<<
>>

2.2, Исторические типы стратификации

Доход, власть, престиж и образование определяют совокупный социально-экономический статус, т. е. положение и место человека в обществе. В таком слу чае статус выступает обобщающим показателем стра тификации. Раньше мы отмечали его ключевую роль в социальной структуре. Теперь оказалось, что он выпол няет важнейшую роль в социологии в целом.

Приписываемый статус характеризует жестко зак репленную систему стратификации, т. е. закрытое об щество, в котором переход из одной страты в другую практически запрещен.

К таким системам относят раб ство, кастовый и сословный строй. Достигаемый статус характеризует подвижную систему стратификации, или открытое общество, где допускаются свободные пере ходы людей вниз и вверх по социальной лестнице. К та кой системе относят классы (капиталистическое обще ство). Таковы исторические типы стратификации. рабство касты закрытое общество сословия классы открытое общество Рис. 30. Исторические типы стратификации.'

Раз дел III. Скішші сздщра я сгрзткфилгцні

В связи с этим следует различать понятия «закры тое общество» и «открытое общество» не только в со циологической, но и в политологическом смысле.

В политологическом смысле закрытое общество — это такое общество, где перемещение индивидов или информации из одной страны в другую исключено или существенно ограничено. В социологическом смысле закрытое общество — это такое общество, где переме щение индивидов из одной страты в другую исключе но или существенно ограничено. Таким образом, в первом случае речь идет о странах, а во втором — о стратах. Соответственно открытым обществом счита ется то, где перемещения индивидов и информации ничем не ограничиваются.

Подобное разграничение крайне важно, и вот по чему. СССР являлся в свое время открытым обществом в социологическом смысле и закрытым в политичес ком. Действительно, в нем, по мнению зарубежных социологов, существовала очень интенсивная верти кальная мобильность (по этому показателю с советс ким обществом могло сравниться только американское). Но одновременно над обществом висел так называе мый железный занавес, ограничивавший или вовсе запрещавший выезд людей за границу и проникнове-ние объективной информации о положении дел в зару бежных странах.

Стратификация, т, е. неравенство в доходах, влас ти, престиже и образовании, возникла вместе с зарож дением человеческого общества. В зачаточной форме она обнаружена уже в простом (первобытном) обще стве. С появлением раннего государства —восточной деспотии — стратификация ужесточается, а по мере развития европейского общества, либерализации нра вов стратификация смягчается. Сословный строй сво боднее кастового и рабства, а пришедший на смену сословному классовый строй стал еще более либераль-ным.

Рабство— исторически первая система социаль ной стратификации. Рабство возникло в глубокой древ ности в Египте, Вавилоне, Китае, Греции, Риме и сохра нилось в ряде регионов практически до настоящего времени. Оно существовало в США еще в XIX веке. Рабство — экономическая, социальная и юридическая

Гті ІІ. Нцшыш ст^тшршцм

форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства. Оно ис торически эволюционировало. Примитивная форма, или патриархальное рабство, и развитая форма, или класси ческое рабство, существенно различаются. В первом случае раб обладал всеми правами младшего члена семьи: жил в одном доме с хозяевами, участвовал в общественной жизни, вступал в брак со свободными, наследовал имущество хозяина.

Его запрещалось уби вать. На зрелой стадии раба окончательно закабалили: он жил в отдельном помещении, ни в чем не участво вал, ничего не наследовал, в брак не вступал и семьи не имел. Его разрешалось убивать. Он не владел соб ственностью, но сам считался собственностью хозяи на («говорящим орудием»).

Как и рабство, кастовый строй характеризует зак рытое общество и жесткую стратификацию. Он не такой древний, как рабовладельческий строй, и менее распространенный. Если через рабство прошли прак тически все страны, разумеется, в разной степени, то касты обнаружены только в Индии и отчасти в Афри ке. Индия — классический пример кастового общества. Оно возникло на развалинах рабовладельческого в первые века новой эры.

Кастой называют социальную группу (страту), членством в которой человек обязан исключительно рождению. Он не может перейти из одной касты в другую при жизни. Для этого ему надо родиться еще раз. Кастовое положение человека закреплено индус ской религией (понятно теперь, почему касты мало распространены). Согласно ее канонам, люди прожи вают больше, чем одну жизнь. Каждый человек попа дает в соответствующую касту в зависимости от того, каким было его поведение в предшествующей ЖИЗНИ. Если плохим, то после очередного рождения он дол жен попасть в низшую касту, и наоборот.

Всего в Индии 4 основных касты: брахманы (свя щенники), кшатрии (воины), вайшии (купцы), шудры (рабочие и крестьяне) — и около 5 тысяч неосновных каст и подкаст. Особо стоят неприкасаемые (отвержен ные) — они не входят ни в какую касту и занимают самую низшую позицию, Входе индустриализации касты заменяются классами. Индийский город все

Раздел IV. Социальная струхгр и страпцшщ

больше становится классовым, а деревня, в которой проживает 7/10 населения, остается кастовой.

