<<
>>

Изучение образа жизни личности и социальной группы

Возникает вопрос: как это делать? Ведь социология не исследует обособленного индивида, ее интересует типическое в массовом сознании и поведении. Можно ли в таком случае претендовать на изучение личности? Ответ на поставленный вопрос будет только положительным.
Прежде всего, это позволяет выявить специфику образа жизни личности, выступающего как определенный синтез, единство социально-типического и индивидуально-неповторимого в способе деятельности человека.
Далее, изучая социальный объект как совокупность людей, имеющих ряд общих признаков (демографического, профессионального, образовательного или иного характера), всегда можно выделить в составе этой совокупности группы, отличающиеся какими-либо доминантами— ценностными ориентациями, формами поведения, видами деятельности. Эти группы в рамках изучаемого объекта представляют собой своего рода типизированные личности.
Вот пример такого исследования. Изучая в конце 1970-х гг. образ жизни учительства, мы обнаружили следующие его типы (критерий — ведущие ценностные ориентации педагогов): 1) с выраженной доминантой производственно-трудовых ориентации; 2) с явно выраженной до-минантой семейно-бытовых ориентации; 3) с доминантой досуговых ориентации; 4) с рядоположенными, но не связанными между собой ценностными ориентациями на профессионально-педагогическую, се-мейно-бытовую и досуговую деятельность; 5) с разносторонней структурой основных ценностных ориентации, характеризуемой их взаимо-связью.
Исследование показало, что наиболее распространены первый, второй и четвертый типы образа жизни, наименее — пятый. Было, в частности, обнаружено, что треть учителей ориентируется исключительно на деятельность, связанную со школой. Эти данные подтвердились в ходе анализа реального поведения педагогов. Про таких учителей иногда говорят, что они днюют и почуют в школе. Сейчас не обсуждается вопрос, хорошо это или не очень, хотя точки зрения на этот счет различны. Руководство органов образования и школ в массе своей считает, что таких учителей надо ставить всем в пример, а их фотографии вывешивать на доски почета. Еще бы: когда учитель превращается в пастуха или наседку, постоянно находится около школь-
пиков, как-то спокойнее па душе и меньше шансов, что они что-нибудь «учудят». Однако с точки зрения общественной потребности в постоянно работающих над собой педагогах такой образ жизни «днюющих и ночующих» в школе — атавизм, от которого нужно как можно быстрее освободиться.
В конце 1980-х гг. было проведено повторное исследование, которое охватило не только школьных педагогов, но и преподавателей профессионально- юхнических училищ. Оно показало значительное (поч i и двукратное) сокращение удельно] о веса учителей, репрезентирующих первый тип образа жизни и некоторое увеличение учителей, oiносящихся ко второму, третьему и четвертому (без изменения остался пятый тип). Образ жизни педагогов стал меняться в сторону увеличения внимания к собственной личной жизни, самообразованию, повышению квалификации.
Почему это произошло? Прежде всего потому, что изменились социальные условия, возросли требования общества к образовательному процессу и педагогической деятельности. Изменилось сознание педагогов, которые начали понимать необходимость интенсивной работы над собой в новых условиях.
<< | >>
Источник: Зборовский Г.Е.. Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Гардарики,2004. - 592 с.. 2004 {original}

Еще по теме Изучение образа жизни личности и социальной группы:

  1. § 1. Личность в социологии: социальный робот или автономный субъект социальной жизни. Постановка проблемы
  2. § 1. Социальные группы в жизни людей
  3. Образ жизни как социологическое понятие
  4. Смена образа ЖИЗНИ
  5. Познавательные возможности понятия «образ жизни»
  6. л. ОБРАЗ ЖИЗНИ
  7. Основные этапы жизненного пути и образ жизни
  8. Образ жизни
  9. ОБРАЗ ЖИЗНИ
  10. 1. Ислам как образ жизни.
  11. "НАШ ОБРАЗ ЖИЗНИ В ОПАСНОСТИ"
  12. Социальные группы — основная форма социальных общностей.Виды социальных групп
  13. 11. Нравственность и формирование правильного взаимоотношения полов как составляющие здорового образа жизни.
  14. 39. Связь образа жизни с профилактикой заболеваний. Значение соблюдения правил личной и общественной гигиены для здоровья человека.
  15. § 1. Подходы к изучению структуры личности
  16. 9. СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ ЛИЧНОСТИ КАК МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА
  17. 43. Здоровый образ жизни как система индивидуального поведения человека, направленная на сохранение и укрепление здоровья.
  18. 5. Факторный анализ в изучении личности