<<
>>

Христианская церковь

как специфический социальный институт представляет собой исторически сложившуюся систему власти и управления поведением и деятельностью людей, внутри которой постепенно складывалось определенное разделение труда, диф-ференциация функций и ролей.
Первой, наиболее значительной вехой на этом пути, является обретение особого социального статуса внутри христианских общин истолкователей вероучения, исполнителей и руководителей культовых действий, организаторов хозяйственной и другой повседневной деятельности общины: апостолов, пророков, пресвитеров и епископов.
Выделившееся в общинах духовенство берет в свои руки руководство идейной, моральной и материальной жизнью. Особый статус духовенства идеологически закрепляется вероучительными установками и культовыми действиями. На это, в частности, направлено установление обряда рукоположения. В раннехристианских общинах — экклесиях — клирики избирались на свои должности верующими. Но для того, чтобы выборная должность получила авторитет, существовал обряд рукоположения, в память о рукоположении пресвитеров, которое, согласно христианскому преданию, совершили первые пророки и апостолы, считавшие себя носителями божественной благодати — харизмы. Рукоположением как бы передавалась благодать, полученная от самих апостолов, новому поколению руководителей христианских общин.
Первоначально между представителями формирующегося духовенства не было строгого разграничения функций, а следовательно, и строгого фиксированного статуса внутри общин. По мере эволюции христианства происходит большая дифференциация и в среде духовенства. В течение II — III вв. из старейшин-пресвитеров выделяются должностные лица — епископы, за которыми закрепилось право выполнения важнейших христианских обрядов: причащения, рукоположения, отпущения грехов и т. д. Епископы производили отбор священных книг, определяли порядок богослужения. В их руках сосредоточилось также управление всем имуществом общины. Позднее епископы становятся руководителями ряда общин, находящихся в пределах той или иной области, провинции, империи.
Однако выдвижение в христианских общинах епископов еще не означало создания единой церковной организации. Должности епископов в течение III в. были выборными, хотя кандидатура выдвигалась руководителями общин — пресвитерами и согласовывалась с епископами соседних областей, которые должны были совершить рукоположение. Епископы обладали большой духовной и материальной властью, но недостаточно эффективным аппаратом принуждения, с помощью которого могли бы заставить повиноваться верующих. Епи-скопальные общины различных областей существовали независимо друг от друга, и каждая из них соблюдала свои обычаи в трактовке ряда положений вероучения и культа. Периодически в христианстве возникали различные идейные течения, распространение которых существенно угрожало единству складывающейся религиозной организации — гностицизм во II в., монтанизм в III в. и т. д.
Борьба различных направлений существенно подрывала единство, и не было создано достаточно эффективного организационного механизма, который бы выполнял интегративные функции в христианстве. Съезды епископов отдельных областей—поместные соборы носили спо-радический характер и не всегда приводили к желаемым последствиям.
Определенная степень упорядоченности церковной организа-ции связана с установлением института митрополитов (от греч. теЬ- гороШез — человек из главного города) — епископов главных городов провинций. За митрополитами закрепилось право отводить кандидатуры при выборе епископов других областей из предложенных духовенством и знатью кандидатур, назначать одну из них по своему выбору. Происходит также разграничение функций в сфере низшего духовенства. Все это способствует формированию централизо-ванной, строго иерархизированной организации с четкой структурой, специализацией кадров. Полное оформление христианских общин в единую централизованную организацию — церковь — осуществляется в IV веке по мере канонизации вероучения и культа и превращения христианства сначала в терпимую (313 г.), а затем и в государственную (324 г.) религию Римской империи.
С этого времени церковь как орган управления приобретает от-носительную самостоятельность и становится обладательницей особых интересов по отношению к верующим. Одной из важнейших целей церковной организации становится поддержание и воспроизводство целостности и устойчивости самого института церкви. В ходе этого процесса активизируется деятельность органов управления по введению предписаний, требующих безусловного подчинения аппарату церкви, усиливается стремление систематизировать эти пред-писания, чтобы как можно шире охватить управление, т. е. усиливается особый метод идеологической деятельности — нормативно-правовая регламентация, связанная с разработкой определенных идейных обоснований и созданием структур организационной деятельности, направленных на пропаганду этих идей, их реализацию.
Исторически эта форма деятельности вылилась в создание канонического и церковного права.
<< | >>
Источник: Радугин М, Радугин К.А. . Социология: курс лекций.— 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Центр, 1999- 160 е.. 1999

Еще по теме Христианская церковь:

  1. Христианская церковь.
  2. Христианская церковь в эпоху вселенских соборов, 325-787 гг.
  3. 30. Какую роль играла христианская церковь в Средние века? В чем суть идейных основ средневекового христианства?
  4. Подъем христианской демократии
  5. Роль христианской церкви в феодальном обществе.
  6. Основные этапы становления христианской церкви как социальной организации
  7. VI. PESTIS. Христианский мир в кризисе, ок. 1250­1493 гг.
  8. 22. Политическая теория Ивана IV ГрозногоТеория православного христианского самодержавии -
  9. Церковь и война
  10. Церковь и секта
  11. Церковь
  12. Церковь как социальный институт
  13. 3.1. Христианская Европа и исламский мир в средние века