<<
>>

Идея спасения

Монотеистические религии рассматривают человеческое существование в контексте линейного представления об историческом процессе, будь то история Израиля, распространение христианства или возникновение ислама.
Судьба и назначение человека обрисовывается в свете финального суда, который наступит в конце истории. Это связано с учением о телесном воскрешении мертвых, восходящим к древнему зороастризму.

Религии Индии интерпретируют человеческое су-ществование по-другому — как составную часть космоса, а последний многократно и бесконечно переживает циклы творения и разрушения. В ходе каждого цикла живые существа переходят от одной жизни к другой. Этот процесс постоянных перерождений определяется законом кармы и продолжается до тех пор, пока душа не обретает освобождения.

В Китае главный упор делался прежде всего на социальную гармонию (конфуцианство) и поиск бессмертия (даосизм).

Но во всех основных традициях, в том числе и в тех, где не проводится идея воскрешения умерших, тема вечной жизни остается доминирующей.

Для некоторых древних религий, например, древнегреческой, чаяния будущей жизни играли меньшую роль. Египтяне, в противоположность грекам, уделяли загробной жизни большое внимание. Во многих этнических религиях представления о загробной жизни тесно связаны с культом предков.

Различное понимание природы спасения определяет позиции религий по отношению к земной жизни. Моно-

15. Соцнолошя

теистические религии в целом характеризуются острой посюсторонностью: в исламе идеалом является земное общество, построенное и функционирующее согласно предписаниям Корана, излагающим волю Аллаха. В иудаизме главный акцент делается на создании земного царства праведников на земле Израиля. В христианстве посюсторонность связана с идеей вочеловечения Бога.

Одновременно монотеизм всегда сохраняет и направленность на потустороннее. В особенности это проявляется в идеях отшельничества и аскетизма.

Буддизм и джайнизм также рассматривают финальное освобождение как уход из мира перерождений. Что же касается африканских и других этнических религий, то здесь доминирует представление о пронизанности мира божественным началом.

Религии предлагают различные пути к спасению. В мо-нотеизме спасение человек получает от Бога. Аналогичный подход прослеживается у индусского мудреца 12 в. Рамануджи, утверждавшего, что спасение даруется по Божией благодати. Такого же мнения придерживались и реформаторы-протестанты, критиковавшие средневе-ковый католицизм за то, что в нем спасение ставилось в зависимость от личных заслуг человека перед Богом (милостыня, благотворительность, аскетизм и т. п.).

В буддизме тхеравада, напротив, для того чтобы найти Путь к освобождению, необходимо усилие, и индивид может достигнуть Пути только следуя учению Будды. В позднем буддизме махаяна, однако, культ Амитабха Будды связан с верой в то, что блаженство достижимо только при помощи повторения его божественною имени. Таким образом, возникла парадоксальная для буддизма религия благодати, особенно широко распространившаяся в средневековой Японии.

Хотя порой в религиях преобладают идеи всеобщей предопределенности и детерминизма, большинство традиций все же допускают веру в свободу человеческого выбора, хотя бы как свободу принятия божественной благодати. Поскольку религии Индии рассматривают духовное невежество как причину страданий, путь к освобождению состоит в достижении мудрости или просветления. Верующий может сам, своими силами добиваться этого

результата, но в конечном итоге просветление приходит спонтанно. Эта спонтанность просветления особое значение приобретает в дзэн-буддизме, где практикуются парадоксальные методы его достижения.

<< | >>
Источник: Касьянов В. В., Нечипуренко В. Н., Самыгин С. И.. Социология. Учебное пособие / Под ред. Касьянова В. В. — Ростов н/Д: издательский центр «МарТ»,2000. - 512 с.. 2000

Еще по теме Идея спасения:

  1. Предложения по спасению системы страхования депозитов
  2. Религиозная мотивация социальных действий. Религии спасения.
  3. Командное развитие как «последняя надежда на спасение»
  4. Идея, концепт, бизнес- модель
  5. Идея альтернативных издержек Ф. Визера
  6. Главная идея
  7. Основная идея
  8. 69. ИДЕЯ СВЕРХЧЕЛОВЕКА УФ.НИЦШЕ
  9. 5.1. Перспективная бизнес-идея - интеллектуальная основа делового проекта
  10. идея ответственности перед обществом
  11. ИДЕЯ, ВРЕМЯ КОТОРОЙ ПРИШЛО
  12. Реставрация: идея или реальность?
  13. 2.1. Перспективная бизнес-идея — индивидуальная основа делового проекта
  14. Глава I. ИДЕЯ НАРОДНОГО КАПИТАЛИЗМА - АНТИНОМЕНКЛАТУРНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА
  15. Так в чем же состоит великая идея?
  16. ИДЕЯ СОЦИОЛОГИИ. ОСНОВАНИЯ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