<<
>>

Формальные и неформальные институты

Выше уже отмечалось, что вся жизнедеятельность людей так или иначе институциализирована. Однако сама инстигуциализация может иметь формальный или неформальный характер, соответственно институты могут быть либо формальными, либо неформальны-м и. Эта их классификация крайне важна для повседневной деятельности людей, поскольку способы ее регулирования, а зачастую и регламентации зависят в первую очередь от того, в рамках каких институтов она осуще-

Совремснная западная социология Словарь С 117

352

Раздел IV Социальные институты

ствляется.

Когда речь заходит, к примеру, о производственной, политической, образовательной деятельности, то здесь все ясно. Соответствующие институты имеют явно выраженный формальный характер.

Формальные институты базируют свою деятельность (государство, армия, школа и др.) на строго установленных предписаниях (право, устав, должностные инструкции). Они осуществляют управленческие и контрольные функции на основе четко установленных санкций, связанных с поощрением и наказанием (административным и уголовным). За-конодательные акты и нормативные документы определяют и регламентируют практически всю деятельность формальных социальных институтов.

Неформальные социальные институты (политические движения, различные фонды социального и культурного назначения, объединения по интересам и т.д.) не имеют строгой, специально установленной законодательной и нормативной базы, хотя их деятельность также регулируется определенными документами (например, они должны быть зарегистрированы, иметь свой устав). Возникновение неформальных институтов — это следствие социального творчества и волеизъявления граждан. Санкции, используемые в них, имеют неформальный характер (моральное одобрение либо осуждение); социальный контроль устанавливается с помощью норм, закрепленных в общественном мнении, традициях, обычаях.

В обществе часто возникают потребности упорядочения, регулирования и регламентации форм поведения, напрямую не относящиеся к компетенции формальных социальных институтов. Одним из таких, чрезвычайно распространенных в нашей стране, особенно в прошлом (причем весьма недалеком), институтов является очередь. Почему возник этот неформальный социальный институт? Потому что в условиях явной нехватки продуктов и товаров существовала потребность в справедливом порядке их приобретения по принципу «кто раньше успел». В этом неформальном социальном институте не действуют специальные учреждения, нет профессионально подготовленных кадров для поддержания нормального функционирования очереди, нет формализованных правил, норм и процедур, которые подлежали бы кодификации (оформлению в виде свода законов и норм). Однако существуют так называемые неписаные нормы поведения (стоящие сзади не должны получать «без очереди», нельзя пускать перед собой знакомых, на которых очередь не занималась, и т.д.). Возникает даже функциональное распределение ролей: записывающие очередь (распорядители), следящие, чтобы не вклинивались посторонние (борцы за справедливость), помогающие поддерживать порядок и т.д.

Глава 18 Понятие и виды социальных институтов

353

Следует отметить, что в жизни многих поколений людей в бывшем Советском Союзе очередь играла громадную роль. Этот неформальный социальный институт выступал не просто элементом повседневного образа жизни, без которого одно время даже нельзя было существовать (хлеб можно было купить только в очереди). Он являлся основным источником информации, дезинформации (слухи шли прежде всего отсюда), сферой общения, возможностью познакомиться. С очереди «начинались» даже некоторые семьи. В ней обсуждались и решались многие жизненно важные проблемы. Конечно, такой неформальный социальный институт мог получить широкое распространение только в социально неразвитом обществе. По мере насыщения рынка продуктами и товарами очередь в своем гипертрофированном виде исчезает, оставаясь лишь элементарной формой поддержания обычного порядка.

Итак, было показано, что существует немало классификаций социальных институтов. В дальнейшем изложение материала будет основываться на видовой классификации социальных институтов по сферам и функциональному содержанию их деятельности. Почему выбран именно такой критерий классификации? Потому, что он соответствует нашей логике социологического познания. В этой связи нужно вспомнить «лестницу» социологического знания, которая предлагалась в главе 6. В качест ве одной из ступеней познания — второй по счету — рассмат-ривалось познание общества через анализ его сфер: материальной (экономической), политической, социальной, духовной. А от этой ступени шло дальнейшее движение познания — к социальным общностям, затем — к социальным институтам. Поэтому в дальнейшем будут рассматриваться институты в экономической, политической, социальной, духовной сферах жизни общества. Институциональному анализу каждой из этих сфер и посвящаются последующие четыре главы.

<< | >>
Источник: Зборовский Г.Е.. Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Гардарики,2004. - 592 с.. 2004

Еще по теме Формальные и неформальные институты:

  1. 1.4. Взаимоотношения между формальными и неформальными правилами 1.4.1. Основные типы взаимоотношений между формальными и неформальными правилами
  2. Формальные и неформальные группы
  3. Формальная и неформальная организации
  4. Формальный и неформальный социальный контроль
  5. Агенты формального и неформального контроля
  6. Формальные — неформальные отношения
  7. 8.2. Формальная и неформальная структуры социальной организации
  8. Формальные и неформальные организации.Бюрократия как социальное явление
  9. 1.4.4. Неформальные правила профессиональных /сообществ как источник формальных правил
  10. 1.3.2. Формальные институты
  11. 1.4.2. Государство и неформальные институты
  12. Лекция N2 14 ИМПОРТ ИНСТИТУТОВ 14.1. Революционный вариант развития институтов
  13. Неформальная организация