<<
>>

Карл Маркс (1818—1883).

Ранняя работа Маркса «Экономическо-философ- ские рукописи 1844 г.» [Магх (1844) 1964] вызывает огромный интерес, особенно статьи «Деньги» и «Отчужденный труд». В первой Маркс сформулировал свои исходные идеи о судьбе социальных отношений в ситуации, когда все превращается в товар, т.е.
продается и покупается за деньги. Во второй он обращается к специальному анализу труда, подчеркивая противоречия, возникающие, когда труд становится товаром. Опираясь на работы Гегеля, Маркс противопоставляет отчуждение, с которым неизбежно сталкивается работник в обществе, подчиненном частной собственности, его самореализации в труде, возможной в более гуманном обществе. Несколько лет спустя в «Коммунистическом манифесте» Маркс в сжатом виде изложил основы своего мировоззрения: историей движет классовая борьба; в капиталистическом обществе существуют два основных класса — буржуазия и пролетариат; и в конце концов пролетариат революционным путем придет к бесклассовому обществу [Магх (1848) 1978].

Более поздние работы Маркса о хозяйстве начинаются с серии тетрадей «Экономические рукописи 1857—1858 годов» и «К критике политической экономии» (1859). В первой работе, которую он назвал «Критикой хозяйственных категорий», Маркс предлагает анализ экономической теории в духе «социологии знания», а также социологический анализ денег [см., например: Магх (1857-1858) 1973: 84-111, 156-166]. К 1859 г. Маркс уже смог представить окончательный вариант своей системы — в работе «К критике политической экономии», где он заявляет, что хозяйство образует подлинный «базис» [Гоип- йа1юп] общества, на котором строится зависимая от него «правовая и политическая надстройка» [1ева1 апй ро1к1са1 зирегЛгисШге] [Магх (1859) 1970: 20—21]. На определенной стадии развития «производительные силы» [Гогсез оГ ргоёис- Поп] вступают в противоречие с «производственными отношениями» [ге1а1юпз оГ ргоёис!юп], и результатом возникающего кризиса является социальная революция.

В «Капитале» (который Маркс считал своего рода продолжением работы «К критике политической экономии») его точка зрения на хозяйство представлена наиболее полно: товары создаются в процессе труда; они обмениваются на деньги; деньги превращаются в капитал; капитал порождает и усиливает эксплуатацию, обнищание и классовые конфликты. Конечный замысел этой монументальной работы Маркса заключался в том, чтобы наглядно продемонстрировать «естественные законы капиталистического производства», которые, по его утверждению, «действуют и осуществляются с железной необходимостью» [Магх (1867) 1906: 13 ]. Сейчас, по прошествии времени, оказывается, что в этой формулировке Маркс допустил ошибку, в которой сам упрекал столь многих буржуазных экономистов: выделил некий набор экономических категорий и утвердил их на роль более или менее универсальных законов. В то же время очевидно, что в работах Маркса содержится систематическое и во многих отношениях весьма убедительное объяснение возникновения и эволюции капитализма, без чего нельзя понять ни «Хозяйство и общество» Вебера, ни «Капитализм, социализм и демократию» Шумпетера .

Как и работы других социальных мыслителей такого масштаба, труды Маркса породили целое направление толкований и интерпретаций. Особенно много противоречий в этих толкованиях появилось после того, как идеи Маркса послужили основой для революционных программ и стали идеологическим фундаментом режимов, утвердившихся в Советском Союзе, Восточной Европе и Китае. В какой-то момент Вебер заявил, — как потом оказалось, преждевременно, — что с идеей экономического детерминизма в историческом развитии покончено [\УеЪег (1924) 1984: 456]. При этом Вебер считал Маркса первопроходцем в разработке нового типа социальной экономики, которую он сам стремился создать [\УеЪег (1904) 1949: 63—65], и многие исследователи творчества Вебера обращали внимание на его непрекращающийся диалог с Марксом. По мнению Шумпетера, почти все экономические положения Маркса уже не имеют никакой научной ценности [8сЬитре1ег (1942) 1975: 1—58].

Тем не менее Шумпетер также полагал, что идея Маркса об особой внутренней динамике капитализма, воспроизводящего самого себя, является замечательным открытием, от которого вполне могут отталкиваться экономисты [8сЬитре1ег (1937) 1989]. Затем влияние классического марксизма стало ослабевать. Его влиятельные критики — последователи как неоконсервативного направления «конца идеологии» [Ве11 1960], так и новой критической школы [Магсше 1964; НаЬеппая 1975] — заявили, что марксистский классовый анализ неприменим к постиндустриальному обществу. Более того, крушение в 1980—1990-е гг. коммунистических и социалистических систем, идеологически опиравшихся на учение Маркса и Ленина, еще более дискредитировало марксистскую социологию, особенно в странах Восточной и Западной Европы. Тем не менее, представители самых разных научных течений по-прежнему утверждают, что несмотря на неприемлемость многих положений теории Маркса в ней есть немало ценного и полезного для наших дней [см., например: 8те15ег 1973; ЕЫег 1986: 286—299], и еще рано — как и во времена Вебера — заявлять о том, что с Марксом «покончено безвозвратно».

<< | >>
Источник: Сост. и науч. ред. В.В. Радаев; Пер. М.С. Добряковой и др.. Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики Сост. и науч. ред. В.В. Радаев; Пер. М.С. Добряковой и др. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН),2004. — 680 с.. 2004

Еще по теме Карл Маркс (1818—1883).:

  1. К. МАРКС (1818-1883 гг.), Ф. ЭНГЕЛЬС (1820-1895 гг.)
  2. Философы до сих пор лишь по-разному объясняли мир, тогда как задача состоит в том, чтобы изменить его.Карл Маркс.
  3. ИМПЕРАТОР КАРЛ
  4. Йозеф Шумпетер (1883—1950).
  5. ЗИНОВЬЕВ (РАДОМЫСЛЬСКИЙ) ГРИГОРИЙ ЕВСЕЕВИЧ (1883-1937 гг.)
  6. Карл Поланьи (1886—1964).
  7. Карл ПоланьиЭКОНОМИКА КАК ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО ОФОРМЛЕННЫЙ ПРОЦЕСС
  8. § 3. К. Маркс и его роль в социологии
  9. 25 ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЕ УЧЕНИЕ К. МАРКСА
  10. 39. ПРОБЛЕМАТИКА СОЗНАНИЯ У А. ШОПЕНГАУЭРА, Ф. НИЦШЕ, К. МАРКСА, А. БЕРГСОНА, У. ДЖЕЙМСА
  11. ВЗГЛЯДЫ ДЖ.С. МИЛЛЯ, К. МАРКСА
  12. 2 1 . ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЕ УЧЕНИЕ К.МАРКСА
  13. Основные принципы материалистического учения об обществе К. Маркса и Ф. Энгельса
  14. 37. «КАПИТАЛ» КАРЛА МАРКСА
  15. Маркс, марксизм и Восток
  16. 1. К. Маркс об отчуждении
  17. 40. ВЗГЛЯДЫ К. МАРКСА НА ЗЕМЕЛЬНУЮ РЕНТУ
  18. 39. К. МАРКС О ПОСТОЯННОМ И ПЕРЕМЕННОМ КАПИТАЛЕ И ПРИБАВОЧНОЙ СТОИМОСТИ
  19. 3. Марксистская социология после К. Маркса
  20. ОТДЕЛЬНЫЕ ИДЕИ Маркса ·