<<
>>

5.3. Функции политической культуры

На всех фазах и ступенях своего развития политическая культура общества выполняет одну из важнейших своих функций — политическую социализацию личности. Говоря иначе, вхождение человека в политику, его подготовка и включение в отношения власти осуществляются по мере и в процессе усвоения им господ-ствующих культурных ориентиров и норм, ценностей и образцов политического поведения.

В свою очередь, политическая социали зация включающихся в политическую жизнь новых поколений обеспечивает преемственность политического развития общества и, как правило, позволяет достигать того минимального консенсуса между государством и гражданином, который гарантирует стабильность режима правления.

Сложный и исключительно многогранный процесс усвоения личностью содержания политической культуры в настоящее время не дает возможности достоверно и полно осветить все стороны и аспекты политической социализации. Существуют весьма раз личные интерпретации этого явления в политической теории. Боль шинство ученых сходятся в том, что политическая социализация неизбежно связана с усвоением личностью социального и поли-тического опыта, накопленного обществом и сконцентрированного в культурных традициях, групповых и общеколлективных ценностях, нормах статусного и ролевого политического поведения.

Важнейшие функции политической социализации — достижение личностью умения ориентироваться в политическом пространстве и выполнять там специализированные функции по управлению делами общества и государства.

Длительное время при изучении процесса политической соци ализации акцент делался на усвоении человеком специальной информации как главном условии его ориентации в отношениях власти, а также на формировании адаптации к политическому режиму как наиболее важной из выполняемых ею задач. Впослед-

ствии понимание политической социализации усложнилось, большее внимание стало уделяться качествам, характеризующим обратную связь личности с политической системой, т.е.

способно сти личности к самостоятельной переработке получаемой инфор мации, творческому использованию опыта в индивидуальном по ведении и т.д. Таким образом, для политической социализации приобрело значение не только то, что и как усваивается индиви дом, но и каким образом социально значимые идеи реализуются в его поведении. Для политической социализированности индивида важно знать, как он ведет себя на выборах, действует при принятии решений, осуществляет функции политического лидера и т.д.

В конечном счете политическая социализация представляет собой двуединый процесс: с одной стороны, она фиксирует переход требований политической системы во внутреннюю структуру личности в форме определенных норм, ценностей, ролевых ожи даний и проч., а с другой — демонстрирует, как личность изби рательно осваивает эти традиции и воззрения, закрепляя их в тех или иных формах политического поведения и влияния на власть. Поэтому влияние общества на политические качества личности, а также контроль политической системы за ходом политической социализации ограничены внутренними убеждениями и верова ниями человека.

Конечно, в каждом конкретном обществе существуют свои специфические каналы и механизмы политической социализации, обеспечивающие формальную и неформальную, явную и скрытую передачу традиций и приобщение к доминирующей политической культуре. Вместе с тем можно говорить и об универсальных социальных и политических институтах, неизбежно включенных в политическую социализацию членов общества. В качестве таких общезначимых институтов политической социализации принято рассматривать семью, систему образования, средства массовой информации, государственные, партийные, религиозные орга низации и отдельные политические события. — В каждой стране роль, значение и направленность действия данных институтов политической социализации могут существенно различаться. В частности, в России начальная стадия становления многопартийной системы практически выключает партийные ас социации из процесса передачи политического опыта и обучения навыкам политических действий для большинства населения стра ны.

