<<
>>

§ 3. Идеология

Внутренняя рационализация религии, секуляризация управления общественной жизнью, десакрализация духовной сферы неуклонно и неумолимо приводили, с одной стороны, к снижению авторитета и значимости религии в каждодневной социальной жизни людей, а с другой стороны, — к угрозе расщепления, раскола от-
381
носительно цельной, единой ценностно-нормативной первоосновы общества, которая ранее базировалась на религии.
Формируется принципиально новая, светская система обоснования поведения людей, которая объединяет их в большие группы, общество, — идеология.
Идеология представляет собой систему рационально-логического обоснования социального поведения людей, их ценностей, норм взаимоотношений, целей и т.д. Как мы видим, идеология имеет два начала: рационально-логическое и оценочное. Если следовать веберовской трактовке, то традиционный тип социального действия наиболее адекватен мифологическому пониманию социальной жизни, ценностно-рациональный — религиозному, це-лерациональный — идеологии, в которой главными аргументами являются целесообразность, эффективность и т.д.
Идеология как явление во многом сходна, с одной стороны, с религией, а с другой стороны, с прямой противоположностью религии — наукой. Это сходство с противоположными явлениями делает идеологию внутренне сложной и противоречивой системой. Рассмотрим соотношение идеологии с наукой. Идеология, которая формируется задолго до возникновения терминов «идеология», «идеолог» (эти термины имели в момент своего возникновения — в начале XIX в. — несколько уничижительный смысл), есть порождение бурного развития науки Нового времени, торжества принципов рационализма. В этом смысле наука, научная система мышления, доказательность, логичность оставили неизгладимый отпечаток на идеологии как системе логического обоснования, выведения ценностей, норм и т.д. Все основные положения и постулаты идеологии логически доказываются, ничто не должно нести на себе мистически-религиозного оттенка, ничто не принимается на веру.
Но идеология отличается от науки в силу принципиальных различий функций идеологии и науки. Призвание науки — познание мира, общества, объяснение людям мира. Идеология же призвана вооружить человека представлениями, которые смогли бы изменить мир, социальный порядок. Идеология нацелена на практику, выра-, жает деятельно-практическое, или, по словам К. Манхейма, поли-* тическое* начало духовной жизни, наука же — познавательно-констатирующее начало.
Будучи устремленной в практику, идеология обязана снабдить человека ясными представлениями о том, что вредно, что полез-
* См.: Манхейм К. Идеология и утопия. Глава III. Может ли политика быть научной (проблема теории и практики). В кн.: Диагноз нашего времени. — М., 1994.
382
но, как оценить то или иное событие и т.д., — и в этом ее главное отличие от науки, которая стремится быть свободной от оценоч ных суждений. Но данное различие по причине логически-доказа- гельной формы идеологии подчас трудно обнаружить. Много раз за последние два-три столетия идеологические манифесты и доктри ны пытались «рядиться в одежды» научных исследований. Что же касается марксизма-ленинизма, то, являясь выразителем интере сов, идеологией вполне определенного социального класса, он вы ступал в по-научному строгой, фундаментальной форме. Более того, марксизм-ленинизм прямо утверждал, что современная наука об обществе должна быть идеологией, служить делу борьбы своего класса, не просто объяснять, а изменять мир. Оценочное отношение к миру, стремление воз-
действовать, обосновать реальное поведение лю-
дей определяет сходство идеологии с религией.
И идеология, и религия утверждают определенную систему ценностей, норм, критериев, которыми должен руководствоваться человек в обществе. Но религия обосновывает, аргументирует те или иные ценности, нормы ссылками на Бога, священность, божественность, а потому и непререкаемость их существования, а идеология дает иное, рациональное-светское обоснование: целесообразность, эффективность и т.д.
Вместе с тем идеология возникает не в духовном вакууме, а в рамках определенной культуры, основу которой во многом и составляет религия. Идеи, которые рационально обосновывает, аргументирует идеология, были сформированы и предъявлены обществу, как правило, еще религией. Идеология в принципе не может не опираться на свою предшественницу — иначе она не была бы воспринята людьми, дезорганизовала бы общество, сделала бы поведение людей непредсказуемым. Идеи коммунизма уходят корнями в христианский коммунизм, идеи буржуазного индивидуализма и достиженчества — в протестантизм (кальвинизм и пуританство) и т.д.
