<<
>>

§ 2. Факторы функционирования социальных общностей

Уже из принятого нами определения следует, что социальные общности как общественные структуры «всеохватны», «всепроникающи», универсальны. Их диапазон огромен, поистине это диапазон всего об-

Энциклопедический социолотческии словарь С 480

См: Зборовский ГЕ, Орлов I П. Социология С 37

' Ядов В.А Социолошческое исследование мемодоло! ия, мренрамма, меюды С 17-18

Глава 9. Социальная общность и ее виды 193

щсства. Почему они столь всеобщи и каковы факторы, влияющие на их возникновение, функционирование, трансформацию?

Чтобы ответить на эти два вопроса, необходимо выяснить, когда по-являются социальные общности и с чем связан этот процесс.

Историки, антропологи, этнографы совершенно четко указывают, что социальные общности могут и должны быть рассмотрены прежде всего в историческом плане. С учетом такого подхода выясняется, что первыми социальными общностями были род, племя, семь я. Они возникли на основе двустороннего единства. С одной стороны, это были кровнородственные общности, с другой — они отличались единством совместной производственной деятельности. То и другое переплеталось настолько тесно, что говорить о ведущем признаке, о доминантной основе первых социальных общностей достаточно трудно. Одно очевидно — и кровнородственное, и дсятельностное начала имели объективный характер.

Исторически первые формы социальной общности были единственной возможностью существования и развития человека. В них возникали те формы совместной деятельности и общественных отношений, которые способствовали реализации основных жизнеобеспечивающих функций. Крайне ограниченные физические и интеллектуальные возмолсности человека могли быть многократно усилены лишь в условиях социальных общностей. Их консолидирующий потенциал оказался весьма значительным — по крайней мере для того, чтобы человек выживал и развивался.

По мере перехода общества о г примитивного к более развитому состоянию, связанному с появлением новых форм отношений между людьми, экономической и хозяйственной жизни, государства и т.д., одни социальные общности отмирают (род, племя), другие претерпевают существенные изменения (семья), третьи возникают вновь (классы, социальные группы, этнические общности). В результате развития разделения труда появляются принципиально новые социальные общности — трудовые коллективы, профессиональные сообщества (группы).

Важной особенностью социальной общности является факт осознания единства собственных интересов на основе сближающих жизнь ее членов условий. Социальная общность часто начинается с противопоставления «мы — они». Что же формирует единство социальной общности и осознание ее членами принадлежности к ней? Конечно, наличие общих (схожих, близких, единых) целей, задач, интерес о в. Но это — скрытые, латентные, факторы.

Есть и явные, открытые. К ним относятся социальные нормы (прежде всего правовые и моральные), которые обязательны для всеобщего соблюдения и выполнения. Индивид, не делающий этого (по

194

Раздел III. Общество и его структура

самым разным причинам), противопоставляет себя социальной общности и в конечном счете может добиться того, что она провозгласит его по отношению к себе «персоной нон грата». История знает многочисленные случаи изгнания общностью того или иного члена из «своих рядов» за нарушения принятых в ней норм и правил поведения.

Среди явных факторов формирования и поддержания единства социальной общности выделяется соблюдение обычаев и традиций, принятых и существующих в ней. Обычай — это стереотипный способ поведения, который передается из поколения в поколение, постоянно воснроизводится в социальной общности, является привычным для ее членов и выступает как форма социальной регуляции их поведения.

Обычай играл важнейшую роль в исторически первых формах социальной общности, когда он выступал как основной регулятор деятельности и отношений в ней.

Он не только регламентировал поведение членов общности, но и часто являлся одним из основных факторов ее сплочения, единения. Через обычаи люди воспринимали накопленный предшествующими поколениями социальный и культурный опыт, приобщались к нему, тем более что число обычаев даже в примитивных общностях, по данным антропологов и этнографов, исчислялось тысячами. Следовательно, обычаи выполняли функцию социализации. Не менее важной была такая функция обычаев в социальной общности, как социальный контроль.

Однако по мере совершенствования общества, особенно в условиях его перехода к капитализму, власть обычаев подрывалась, уступая место прежде всего влиянию социальных институтов, правовых и моральных норм поведения. Это приводило и приводит к значительным изменениям в структуре, функциях, направленности, характере социальных общностей. Сегодня в развитых странах обычаи сохранили свое значение лишь в сферах быта, обрядности, нравов.

Говоря о традициях как факторе функционирования социальной общности, нужно иметь в виду, что они близки к обычаям и даже часто используются в качестве их синонима. Однако традиции шире обычаев по сферам их проникновения, поскольку последние функционируют не во всех областях социальной жизни. Традиции имеют место и в экономике, и в политике, и в праве, тогда как обычаи в этих сферах деятельности в наше время встречаются крайне редко.

В современных условиях функционирования социальных общностей в развитых странах важным фактором этого процесса являются социальные институты. Они регламентируют процесс создания новых социальных общностей, создают условия для их жизнеде-

Глава 9. Социальная общность и ее виды

195

ятельности, осуществляют функции социального контроля за ней. При этом социальные институты руководствуются не только (и не столько) интересами конкретной общности, сколько человека, который с ней так или иначе взаимодействует либо испытывает на себе ее влияние. Это тем более важно, что социальная общность может создаваться с целью защиты окружающей среды или борьбы против распространения ядерного оружия, а может иметь националистический или даже фашистский характер.

Социальные институты становятся одним из основных факторов развития социальной общности вследствие того, что они являются устойчивой формой организации общественной жизни и совместной деятельности людей. Любой социальный институт располагает набором целесообразно ориентируемых и нормативно регулируемых стандартов поведения не только индивидов, но и социальных групп и социальных общностей. Благодаря этим стандартам и нормам обеспечивается возможность удовлетворять основные потребности и интересы социальных общностей в рамках их статуса, интегрировать деятельность людей, включенных (либо включающихся) в них.

Очевидно, что социальные институты имеют отношение ко многим самым разным социальным общностям. Рассмотрим их виды.

<< | >>
Источник: Зборовский Г.Е.. Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Гардарики,2004. - 592 с.. 2004

Еще по теме § 2. Факторы функционирования социальных общностей:

  1. § 3. Социальная общность как феномен. Разновидности общностей
  2. Понятие социальной общности и ее разновидности.Характерные черты массовых общностей
  3. § 2. Общество как социальная общностьВзаимосвязь социальных общностей
  4. Социальная общность
  5. Глава 12Специфика современного российского обществакак социальной общности и социальной системы
  6. Социальные группы — основная форма социальных общностей.Виды социальных групп
  7. Социальные общности
  8. § 3. Виды социальных общностей
  9. 24. СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ И ГРУППЫ
  10. Социально-территориальные и демографические общности
  11. Социальные группы и общности