Задать вопрос юристу

Идея динамизма социальных процессов в истории социологии

Однако еще со времен О. Конта было принято рассматривать общество не только в его статичном состоянии, но и в процессе изменения и развития. Не случайно в новой науке социологии («социальной физике»), конституированной французским социологом, выделяются две основные составляющие — социальная статика и социальная динамика.
Если социальная статика изучает и характеризует общество как состояние целостности и равновесия его элементов и в качестве основного закона использует закон социальной (прежде всего классовой) гармонии, то социальная динамика акцентирует подход к обществу с позиций его развития, перехода от одной фазы к другой. В качестве основного закона социальной динамики Кон г рассматривал закон смены трех состояний — теологического, метафизического, позитивного. Первое относится к периоду до XIV в. (безраздельное господство религиозного сознания), второе охватывает XIV—XVIII вв. (застойное, окаменевшее состояние, предшествующее Новому времени), третье начинается с XIX в.
Идеи динамизма социальных процессов были присущи и Г. Спенсеру, другому крупному представителю социологии XIX в., который, по существу, сформулировал основные положения эволюционизма в качестве методологического фундамента новой науки. Находясь под влиянием учения Ч. Дарвина, английский социолог рассматривал социальную эволюцию как продолжение биологической.
Но самый значительный вклад в анализ динамики общественного развития социологии XIX в. внес К. Маркс. Он создал теорию общественной формации, в рамках которой выделил ряд этапов последова-тельного развития общества. При этом наиболее глубоко им был рассмотрен этап капитализма, чему Маркс посвятил главный труд своей жизни — «Капитал».
Можно дискутировать но поводу тех или иных характеристик рассматриваемых этапов (общественных формаций), можно не соглашаться с подчеркиванием Марксом решающего значения экономических факторов в общественном развитии, молено ставить под сомнение политические выводы, которые были сделаны из этой теории, но нельзя не признать «социологизма» концепции развития общества Маркса и присущего ей динамизма социальных процессов.
Стремление рассматривать общество и его конкретные структуры в состоянии изменения и развития характеризует творчество еще двух классиков социологической науки — Э. Дюркгейма и М. Вебера. И хотя ни один из них не оставил после себя специальных теорий, посвященных динамике общественного развития, весь дух их социологического анализа убеждает в ее наличии, в том, что она пронизывает рассмотрение любой крупной проблемы. Идет ли речь об общественном хозяйстве или социальной солидарности, о религии или эгике, об общественном разделении труда или социальном действии, о социальном факте или идеальном типе, о самоубийстве или поведении в труде — всюду в той или иной степени осуществляется процессуальный анализ, включающий в себя в качестве обязательного учет социальной динамики названных выше явлений и проблем.
Таким образом, уже основоположники мировой социологии зало-жили фундамент одного из наиболее значимых подходов к рассмотрению любых социальных проблем и лежащих в их основе социальных явлений и процессов. Видеть их в состоянии изменения, развития, динамики — вот главное требование этого подхода, которое социологи XX в. стремились учитывать в ходе научных разработок.
<< | >>
Источник: Зборовский Г.Е.. Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Гардарики,2004. - 592 с.. 2004

Еще по теме Идея динамизма социальных процессов в истории социологии:

  1. Понятие социального института в истории социологии
  2. § 1. Проблема социальных групп в истории социологии и современных теориях
  3. ИДЕЯ СОЦИОЛОГИИ. ОСНОВАНИЯ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ
  4. Социальная общность как проблема истории и современной зарубежной социологии
  5. § 2. История социологии или история социологии?
  6. Социология и история
  7. СОЦИОЛОГИЯ и ИСТОРИЯ
  8. Социология права и история.
  9. Глава 5 История социологии
  10. Понятие общества в истории социологии
  11. Глава 1. ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ МЕНЕДЖМЕНТА НА ЗАПАДЕ
  12. Социология истории хозяйства.