<<
>>

Этнические общности.Основные черты и этапы формирования русской нации

Видное место в общественной жизни занимают этнические общности — этнос, которые могут быть представлены различными социальными образованиями: племенем, народностью, нацией. Этнос — это исторически сложившаяся на определенной территории, устойчивая совокупность людей, обладающая общими чертами и стабильными особен-ностями культуры и психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием).
Внешней формой выражения этноса является этноним — самоназвание (русские, немцы и т. д.). Естественной предпосылкой формирования того или иного этноса является общность территории, поскольку именно она создает условия для тесного общения и объединения людей. Но впоследствии, когда этнос сформировался, этот признак приобретает второстепенное значение и может совсем отсутствовать. Например, еврейский этнос в условиях диаспоры (рассеяния) сохраняет свою идентичность по всему земному шару, хотя долгое время, до создания в 1948 г. государства Израиль, он не имел единой территории.
Другим важным условием формирования этноса является общность языка. Но и этот признак этноса не имеет абсолютного значения. Так, например, в США американский этнос, прежде всего, складывался в ходе развития хозяйственных, политических и других связей. Общность языка явилась результатом этого процесса. Наибольшее влияние в этнической общности имеет единство таких компонентов духовной культуры, как ценности, нормы и образцы поведения, а также связанные с ними социально-психологические характеристики сознания и поведения людей.
Значительную роль в формировании этнической общности играет совпадение с другими видами общностей: расовой, религиозной и т. д. Примером расовой этнической общности можно назвать негроидный этнос. Исследования социологов показывают, что негры Аф-рики и США осознают себя как единая общность. Религия же как комплексное социокультурное и духовное образование оказывает огромное влияние на формирование всех этносов. Более того, она может служить главным системообразующим признаком в формировании определенного типа этносов — этноконфессиональных образований. Ярким примером таких этносов являются католики и протестанты Северной Ирландии, мусульмане Боснии и Герцеговины и т. д.
Интегративным же показателем сформировавшейся этнической общности служит этническое самосознание — чувство принад-лежности к определенному этносу. Видную роль в этническом само-сознании играет представление об общности происхождения и исто-рических судьбах входящих в этнос людей, опирающееся на общие генеалогические предания (в сказках, былинах, песнях), участие в исторических событиях (особенно в борьбе против иноземных врагов), на связь с «родной землей», с «родным языком».
Сформировавшийся этнос функционирует как целостный со-циальный организм и постепенно воспроизводится путем внутренних браков и через систему социализации. Для более устойчивого существования этнос стремится к созданию своей социально-террито- риальной организации племенного или государственного типа. С течением времени отдельные части сформировавшегося этноса могут быть разделены политико-государственными границами. Но и в этих условиях они могут сохранять этническую идентичность.
Например, сейчас, после распада СССР, существуют отдельно Россия, Украина, Белоруссия, но русские, украинцы и белорусы принадлежат к одному русскому этносу.
Русский этнос формируется на базе славянского этноса. Посылкой его формирования служит территория Северного Причерноморья, куда в результате миграции переселилась значительная часть славянских племен. Формирование русского этноса подчиня-ется всем вышеописанным закономерностям.
Как отмечалось ранее, важнейшим элементом формирования и функционирования любого этноса является такой элемент духовной культуры, как мировоззренческий, включающий в себя мифологические и религиозные представления. В этих представлениях происходило единение природного и духовного начала, природного и духов-но-нравственного мира человека. Мировоззрение русского этноса начало складываться на основе языческих верований славян, которые нашли свое отражение в мифах, сказаниях, былинах в догосударст- венный период его существования. Наиболее значительным в языческих верованиях древних славян был культ бога Рода, олицетворяющего начало жизни, продолжение рода. Род в этих верованиях представлялся в качестве вселенского божества, носящего космический характер. Наряду с Родом древние славяне выделяли три сферы: небесную, земную и подземную. Небесная сфера была представлена Даждь-богом — божеством света, солнца, подателем благ, родона-чальником русских людей, а также Перуном — богом грозы и молнии, покровителем волков. Земная сфера включала Мокошь — мать урожая, хозяйку «рога изобилия», и Ладу — покровительницу весенней, пробуждающей силы. Подземный мир, в котором покоятся предки, представлен богом Белесом. Верования древних славян воплощались в обрядах, праздниках и т. д.
