<<
>>

§ 3. Индивидуальная социальная мобильность

В стабильно развивающемся обществе перемещения по вертикали носят не групповой, а индивидуальный характер, т.е. поднимаются и опускаются по ступеням социальной иерархии не экономические, политические и профессиональные группы, а отдельные их представители.
Сказанное не означает, что эти перемещения не могут быть массовыми — напротив, в современном обществе водораздел между стратами многими преодолевается сравнительно легко. Дело в том, что индивид в случае успеха изменит, как правило, не только свое положение в вертикальной иерархии, но и социо-профессиональную группу.
Круг профессий, имеющих и вертикальную структуру (например, «звезды», имеющие многомиллионные состояния, и артисты, пере-бивающиеся случайными заработками), ограничен и не имеет принципиального значения для общества в целом. Рабочий, успешно проявивший себя на политическом поприще и сделавший головокружительную карьеру, дослужившись до министерского портфеля или добившись избрания в парламент, порывает со своим прежним местом в социальной иерархии и со своей прежней профессиональной группой; разорившийся предприниматель скатывается вниз, теряя не только престижное место в обществе, но и возможность заниматься привычным делом.
Проблема индивидуальной мобильности в западной социологии является одной из наиболее притягательных. Исследователь может опереться на богатый эмпирический и статистический материал, выработанный не одним поколением социологов. По специальным методикам определяются интенсивность перемещений по иерархической лестнице, их направленность, шансы детей в достижении
562
более высокого статуса, чем тот, который имеют родители, роль индивидуальных способностей, образования и других факторов, влияющих на подвижность индивидов в социальном пространстве, и т.п.
Палитра конкретных исследований социальной мобильности столь многообразна, что приходится ограничиваться изложением лишь наиболее общих принципов. Впервые они были сформулиро-ваны П. Сорокиным, который считал, что вряд ли есть общество, страты которого были бы абсолютно эзотеричными, т.е. непропус-кающими никакое движение через свои границы. Однако история не знала ни одной страны, в которой вертикальная мобильность была бы абсолютно свободной, а переход из одного слоя в другой осуществлялся безо всякого сопротивления: «Если бы мобильность была абсолютно свободной, то в обществе, которое получилось бы в результате, не было бы социальных страт. Оно напоминало бы здание, в котором не было бы потолка — пола, отделяющего один этаж от другого. Но все общества стратифицированы. Это значит, что внутри них функционирует своеобразного рода «сито», просеивающее индивидов, позволяющее некоторым подниматься наверх, оставляя других в нижних слоях, и наоборот»*.
Роль «сита» выполняют социальные институты, регулирующие движение по вертикали, а также субкультура, образ жизни каждого слоя, позволяющие проверять каждого выдвиженца «на прочность», соответствие нормам, принципам той страты, в которую он перемещается. П. Сорокин указывает, что система образования обеспечивает не только социализацию личности, ее обучение, но и выполняет роль своеобразного социального лифта, который позволяет наиболее способным и одаренным подняться на высшие «этажи» социальной иерархии. Политические партии и организации формируют политическую элиту, институт собственности и наследования укрепляет класс собственников, институт брака позволяет осуществить перемещение даже при отсутствии выдающихся интеллектуальных способностей.
Однако использование движущей силы какого-либо социального института для подъема наверх не всегда бывает достаточным. Чтобы закрепиться в новой страте, необходимо принять ее образ жизни, органично вписаться в ее социокультурную среду, формировать свое поведение в соответствии с принятыми нормами и пра-вилами — этот процесс протекает довольно болезненно, так как человек нередко бывает вынужден распрощаться со старыми привычками, пересмотреть свою систему ценностей. Адаптация к новой социокультурной среде требует высокого психологического
* Сорокин П А Человек, цивилизация, общество, с 379.
563
напряжения, что чревато нервными срывами, развитием комплекса неполноценности и т.д. Человек может оказаться изгоем в той социальной страте, куда он стремился или в которой оказался волею судьбы, если речь идет о движении по нисходящей.
Если социальные институты, по образному выражению П. Сорокина, можно рассматривать как «социальные лифты», то социокультурная оболочка, обволакивающая каждую страту, выполняет роль фильтра, осуществляющего своеобразный селективный контроль. Фильтр может не пропустить индивида, стремящегося наверх, и тогда, вырвавшийся из низов, он будет обречен быть чужаком. Поднявшись на более высокую ступень, он как бы остается за дверью, ведущей в саму страту.
Аналогичная картина может сложиться и при движении вниз. Утратив право, обеспеченное, к примеру, капиталом, состоянием, на нахождение в высших слоях, индивид опускается на более низкую ступень, но оказывается не в состоянии «открыть дверь» в новый для него социокультурный мир. Будучи неспособным адаптироваться к чуждой для него субкультуре, он испытывает серьезные психологические затруднения. В социологии для описания подобных явлений вводится понятие «маргинальность».
<< | >>
Источник: Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева. Общая социология: Учебное пособие Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева . — М.: ИНФРА-М,2000. — 654 с. — (Серия «Высшее образование»).. 2000

Еще по теме § 3. Индивидуальная социальная мобильность:

  1. Глава 5 Социальная мобильность и миграция 5.1, Виды и формы социальной мобильности
  2. 15. Индивидуальная и групповая мобильность
  3. Индивидуальная мобильность
  4. Социальное неравенство, социальная стратификация и социальная мобильность
  5. VI Эклектические теории ответственности. — Относительная свобода воли (ограниченная свобода — идеальная свобода — практическая свобода — противодействующий мотив — индивидуальный фактор). — Свобода разума. — Волеопределяемость. — Устрашимость. — Нормальность. — Индивидуальное тождество и социальное сходство. — Состояние преступности. — Заключение.Две конечных проблемы: а) форма социальной санкции; б) критерий социальной санкции. — Меры превентивные, меры вознаграждения, меры репрессивные, меры и
  6. § 3. Социальная мобильностьП. Сорокин о социальной мобильности
  7. Социальное неравенство, социальная стратификация и социальная мобильность
  8. 64. СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ. ЕЕ ВИДЫ И ТИПЫ
  9. Социальное неравенство, социальная стратификация и социальная мобильность
  10. Социальная стратификация и социальная мобильность в современном российском обществе