Не случайно Т. Парсонс и Т. Лукман считают, что в современном мире уйти от некоторой «священности» в обосновании ценностей невозможно; при строгом анализе они недоказуемы, хотя практически жизненны, существенны. Назовем это аксиоматичностыо исходных ценностных структур той или иной культуры. Есть ли исчерпывающие, чисто рационально-логические доводы в пользу индивидуалистски-либеральных идеологических постулатов, доктрин или, наоборот, в пользу социалистической идеологии и т.д.? Определив с помощью логики исходные аргументы, можно обнаружить, что и та и другая идеология по-своему правы. Выбор той или иной идеологической позиции носит во многом иррациональ-
383
но-интуитивный характер, основанный на жизненном опыте, наблюдениях, ощущениях, которые не всегда носят логически упорядоченный характер. Не случайно К. Манхейм, один из родоначальников социологии знания, отмечает, что социалистически-коммунистическая идеология является синтезом интуитивизма и стремления к крайней рационализации*.
Наличие аксиоматичное™, интуитивизма роднит идеологию с религией. Известный социолог религии Р. Белла называет идеологию современного американского общества «гражданской религией». На первый взгляд, такое словосочетание невозможно. Но если учесть, что имеются в виду идеи, ценности, нормы, ритуалы, праздники, обряды, которые объединяют все американское общество, перед которыми преклоняются все американцы, то становится понятным, что такое гражданская (т.е. светская) религия. В современ-ных обществах «присутствует в качестве единого измерения религиозной жизни гражданская религия, которая служит более или менее согласованной основой для религиозного единства общества...»**.
Итак, идеология представляет собой систему рационально-логического обоснования основных идей, ценностей, норм, регулирующих социальное поведение. Она является формой оценочного сознания. В идеологии идеи, ценности, нормы описываются, интерпретируются, аргументируются в виде строгих, логически обоснованных доктрин, учений, манифестов, программ, деклараций. Она разрабатывается идеологами, общественно-политическими деятелями, духовными лидерами, распространяется с помощью средств массовой информации, печатных изданий, устной пропа-ганды.
Идеология как форма рассудочного обоснования поведения людей в современном обществе играет решающую роль. Она оказывает влияние и на традиционно малоосмысленные формы поведе-ни-я: обычаи, ритуалы и т.д. — создаются ритуалы, праздники, эмоционально-символически поддерживающие определенные идеологические установки (например, празднование 7 ноября в советские годы).
В узком смысле идеология — это идеология какой-либо социальной группы, класса, слоя, партии, в широком смысле — это система рационального светского обоснования ценностей, которая скрепляет людей в единую общность, наделяет их едиными ценностями,
* См.: Манхейм К Идеология и утопия, с 110.
** Белла Р. Социология религии. В кн ¦ Американская социология. Перспекти-вы. Проблемы Методы. — М., 1972, с. 280.
384
нормами. Надо видеть, что идеология, интерпретирующая и регламентирующая поведение личности в группе (т.е. идеология в узком смысле слова), не исчерпывает всех основных форм идеологии. Есть идеология народа (так называемая национальная идея), человечества и т.д.
Таким образом, идеология в современном обществе — это достаточно сложное и многоярусное образование. Это может быть идеология всего человечества, идеология конкретного общества, идеология класса, социальной группы, сословия. Но это отнюдь не означает, что каждый класс, социальная группа имеют как бы полностью изолированную, «собственную» идеологию. Сведение всех видов идеологии к классовой в свое время привело к подчинению идеологии человечества, идеологии общества специфическим уз-коклассовым аспектам. Последние приобрели в некоторых государствах доминирующее значение. Делался акцент на том, что различает, обособляет социальные субъекты, группы, классы, а это невольно усиливало конфронтационное начало, и не только в сфере идеологической деятельности.
Идеология имеет как бы несколько «ярусов».
Первый — базисный, общечеловеческий, в котором находят идеологическое выражение общечеловеческие гуманистические ценности.
Истории известны человеконенавистнические, расистские, крайне националистические идеологии (прежде всего, фашизм, апартеид), которые были осуждены всем человечеством в лице ООН. Между-народный трибунал в Нюрнберге, достаточно широкие санкции, примененные в свое время против ЮАР, и т.д. — все это есть не что иное, как форма контроля за выполнением общечеловеческих норм, правил. Сегодня государства — члены мирового сообщества берут на себя обязательства руководствоваться общечеловеческими ценностями, получившими свое идеологическое выражение, в частности, во Всеобщей декларации прав человека и т.д.