Коренной сдвиг в формировании русского этноса произо-шел в середине IX в. С этого времени начинает формироваться, считают исследователи, высшая форма русского этноса — русская пация. Оригинальную концепцию основных черт и условий формирования русской нации предложил П. А. Сорокин. Соглас-но Сорокину, нация является многообразной (многофункцио-нальной) солидарной, организованной, полузакрытой социаль- покультурной группой, по крайней мере, отчасти осознающей факт своего существования и развития. Эта группа состоит из индивидов, которые: 1) являются гражданами одного государства; 2) имеют общий или похожий язык и общую совокупность культурных ценностей, происходящих из общей прошлой истории этих индивидов и их предшественников; 3) занимают общую территорию, на которой живут они или жили их предки. П. А. Сорокин подчеркивает, что сами по себе государственные, языковые, культурные и территориальные общности еще не дают нации. Только тогда, когда группа индивидов принадлежит к единому государству, связана общим языком и территорией, она действительно образует нацию.
Русская нация в указанном смысле возникла как нация с момента образования Русского государства в середине IX в. Совокупность основных черт русской нации включает ее сравнительно длительное существование, огромную жизнеспособность, замечательное упорство, выдающуюся готовность ее представителей идти на жертвы, а также необычайное территориальное, демографическое, политическое, социальное и культурное развитие в течение ее исторической жизни.
Огромное влияние на формирование русской нации оказало принятие в конце X века православия в качестве государственной религии Киевской Руси (знаменитое крещение на Днепре в 988 г. князем Владимиром своих подданных). По мнению П. А. Сорокина, основные черты русского сознания и все компоненты русской культуры и социальной организации представляли собой идеологическое, поведенческое и материальное воплощение установок православия с конца IX до XVIII века. Позднее на формирование русской нации начали оказывать влияние различные моменты светской сферы жизни, в том числе и западной культуры.
Основополагающей идеей национальной духовности русской нации на протяжении многих веков ее существования была идея еди-нения русских земель. Первоначально эта идея рассматривалась как идея возвышения национально-государственного начала, преодоления феодальной раздробленности. Эта идея слилась с идеей противоборства иноземным захватчикам, татаро-монгольским завоевателям, ослаблявшим экономику, торговлю, разоряющим русские города и села, уводившим в неволю родных и близких, оскорбляющих нравственное достоинство русских людей. Позднее развитие духовно-нравст- венных основ русской нации тесно связано с собиранием русских земель вокруг Москвы, преодолением зависимости от ига Золотой Орды, формированием могучего самостоятельного государства.
История свидетельствует, что становление и развитие русской нации не было гладким. Случались подъемы и падения. В родной истории были периоды, когда она на время утрачивала свою го-сударственную самостоятельность (татаро-монгольское завоевание), переживала глубокий духовно-нравственный кризис, падение нравов, всеобщий разброд и шатание (как в «Смутное время» XVI в. или период революции и гражданской войны начала XX в.). Но все же русская нация находила в себе силы преодолеть эти трудности и выйти из них с честью. Имеющая более чем тысячелетнюю историю нация сохраняет высокий потенциал для своего развития.
тема 7
<< | >>
Источник: Радугин М, Радугин К.А. . Социология: курс лекций.— 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Центр, 1999- 160 е.. 1999 {original}

Еще по теме Этнические общности.Основные черты и этапы формирования русской нации:

  1. Нации как политические общности
  2. Нации как культурные общности
  3. Этнические общности
  4. Понятие социальной общности и ее разновидности.Характерные черты массовых общностей
  5. 2. Основные этапы и характерные черты современного гражданского общества
  6. 26. СОЦИАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ
  7. § 2. Национальные (этнические) общности
  8. Новые этнические общности.
  9. Формирование английской нации.
  10. Глава 8СОЦИАЛЬНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ (ЭТНИЧЕСКИЕ) ОБЩНОСТИ
  11. 6) Особенности, формирования социальной структуры восточных обществ: традиционные и современные черты
  12. 3. ФОРМИРОВАНИЕ РЕВОЛЮЦИОННО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ РУССКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ
  13. Основные черты хозяйственной организации.
  14. Средства и этапы формирования общественного мнения
  15. Основные черты послевоенной жизни.
  16. § 3. Социальная общность как феномен. Разновидности общностей
  17. Основные черты социальной организации
  18. Каковы основные черты совершенной конкуренции?