Феномен этнического сознания молодежи.

До недавнего времени мо-лодежную субкультуру, отличающуюся общностью стиля жизни, поведения, групповых стереотипов и самореализации, характеризовала, в первую очередь, генерационная самоидентификация, которая наиболее отчетливо проявлялась в позиции экзистенциального отчуждения и социально-психологической замкну-тости в пределах корпоративной или групповой общности. Поведенческие сте-реотипы, обусловливающие деперсонализацию установок, были, судя по данным серии эмпирических исследований (1981-1900 гг.), наиболее устойчивым индикатором данной возрастной популяции.1
С начала 90-х годов обозначенный тип молодежного сознания и поведения сохранился, главным образом, в младших возрастных группах с низким образовательным цензом, проживающих на периферии. В крупных городах, наряду с типом так называемых «новых русских», с отчетливо выраженным вестер- ни-зированным сознанием, распространился и тип этноцентрист-ски ориентированных молодых людей, пополняющих ряды радикальных партий и движений. В этноконфликтных регионах молодые люди этого типа все активнее включаются в политическую деятельность, нередко представляя собой наибо-лее ревностных адептов национальной идеи в ее искаженном виде, отстаивая ее подчас с оружием в руках.
Среди факторов, обусловливающих негативные этноустановки, следует отметить следующие.
Социум. Кризисное состояние общества, его политических и экономи-ческих структур, разрушение ценностного мира, присущего советскому типу социализации, закономерно привели к распространению социальной аномии и фрустрации во всех социально-возрастных группах населения, но особенно де- зорентровали молодое поколение. Численный рост маргинальных групп населения, в частности, безработных, беженцев и вынужденных переселенцев, спо-собствует усилению социальной агрессии, которая особо акцентуируется именно в юности.
Этничность. Распад СССР и последовавшие вслед за ним геополитические изменения на некогда едином политическом и социокультурном пространстве, радикализация межэтнических конфликтов обострили чувство этнической самоидентификации: на уровне массового сознания самоценностью становится именно этничность как принадлежность к «кровной» групповой общности. Советскую мифологию сменяет национальная, которая успешно используется по-литическими элитами для удержания власти и осуществления властных полномочий. Этноконсолидирующим для нации признаком объявляются не язык и культура, а наличие общего «врага» иной национальности, образ которого настойчиво внедряется в общественное сознание. Молодежь легче других усваивает национальную фразеологию, идентифицируется с ней, что обусловлено возрастными особенностями: именно в юности ведется интенсивный поиск идеалов — однозначных и понятных.
Возраст. Юношескому возрасту присуща установка на образ супермена, владеющего оружием, приемами единоборств, сильного, ловкого, уверенного в себе и своих товарищах.
Стремление к психологической защищенности в кругу единомышленников, к преодолению одиночества, юношеских сомнений в смысле жизни, поиск ясного и четкого лозунга, который «освящал бы» применение силы, приводит молодежь в военизированные формирования экстре-мистского толка, которые в определенном смысле выполняют для нее функцию традиционной «команды»—жестко структурированной референтной группы. Как известно, младшие возрастные группы отличает в большей мере, чем зрелых людей, черно-белое восприятие действительности, бескомпромиссное и однозначное деление на «своих» и «чужих», товарищей и врагов. Но именно это различение лежит в основе этнической комплиментарности, которая в ги-пертрофированном виде и приводит к националистическим установкам.
Характерно, что 43,8% студентов русской национальности, опрошенных по репрезентативной выборке осенью 1990 г. (целевая комплексная программа «Общественное мнение» Гособразования СССР), отметили, что национализм играет положительную роль в жизни народа. В ходе исследования «Межнацио-нальные отношения студенчества СССР», проведенного годом раньше (октябрь-ноябрь 1989 г.) по отдельным регионам страны, от 30 до 62% студентов назвали национальности, к которым они испытывают резкую антипатию. Весной 1992 г. 41,7% учащихся старших классов Петербурга также заявили о своей неприязни к отдельным национальностям.
В ходе репрезентативного городского опроса населения Санкт- Петербурга (осень 1994 г.), посвященного проблемам национального самосознания, выяснилось, что именно возрастной фактор является ведущим в числе субъектных характеристик. Молодежь по сравнению с другими возрастными группами наиболее этноцентрична, в ее среде заметнее распространены стерео-типы этнического негативизма (70,3% молодежи испытывает неприязнь к одной или нескольким национальностям; ср. по всей выборке—48,7%), националистические установки (26,6% молодых людей полагает, что «Россия—это го-сударство русских»; ср. по всей выборке—13,9%).
В функционировании этносов важнейшая роль принадлежит осознанию членами каждого из них своей специфической общности, т. е. этническому са-мосознанию, относящемуся к тому слою обыденного сознания, которое принято называть массовым. Этническое сознание ограничено рамками обыденного опыта, закрепленного в традициях и обычаях, и представляет собой психологическое отражение практической деятельности, образ и стиль жизни, моральные, эстетические и идеологические нормы, закрепленные в коллективном сознании, представление о своей «самости» (этнической принадлежности) в некоторой шкале, соотносящей данный этнос с другими.2
<< | >>
Источник: Под ред. проф. В.Т.Лисовского. Социология молодежи: Учебник Под ред. проф. В.Т.Лисовского .—СПб: Изд-во C. –Петербургского университета,1996. 460 с.. 1996

Еще по теме Феномен этнического сознания молодежи.:

  1. Основные тенденции атноисторического сознания молодежи.
  2. Этническая самоидентификация.
  3. Гражданское сознание.
  4. Этническая и местная политика
  5. Этнические общности
  6. 2. Инфляция как денежный феномен
  7. Феномен скупости
  8. Феномен мотивации
  9. Экономическое сознание.
  10. Мотивы этнического негативизма в молоджной среде.
  11. 1. Понятие и структура политического сознания
  12. Глава I. ДЕМОКРАТИЯ КАК МЕЖФОРМАЦИОННЫЙ ФЕНОМЕН
  13. § 1. Феномен общественного мнения
  14. Организация как феномен
  15. Этнические группы
  16. Сознание
  17. МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ
  18. Основные стимулы сознания
  19. Предмет социологии религиозности молодежи.
  20. Секуляризация как социокультурный феномен