<<
>>

Идеологическая нейтральность

Социология ориентируется на получение
тип ЗНАНИЯ, идеологически нейтрального знания, незави-
ДОБЫВАЕМОГО симого от социальной позиции исследователя.
СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО С°ЦИОЛОГ' ставящий перед собой чисто науч- МЕТОДА ные задачи, должен уклоняться от оценки.
Если
вам не нравится вызывающее поведение вашего товарища, то как каждый человек, обладающий собственным представлением о должном и допустимом, вы можете порицать его, даже ссориться с ним. Социолог же попытается определить, в какой социокультурной среде сформировался этот человек, какие стандарты поведения в ней приняты, на какой почве возник конфликт.
Это и есть отнесение к ценности, а не утверждение определенной оценки (мы уже говорили о необходимости различения оценки и отнесения к ценности в концепции М. Вебера).
Для того чтобы соблюдать идеологическую нейтральность, социология выработала целый ряд процедур, которые помогают исключить оценочную позицию (правда, не всегда это удается). Так, одним из основных требований к инструментарию социологического исследования является уравновешенность положительных и отрицательных вариантов, чтобы максимально исключить возможность склонения респондента к ответу, желательному для социолога, заказчика.
Стремление социологии к неоценочному знанию, идеологической нейтральности — во многом залог ее научной непредвзятости, объективности и достоверности. Это один из самых сложных вопросов социологической практики и даже этики социолога, который особенно важен для нашего обществознания, долгие десятилетия развивавшегося как идеологическая наука. Завет М. Вебера соблюдать идеологическую нейтральность, как правило, никем впрямую не оспаривается, но воспринимается как труднодостижимый идеал.
27
Важно видеть, с одной стороны," различия, а с другой стороны, взаимосвязь между научной и гражданской позицией социолога. Как ученый любой социолог должен максимально стремиться к непредвзятости анализа, нейтрализации своих приверженностей. Это достигается не только определенными методами, приемами (о некоторых из них уже упоминалось), но и научными обсуждениями, дискуссиями, в ходе которых проверяется научность проведенной работы. Само ожидание подобной дискуссии незримо контролирует социолога, заставляет его воздерживаться от идеологической ангажированности.
Но было бы наивно и неверно не видеть определенной взаимосвязи научной и гражданской позиции социолога. Последняя не может не углубляться, уточняться, а иногда и меняться под воздействием неоспоримых социологических фактов, результатов научного анализа. Более того, гражданское мышление социолога обусловлено социологической требовательностью к доказательности и т.д. В то же время и научная позиция социолога всегда связана посредством миропонимания, мировоззрения с гражданской. Трудно вообразить полную рассогласованность научной и гражданской позиций социолога как личности. В то же время необходимо ясно и недвусмысленно разводить эти позиции, те способы взаимодействия, отношения к действительности, которые их характеризуют.
<< | >>
Источник: Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева. Общая социология: Учебное пособие Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева . — М.: ИНФРА-М,2000. — 654 с. — (Серия «Высшее образование»).. 2000

Еще по теме Идеологическая нейтральность:

  1. Нейтральные государства
  2. Теория «нейтральных денег».
  3. Концепция «нейтральных денег».
  4. НЕЙТРАЛЬНАЯ ЗОНА
  5. Идеологические гибриды.
  6. Идеологическая власть церкви
  7. Роль идеологических факторов
  8. Сравнительная характеристика идеологических систем.
  9. В России провозглашено политическое и идеологическое многообразие
  10. Другие идеологические традиции
  11. Роль идеологическо‑политического поля напряжения в судьбах современного Востока
  12. Гражданская культураили идеологическая гегемония?
  13. 4. Идеологическая борьба в Древнем Китае в VI—III вв. до н. э.
  14. 1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ БОРЬБА. ПЕРЕХОД К ПОЛИТИКЕ «РЕФОРМ И ВНЕШНЕЙ ОТКРЫТОСТИ»
  15. 37 ФОРМИРОВАНИЕ АБСОЛЮТИЗМА В РОССИИ И ЕГО ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ДОКТРИНЫ XVII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВВ
  16. 33. ФОРМИРОВАНИЕ АБСОЛЮТИЗМАВ РОССИИ И ЕГО ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ДОКТРИНЫ XVII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВВ.
  17. Глава 14 Роль идеологическо‑политического поля напряжения в судьбах современного Востока
  18. Отнесение к ценности