По причине протестного характера социальных воззрений большинства граждан может оказаться недостаточно эффективным и политическое влияние такого института, как семья. В то же время повышенная конфликтность нынешнего политического процесса дает основания отметить решающую роль в политической социа лизации населения различных политических событий, конкрет-

ных социальных акций, сказывающихся на общественном поло жении наций, классов, слоев. Заметна и большая роль средств массовой информации, выступающих по сути важнейшим фактором, инициирующим потребность граждан в политическом участии. Различные общественные события, представляющие для человека личностную значимость (например, безработица, репрессии властей или же разочарования в обнадежившем лидере, общая неудовлетворенность жизнью и проч.), могут иметь как положи-тельные, так и отрицательные последствия для восприятия чело веком тех или иных ценностей, а также форм его отношений с властью. Учитывая неоднозначный характер влияния социальных и политических явлений на представления и ценностные ориентации человека, можно отметить, что политическая социализация выступает процессом одновременного обретения и утрачивания тех или иных оценок, суждений, а в конечном счете — и реальных качеств личности как политического субъекта.

Эффективность освоения человеком политических ролей, приращения специальных знаний и другие положительные резуль таты политической социализации непосредственно зависят от вза имодополняемости и внутреннего соответствия влияния всех фак торов и институтов политической социализации. Поскольку обретение и утрата политических качеств человеком не ограничены во времени и пространстве (за исключением продолжительности жизни самого человека), то и политическая социализация представляет собой непрерывный и постоянный процесс. Для обозначения же качественно отличных ее фаз и эта пов принято выделять первичную и вторичную политическую со циализацию, различия между которыми обусловлены тремя фак торами: возрастом человека, наличием у него того или иного субъективного политического опыта и способностью к самостоя-тельным формам мышления и поведения в сфере политики.

Первичная политическая социализация характеризует первона чальное (обычно с трех—пяти лет) восприятие человеком поли тических категорий, которое постепенно формирует у него изби рательно-индивидуальное отношение к явлениям политической жизни. Американские ученые Д. Истон и Денис различают четыре важнейших аспекта и стороны этой стадии политической социа лизации.

Прежде всего, по их мнению, это область непосредственного восприятия политической жизни, информацию о которой ребенок черпает в отношениях родителей, их оценках, реакциях и чувствах. На этой почве у него осуществляется персонализация политики, в ходе которой те или иные фигуры, принадлежащие к сфере власти, становятся для него образами контакта с политической системой. Такими фигурами могут стать президент страны

или полицейский, которых ребенок часто видит на экране теле визора или около своего дома. На основании оценки их поведения ребенок как бы становится участником «политической игры» и в результате постепенно усваивает ту или иную схему поведения по отношению к властям. Уже здесь политикаЛ может восприниматься как форма борьбы за господство или как способ достижения за-конных целей. Таким образом, учась любить или ненавидеть раз личные политические образы, ребенок идеализирует политику. Впоследствии по мере усложнения политической картины и пе рехода к надличностному видению политики ребенком первичная политизация предстает как институализация его свойств и качеств. Многочисленные исследования процесса первичной социализации показывают, что для получения позитивных результатов крайне необходима определенная последовательность в индивидуальном освоении социокультурных норм. Естественность же постепенного включения в политическое пространство предусматривает первоначальное восприятие ребенком опыта и традиций, в которых получаемая информация неразрывно соединена с бытовым опытом, авторитетом «учителя», примером деятельности старших. Только на этой основе «растущее» сознание оказывается способным к восприятию императивных суждений и оценок (норм, предписаний, требований), а впоследствии и аксиологических воззрений (ценностей, идеалов, принципов).

Предельно важно, чтобы первоначальная социализация не на чиналась с идеологизированных образов и понятий. Жесткость идейных постулатов, хотя бы в малейшей степени расходящаяся с реальными общественными отношениями, в глазах ребенка по дорвет достоверность «взрослой жизни». Расхождение идеологи ческих норм с жизненными реалиями поставит под сомнение куль турное значение имеющегося в распоряжении общества опыта, выхолостит для вступающего в жизнь человека его нормы и тра диции. Это неизбежно заставит ребенка имитировать требуемые нормами идеологии формы мышления и поведения, заложит в его политических генах прообразы контркультурного поведения. Таким образом, приоритет идейно ориентированных норм и традиций при первичном восприятии ребенком социокультурных ценностей неизбежно деформирует индивидуальные механизмы трансляции политического опыта и ведет к расхождению культурных ориентации человека и политических реалий.

