Феноменологическая парадигма социальной структуры

Веберовская концепция социальной структуры (социальной стратификации) оказала очень большое воздействие на развитие социологии. С определенными модификациями идеи этой концепции используются и сегодня.
Однако к ним добавляются новые, акцентирующие внимание не на объективных, а на субъективных аспектах социальной структуры, что Позволяет ставить вопрос о ее феноменологической парадигме. Речь идет о таких представлениях и взглядах, которые формируются на основе изучения социально-психологической само-идепгпификации людей. Иод ней будем понимать психологический про-цесс отождествления индивидом себя с той или иной социальной общностью (классом, социальной группой, слоем и т.д.).
Можно анализировать положение группы или индивида в обществе на основе объективных дачных о собственности, власти, доходе, образовании, профессии и т.д., а можно изучать самооценки индивидов относительно их имущественного и социального положения, занимаемой социальной позиции и статуса. Социальная структура в таком случае будет выглядеть как сводные данные об отнесении людьми себя самих (или других людей — родственников, друзей) к тем или иным классам и социальным слоям.
Дело в том, что социально-психологическая самоидентификация людей формируется в процессе их социализации. С детства люди узнают, что они — русские (американцы, китайцы...), дети педагогов, врачей, менеджеров, рабочих, офицеров и др., богатые (среднего достатка, бедные) и т.д. Затем они становятся взрослыми и идентифицируют уже лично себя с той или иной профессиональной, статусной группами. Поскольку такая самоидентификация отвечает практике повседневной жизни, она вполне может быть использована для изучения социальной структуры общества. Другими словами, субъективные представления людей об их социальной принадлежности выступают в качестве реального основания социального структурирования общества.
Одно из первых исследований такого рода было проведено Л. Уорне-ром в ходе изучения им социальной структуры северо-восточной общности в США (Янки-Сити) в конце 1930-х гг. Используемый им способ исследования получил название метода изучения репутаций. Смысл его состоял в том, чтобы выяснить у респондентов, к каким классам и слоям они отнесли бы других людей. Широкое интервьюирование респондентов в штате Массачусетс позволило сформировать общую картину взглядов и представлений о классовой и слоевой структуре общностей. На основе ответов опрошенных было выявлено шесть социальных классов: три основных — высший, средний, низший и в каждом из них еще по подразделению.
Другой метод, получивший название субъективно/о, впервые был использован Р. Сентерсом в США в 1949 г. С его помощью выявлялись мнения респондентов о том, к какому классу они относят себя. В ходе этого исследования (оно проводилось путем опроса избирателей через журнал «Форчун» на национальной выборке) 80% американцев отнесли себя к среднему классу. Всего же было предложено три выбора: высший, средний, низший классы. Впоследствии сам Сентерс признался в допущенной ошибке: не был предложен в качестве варианта «рабочий класс», и это отразилось па качестве и точности самоидентификации. Опрошенные не хотели отождествлять себя с низшим классом, но готовы были это сделать в отношении рабочего класса.
Этот же метод, но в улучшенном, уточненном варианте применили М. и Р. Джекман в 1983 г., использовав данные национального обследования Мичиганского университета. Респондентам (3066 человек) был предложен выбор из пяти классов: бедного, рабочего, среднего, высшего среднего, высшего. Только 3% респондентов не могли себя идентифицировать ни с одним классом, 8% увидели себя в бедном классе, 37 — в рабочем, 43 — в среднем, 8 — в высшем среднем и 1% — в высшем классе. Это был высокий уровень самоидентификации, связанный прежде всего с занятиями опрошенных. Например, руководители бизнеса, юристы, доктора почти единодушно отнесли себя к высшему или высшему среднему классу.
Рассматривая концепции социальной структуры, можно обнаружить в их содержании подходы к изучению стратификации общества. Это совершенно естественно, если учесть, что социальная стратификация является той же структурой общества, в которой социальные общности рассматриваются в определенной иерархии, представляющей собой социальное неравенство. Однако о стратификации речь пойдет в следующей главе. Сейчас же необходимо рассмотреть концепции социальной структуры в отечественной социологии.
<< | >>
Источник: Зборовский Г.Е.. Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Гардарики,2004. - 592 с.. 2004

Еще по теме Феноменологическая парадигма социальной структуры:

  1. Классовая парадигма социальной структуры
  2. Парадигма социальных дефиниций
  3. Парадигма социальных фактов
  4. Парадигма социально-исторического детерминизма
  5. Парадигма социального поведения
  6. Глава 1 Социальная структура: статусы и роли 1.1. Что такое социальная структура
  7. Социальная группа: переходы от макро- к микросоциологической парадигме
  8. Феноменологическая социология.
  9. Понятие социальной структуры общества. Марксистское учение о классах как основном элементе социальной структуры общества
  10. Основные парадигмы социологии. Парадигма конфликтов
  11. Феноменологическая социология.
  12. § 1. Понятие социальной стратификацииСоотношение социальной стратификации и социальной структуры
  13. § 2. Понятие и структура социальной группыПонятие социальной группы в отечественной науке
  14. § 2. Структура и функции социального институтаСтруктура социального института
  15. Распределение личных доходов и эволюция социальной структуры общества. Диверсификация социального статуса
  16. Тема 3 Социальное пространство и социальная структура
  17. 60. СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА И СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА
  18. Социологические парадигмы