<<
>>

Индивидуальные и коллективные девиации

Рассмотрим типологию девиантного поведения в связи с его характером. В соответствии с этим критерием можно говорить об индивидуальном и коллективном отклоняющемся поведении. Любая девиация вначале проявляет себя как индивидуальная, и только после того как она многократно повторяется, может приобрести коллективный (групповой) характер.
В этом случае действие ее значительно усиливается, что приводит к дополнительному влиянию девиации в обществе — в сравнении с результатом одиночных действий субъектов. В качестве примера можно назвать ситуацию коллективного рэкета в России в 1990-х гг., когда занятие им превратилось в достаточно массовое и он стал одним из самых прибыльных видов криминального бизнеса в стране.

518

Раздел V. Личность

стереотипов и установок с целью самосохранения, безопасности, выжи-вания. Без наличия конформистского поведения нельзя говорить о стабильности, социальном порядке и преемственности в развитии общества. Чем шире представлен конформистский тип приспособления, тем более устойчивым и спокойным (надежным) является общественный порядок.

Все остальные типы поведения могут быть рассмотрены как в той или иной степени девиантные.

С другой стороны, все они, в том числе и конформистский, выступают способами приспособления к целям и средствам их достижения, характерным для данного общества. Мертон не противопоставляет их другу другу, точно так же, как не считает девиацию исключительно негативным явлением (что делают многие).

Инновационный способ адаптации предполагает согласие с общественно одобряемьши целями и в то же время поиск новых средств их достижения. В отличие от исключительно позитивной характеристики инновационного типа поведения, присущей отечественной социологии, в западных теориях и типологиях отклоняющегося поведения он трактуется более широко и многообразно, включая явно выраженные негативные средства достижения цели.

Р.

Мертон, например, пишет о таких из них, как использование мошенничества, рэкета, шантажа для того, чтобы стать богатым человеком (общественно одобряемая цель). Свой анализ инновационного способа отклоняющегося поведения он заключает следующей мыслью: «В обществах, подобных нашему (имеются в виду США, но сегодня есть все основания относить к ним и Россию. — Г.З.), культурное акцентирование денежного успеха для всех и социальная структура, слишком силь-но ограничивающая практическое использование одобряемых средств большинством, вызывают побуждение к инновативной деятельности, отступающей от институциональных норм. Но такая форма приспособления возможна только при несовершенстве социализации индивидов, позволяющей им пренебрегать институциональными средствами, сохраняя при этом устремленность к успеху»1.

Следующий тип отклоняющегося поведения — ритуалистский. Он характеризуется принятием общественно одобряемых, институциональных средств достижения целей, но отказом от некоторых из самих целей. В частности, это касается цели безудержного стремления к успеху. Для многих ритуалистов характерен афоризм «Высоко взле-тишь — больно упадешь», отсюда для них типичны, по мнению Мер-тона, высказывания «Я стараюсь не высовываться», «Не нашего ума дело», «Я играю осторожно» и т.д. Как отмечает американский социолог, «это тип приспособления индивида, лично стремящегося избе-

1 Мертон Р К. Социальная структура и аномия // Социол. исслед. 1992 № 3. С. 110

Глава 28. Отклоняющееся поведение и социальный контроль

519

жать опасностей и неудач посредством отказа от основных культурных целей и приверженности любому обещающему безопасность рутинному распорядку и институциональным нормам»1.

Ретритизм как способ адаптации отмечен двумя отказами — от общественно одобряемых целей и от подобных же средств их достижения. Этот тип отклоняющегося поведения связан с уходом или даже бегством от реальности жизни (от англ. retreat — бегство). Он характерен прежде всего для маргиналов — бродяг, наркоманов, бомжей, душевнобольных, алкоголиков и т.д.

Они создают собственную замкнутую субкультуру, которая по своей природе чрезвычайно пассивна и не направлена открыто против общества. Зато последнее, как правило, не приемлет ретритизм в достаточно жесткой и агрессивной форме, требуя от государства непримиримой борьбы с ним. Ретритизм презирают потому, что относящиеся к этому типу отклоняющегося поведения люди отказываются от стремления к успеху как главной цели жизни и от принятых в обществе институциональных средств ее достижения. По существу, ретритизм означает способ самоизоляции от общества, отказа от взаимодействия с ним.

Наконец, пятый тип девиации — мятеж, т.е. отрицание господст-вующих в обществе целей и средств и их замена новыми. В сравнении с ретритизмом, который также отвергает принятые в обществе цели и средства, мятеж как способ отклоняющегося поведения характеризуется внутренней и внешней активностью его субъектов, готовностью изменить общество в корне, даже путем социальной революции. Мятеж — это наиболее радикальный способ адаптации, возникающий тогда, когда существующее общество в каких-то важных аспектах своей жизни исчерпало себя — как с точки зрения целей, так и принятых в нем средств его изменения.

Рассмотренная типология отклоняющегося поведения и способов индивидуальной адаптации свидетельствует о том, что личность пытается противостоять аномии, вырабатывая определенные приспособительные реакции. Именно эти пять способов адаптации, рассмотренные Мерто-ном, и есть основные пути поиска равновесия в отношениях между личностью и обществом. Причем важно отметить, что ищет их прежде всего не общество, а индивид. Своим положением в обществе озабочен в первую очередь он сам. Задача современного развитого общества — пойти ему навстречу, облегчить поиск взаимопонимания, своеобразного «консенсуса», создать благоприятные условия деятельности, которые снизили бы до минимальных пределов возможности социальных отклонений в поведении. Другими словами, стоит проблема социального контроля.

1 Там же С 111.

520

<< | >>
Источник: Зборовский Г.Е.. Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Гардарики,2004. - 592 с.. 2004

Еще по теме Индивидуальные и коллективные девиации:

  1. 1.3.5.2. Специальная одежда, другие средства индивидуальной и коллективной защиты, форменная одежда
  2. 6.1. Коллективный предпринимательский бизнес на базе неопределенно-коллективной и ассоциативной собственности
  3. Социальные характеристики девиации
  4. Социальные характеристики девиации
  5. Социальные эффекты девиации
  6. 4.2. Типы девиаций
  7. 4. Анемическая концепция девиации
  8. Дисфункции девиации.
  9. Первичная и вторичная девиация
  10. Социальные эффекты девиации
  11. 3. Объяснение девиации с позиции теории социальной солидарности
  12. ДЕВИАЦИЯ И СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
  13. ДЕВИАЦИЯ И СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
  14. § 5.1.'ПРИРОДА ДЕВИАЦИИ
  15. Относительность девиации.
  16. Вторичная девиация