелегкая история; это вывод, который делает наука, анализируя природу социальных взаимодействий, роль ценностей в их регуляции.

2. Есть еще один важный инструмент разрешения конфликта ценностей — признание ценности, идеи, подхода, которое вызывает возражение. На первых порах это может быть «вынужденное» признание идей, интересов противоположной стороны (например, отец, желая сохранить нормальные отношения с сыном — это для него приоритетно, — вынужден признать, что сын имеет право на само-стоятельность, свое мнение). Но «вынужденное» признание ценности не всегда ведет к перестройке ценностной системы, представлений, что чревато новыми конфликтами, но уже по другому поводу, в других ситуациях.

Важным этапом признания ценности (идеи, подхода) является «вчитывание» в ценность противоположной стороны, попытка осмыслить, понять ее рациональные основания (сын повзрослел и, как любая взрослая личность, имеет право на независимость, самостоятельность. Желание молодого человека жить несколько иначе, чем жил отец, — это нормальное явление с точки зрения специфики нового поколения).

В результате подобного «вчитывания» не только формируется терпимое, толерантное отношение, преодолевается идейно-ценностная основа конфликтов (в нашем случае — между «авторитарным отцом» и «независимым сыном»), но и обогащается внутренний мир самих участников конфликта (в нашем случае — отца, который благодаря ценностной перестройке начинает с большим пониманием воспринимать поведение молодежи).

400

Предприимчивость, прагматизм, стремление к экономической эффективности, прибыльности не поощрялись дворянством, воспринимались им как что-то недостойное. Вместе с тем дворянство высоко почитало такие ценности, как честь, благородство, достоинство, верность данному слову. В ходе социальной практики, многих конфликтов, неудач эта система ценностей была обогащена ценностями, которые исповедовала буржуазия. Последняя, в свою очередь, немало ценностей переняла у дворян. Произошло взаимное обогащение ценностных систем, которое сблизило, а затем объединило эти два слоя.

В нашей стране в ходе гражданской войны фактически были уничтожены или изгнаны представители слоев, которые ценили понятие чести, благородства, верности данному слову; эти ценности рассматривались как «буржуйские». Система ценностей общества оскудела, лишилась тех ценностей, которые долгие столетия вырабатывались элитой российского общества и обеспечивали высоконравственное, благородное понимание того, как следует жить человеку. Не в этом ли причины того, что в современном обществе ощущается недостаток таких ценностей, как благородство, честь, верность данному слову и т.д.?

Эти «буржуйские» ценности утверждают, что жизнь не может быть сведена к меркантильно-прагматическому началу. Верность слову, умение благородно одаривать других, не требуя тотчас вознаграж-дения, являются важнейшими смыслами жини, которые возникают в социуме. Но изгнав эти ценности как «пережитки» буржуазного прошлого, наше сегодняшнее общество стало беднее, не может адекватно решать социальные, политические проблемы, культура общества примитивизировалась.

Обогащение ценностного мира, в том числе посредством «вчитывания», делает культуру более адекватной, гибкой, способной учитывать и реагировать на более широкий спектр социальных условий, а поэтому быть и более эффективной.

3. Дифференциация социальных институтов обусловливает диф ференциацию систем ценностей, обслуживающих институты, раз личные сферы жизни. Нельзя в экономике применять ценности со циального сострадания — здесь приоритны другие ценности. И если человек в условиях свободного рынка не хочет продавать свой труд дешево — это его право, и всякого рода обвинения в том, что он «потерял совесть», в этом случае неуместны.

Осознанная реализация принципа дифференциации сфер применения ценностей позволяет преодолевать многие конфликты ценностей.

4. Важным условием преодоления конфликтов ценностей явля ется иерархизация ценностей, критериев и т.д. «Это помогает обще ству или индивиду уладить проблему столкновения любви и долга, человеческого отношения с практичностью, общегосударственно го и локального интересов, власти и личности и т.д.»*.

' Ерасов Б.С. Социальная культурология, ч. 1, с. 140.

401

Подобный выбор того или иного приоритета, во-первых, должен быть осознанным и достаточно последовательным. Не решив, что для него важнее (например, любовь или семейный долг), в каждой новой ситуации человек будет испытывать внутренний конфликт.

Во-вторых, общество, социальная группа должны определить эту иерархию. Все члены общества должны признать эту иерархию легитимной, обоснованной и придерживаться ее. Что для нас сего-дя важнее — территориальная целостность или право наций на самоопределение, экономическая стабильность и рост или социальные гарантии и защита? По причине отсутствия в обществе единого ответа на эти вопросы о приоритетах происходят конфликты — как идеологические так и социальные, экономические. Из-за невыра-ботанности обществом легитимной иерархии ценностей поведение партнеров непредсказуемо, они по-разному оценивают реальность, что приводит к конфликтам.

Иерархизация ценностей, верховенство одной над другой не должно вести к полному пренебрежению последней. Принцип «вчи тывания» предполагает учет второй ценности, стремление по воз можности реализовать вторую ценность при сохранении приорите та первой. (Так, опыт западной социал-демократии свидетельствует о возможности реализации приоритета экономической эффектив ности при признании социальной защиты, социальных гарантий населения.)

Дифференциация социальных институтов приводит к тому, что в разных институтах формируется специфическая система цен ностей, их иерархия, т.е. возникает расхождение приоритетов. «Для политической элиты главная ценность — власть, для военной — сила, для религиозной — моральная ценность, а для интеллекту альной — знания. И хотя правильно организованное общество нуж дается во всех этих компонентах, между этими элитами непремен но возникают разногласия, отражающиеся в напряженных идеоло гических спорах относительно того, кто важнее»*.

Чтобы подобные расхождения приоритетов не приводили к серьезным конфликтам, необходимо распределять (специализировать) системы ценностей по сферам жизни и осознанно реализовывать этот принцип. Естественно, что приоритетом врача всегда является милосердие, которое в равной степени должно проявляться по отношению и к преступнику, и к пострадавшему. Приоритетом юриста является поиск преступника, но юрист не должен требовать, чтобы врач не оказывал преступнику помощь — иначе неминуем конфликт, основу которого составят разные приоритеты.

* Ерасов Б.С. Указ. соч., с. 140—141. 402

<< | >>
Источник: Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева. Общая социология: Учебное пособие Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева . — М.: ИНФРА-М,2000. — 654 с. — (Серия «Высшее образование»).. 2000

Еще по теме КОНФЛИКТЫ ЦЕННОСТЕЙ и ПУТИ их:

  1. ЛЕКЦИЯ № 23. Социальные конфликты и пути их урегулирования
  2. СЛЕДСТВИЯ ЯЗЫКОВЫХ КОНФЛИКТОВ. НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ ЯЗЫКОВЫХ КОНФЛИКТОВ
  3. Различное восприятие ценностей.
  4. Ценности
  5. СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ
  6. 3. Ценности.
  7. ЦЕННОСТИ МЕНЕДЖЕРА.
  8. Ценности
  9. Анализ ценностей
  10. 9.5. Учет переводов в пути
  11. Ценности
  12. ЦЕННОСТЬ КЛИЕНТА
  13. Ценности культуры