Общественные (общенародные, общенациональные) ценности, которые в наиболее последовательной форме фиксируются, в частности, в конституции конкретного государства, представляют собой второй «ярус» идеологии того или иного социального субъекта. Эти ценности становятся основой единства, целостности конкретного общества, гарантией от его распада. Общенациональная (общенародная) идеология является системой аргументации, обоснования базисных, фундаментальных ценностей, норм, разделяемых всем обществом независимо от социального положения его членов, их возраста, места проживания и т.д.
Не случайно «ценностные предпосылки американского общества сформулированы прежде всего в таких исторических документах, как Декларация независимости, преамбула к Конституции и Билль
,- 385
IJ Общая социология
о правах»*. Из этих идеологических источников во многом черпается уверенность американцев в равенстве возможностей, в том, что ни один член общества не должен быть лишен возможности добиться того, чего он желает.
При этом следует учесть, что каждое современное цивилизованное государство включает в свою конституцию в том или ином виде общечеловеческие ценности в виде норм, о которых речь шла выше.
Третий «ярус» идеологии обосновывает желательные для данной социальной группы формы социального устройства общества, выражая специфические социально-групповые, классовые интересы. Классовые, групповые идеологии выдвигаются политическими партиями, которые стремятся объединить вокруг себя тех, кто разделяет общие ценности, чтобы бороться за политическую власть ради осуществления представлений о желательном варианте развития общества. При этом в цивилизованном обществе развитие социально-групповых, частных идеологий не должно противоречить общенародным и общечеловеческим ценностям. Признание целостности и единства государства, конституционного порядка является условием идеологической деятельности отдельных партий.
Следует учесть, что групповые идеологии достаточно последовательно выражают специфические интересы той или иной социальной группы, слоя. Они рассматривают конкретные проблемы с определенной точки зрения и призваны эффективно реализовы-вать интересы данного класса, что ведет к ангажированности идеологических постулатов, установок и т.д. Одно и то же событие, одни и те же социальные явления в рамках различных идеологий могут получить различную оценку. Поэтому в идеологии неправомерен вопрос «кто прав — кто не прав».
Но ангажированность групповых идеологий создает и опасность иллюзорности, оторванности от реальности. Из ангажированной, но практически эффективной для своего класса идеология может превратиться в нечто иллюзорное, не соответствующее действительности, уводящее от нее**. Это является ахиллесовой пятой идеологии, но она же порождена ее стремлением «лучше» служить интересам соответсвующей социальной группы.
Глубокая приверженность интересам своего класса, следователь-но, не только ведет к практической эффективности идеологии для решения групповых интересов, но и таит опасность иллюзорности, «ложности» идеологии. В ходе голосования граждане фак-
* Парсонс Т. Общий обзор. В кн : Американская социология. Перспективы.
Проблемы Методы.—-М , 1972, с 369
** См.: Манхейм К. Идеология и утопия, с. 66—68, 83—85.
386
тически высказываются за те или иные ценности (либерализм, коммунизм и т.д.). В результате в ходе парламентских выборов ценности, которые выражают те или иные тенденции в развитии общества, получают или не получают поддержку большинства его членов.
Как видим, в обществе происходит постоянное взаимодействие различных «ярусов» идеологии, что, с одной стороны, обеспечивает стабильность, целостность общества, а с другой стороны, позволяет выбирать, предлагать, развивать ценности, выражающие новые тенденции в развитии общества.
<< | >>
Источник: Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева. Общая социология: Учебное пособие Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева . — М.: ИНФРА-М,2000. — 654 с. — (Серия «Высшее образование»).. 2000

Еще по теме § 3. Идеология:

  1. Идеология
  2. Идеология
  3. Идеология
  4. Идеология
  5. § 1. Идеология и политика
  6. Конец идеологии?
  7. 15.5. Национальные идеологии
  8. К. МАННГЕЙМ Идеология и утопия
  9. § 5. Радикальные и национальные идеологии
  10. 2. Современные политические идеологии
  11. 15.1. Понятие, функции и структура политической идеологии
  12. Понятие идеологии.