Вторичная политическая социализация наступает тогда, когда усвоение человеком политической информации, а также овладение специализированными ролями в сфере власти осуществляются им по преимуществу независимо от давления группового сознания или политической ситуации. Поскольку степень такой независимости может быть различной, а самостоятельность — отно-

сительной, то и во вторичной социализации можно выделять раз личные фазы, характеризующие, к примеру, этап активной реа лизации позиции личности или же ступень, корректирующую ее представления по тем или иным вопросам.

Вторичная политическая социализация характеризует способности личности к самостоятельному выделению различного рода ценностей, установок и норм, а в общем смысле — и к созданию новой индивидуальной политической культуры (субкультуры). В настоящее время на основе социокультурных и психополити ческих исследований в политической науке выделены наиболее существенные типы и модели политической социализации:

гармонический тип политической социализации, отражающий формирование психологически нормальных отношений человека и институтов власти, которые порождают его рациональную и уважительную позицию относительно правопорядка, государства, своих гражданских обязанностей;

гегемонистский тип, характеризующийся негативным отно шением человека к любым социальным и политическим системам, кроме «своей»;

плюралистический тип, свидетельствующий о признании человеком равноправия с другими гражданами, их прав и свобод и характеризующий его как способного менять свои политические пристрастия, переходить к иным ценностным ориентирам;

конфликтный тип, формирующийся на основе межгрупповой борьбы и противостояния взаимозависимых интересов и потому усматривающий цель собственной политизации в сохранении лояльности к своей группе и поддержке ее в борьбе. Вышеназванные типы политической социализации раскрывают вертикальную взаимосвязь личности и господствующих норм политической культуры, подкрепленных деятельностью офици альных институтов власти и сложившимися политическими отно шениями. Вместе с тем для понимания отличительных черт поли-тической социализации важно знать и учитывать особенности формирования политических взглядов и ориентиров, «предлагае мых» человеку различными группами, многообразными связями гражданина и государства, а также моделями политического уча стия, носящими частный, специфический характер. Такой «гори-зонтальный» выбор политических альтернатив, временная, про межуточная ориентация на те или иные идеи и суждения как нельзя лучше подтверждают поисковый, экспериментальный характер самой политической культуры. Ведь до того, как человек обретет устойчивые ценностные воззрения, он должен неизбежно пройти через какие-либо увлечения нестандартными идеями, оценками и представлениями. И только на такой основе — без привычных для тоталитаризма обвинений в «политической измене» человек может осуществить свою личностную идентификацию,

сти те культурные ориентиры, которыми станет руководствоваться при защите своих интересов в отношениях с властью. Лишь в этом случае можно утверждать, что политическая социализация выполнила свою главную функцию — сформировала самостоя тельного и ответственного субъекта политики.

<< | >>
Источник: Демидов Н. М.. Основы социологии и политологии. 2004

Еще по теме 5.3. Функции политической культуры:

  1. 62. Политическая культура: сущность, функции, типы
  2. Понятие политической культуры: содержание, элементы и функции
  3. § 3. Культура и общество: социальные свойства и функции культуры
  4. 63. Политическая символика как элемент политической культуры
  5. 30. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ. ВИДЫ И ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ
  6. Политическая культура и индустриальная рациональность Культура и смысл в современных государствах
  7. ГЛАВА 5. ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
  8. Взаимодействие культуры и экономики.Социальные функции культуры
  9. 58. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КАК ОСНОВНОЙ ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ, ЕЕ ФУНКЦИИ
  10. Политическая культура и политическая социализация
  11. Глава 13. Политическая культура и политическое участие.
  12. 2. Типология политической культуры
  13. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
  14. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
  15. § 1. Правовая и политическая культура
  16. Политическая культура участия.
  17. 1. Понятие политической культуры