Формой стратификации, предшествующей клас сам, являются сословия. В феодальных обществах, ко торые существовали в Европе с IV по XIV век, люди разделялись на сословия. Сословие— социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наслед ству правами и обязанностями. Для сословной систе мы, включающей несколько страт, характерна иерар хия, выраженная в неравенстве их положения и привилегий. Классическим образцом сословной орга низации являлась Европа, где на рубеже XIV—XV веков общество делилось на высшие сословия (дво рянство и духовенство) и непривилегированное тре тье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне). А в X—XIII веках главных сословий было три: духовен ство, дворянство и крестьянство. В России со второй половины XVIII века утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, купечество, крестьянство и мещанство (средние городские слои). Сословия основывались на земельной собственности.

Права и обязанности каждого сословия определя лись юридическим законом и освящались религиозной доктриной. Членство в сословии определялось наслед ством. Социальные барьеры между сословиями были достаточно жесткими, поэтому социальная мобильность существовала не столько между, сколько внутри сосло вий. Каждое сословие включало множество слоев, ран гов, уровней; профессий, чинов. Так, государственной службой могли заниматься лишь дворяне. Аристокра тия считалась воинским сословием (рыцарством).

Чем выше в общественной иерархии стояло сосло вие, тем выше был его статус. В противоположность кастам, межсословные браки вполне допускались, до пускалась и индивидуальная мобильность. Простой ЧЄЛОЕЄК мог стать рыцарем, купив у правителя специ альное разрешение/Купцы за деньги приобретали дворянские титулы.

В качестве пережитка подобная практика частично сохранилась и в современной Ан глии.

Характерная черта сословий — наличие соци альных символов и знаков: титулов, мундиров, орденов,

[дш У. іщтт стран [рикнім

званий. Классы и касты не имели государственных отличительных знаков, хотя выделялись одеждой, ук-рашениями, нормами и правилами поведения, ритуа лом обращения. В феодальном обществе государство присваивало отличительные символы главному сосло вию — дворянству.

Титулы— установленные законом словесные обозначения служебного и сословно-родового поло жения их обладателей, кратко определявшие право вой статус. В России в XIX веке существовали такие титулы, как генерал, статский советник, камергер, граф, флигель-адъютант, статс-секретарь, превосхо дительство и светлость. Стержнем системы титулов выступал чин — ранг каждого государственного слу жащего (военного, штатского или придворного). До Петра I понятие «чин» обозначало любую должность, почетное звание, общественное положение человека. В 1 722 г. Петр I учредил новую систему званий, изве стную как «Табель о рангах». Каждый род государ-ственной службы — воинская, штатская и придвор ная— делился на 14 рангов, или классов. Класс обозначал ранг должности, который получил назва ние классного чина. За его обладателем закрепилось наименование «чиновник».

К государственной службе допускалось лишь дво рянство — поместное и служилое. То и другое явля лось потомственным; дворянское звание передавалось жене, детям и дальним потомкам по мужской линии. Дворянский статус обычно оформлялся в виде родо словия, родового герба, портретов предков, предания, титулов и орденов. Так в сознании постепенно фор-мировались чувство преемственности поколений, гор дость за свой род и желание сохранить его доброе имя. В совокупности они составляли понятие «дворянской чести», важной составляющей которой являлось ува жение и доверие окружающих к незапятнанному имени. Благородное происхождение потомственного дворянина определялось заслугами его рода перед Отечеством.

Принадлежность социальному слою в рабовладель ческом, кастовым и со словно-феодальном обществах фиксировалась официально — правовыми либо рели гиозными нормами. В классовом обществе дело обет о-

Рзадел її. Свцшыш щщр к сграгвдіщп

ит иначе: никакие правовые документы не регламен тируют место индивида в социальной структуре. Каж-дый человек волен переходить, при наличии способно стей, образования или доходов, из одного класса в другой.

<< | >>
Источник: Кравченко А.И.. Социология. 2001

Еще по теме 2.2, Исторические типы стратификации:

  1. Исторические типы стратификации
  2. Исторические типы стратификации
  3. 53. ТИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ
  4. § 8. Исторические типы демократии
  5. Исторические типы демократии
  6. § 2. Основные социально-исторические типы социокультурной регуляции
  7. ЛЕКЦИЯ 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ. культурно-исторические типы ЦИВИЛИЗАЦИЙ
  8. 5.2. Причины возникновения и развития страхования. Исторические типы страхования
  9. Глава VI. Социально-исторические типы организации социальной жизни
  10. Глава 2 Социальная стратификация 2.1.Слагаемые стратификации
  11. § 3. Социально-исторические типы социальных институтов
  12. Объекты и методы культурно-исторического познания. Общественные мифы и социально-историческая мифология (окончание).
  13. Виды финансовых механизмов для реализации финансовой политики государства. Исторически сложившиеся типы финансовой политики