<<
>>

§ 4. Динамика культуры


Ни одна культура не является статичным образованием — в ней все всегда находится в движении, вся она — постоянно длящийся бесконечный поток событий и процессов. Опреде лить культурную динамику на каком-то отрезке времени значит выделить в той или иной ее области такие изменения, которые приобрели упорядоченный, векторный характер, с присущими им общими темпо-ритмическими качествами, содержательной опре деленностью и сходной направленностью основных тенденций.
Ниже рассмотрим исторические типы культурной динамики, проанализируем те факторы, которые ее определяют, а также выделим ее разновидности (формы).
Типы культурной динамики на разных этапах исторического и социального развития. Раскроем сущность исторических стадий культурной эволюции человечества. Одной из наиболее широко используемых характеристик эволюции культуры выступает пе-риодизация исторического развития: культура первобытного об щества, культура Древнего мира, культура Средних веков, культура Нового времени. В основе данной исторической шкалы заложено представление о развитии той или иной культуры как о линейно-поступательном движении от простого к сложному (эталоном сложного мыслилась культура западноевропейского типа), которое предложили в XIX в. эволюционисты.
В соответствии с этим представлением выделяется несколь ко стадий и модификаций культурной практики разных наро дов: культура архаического типа (как правило, это бесписьмен ные культуры), культура традиционного типа, культура совре менного типа. В свою очередь традиционные и современные культуры дополнительно членятся в зависимости от ведущих форм хозяйственных занятий и степени развития экономики.

Среди традиционных культур известны землепашенная, ското водческая кочевая или полукочевая, скотоводческая оседлая культуры. Все эти разновидности объединяются под названием культуры доиндустриального общества. В культуре современного типа выделяются следующие стадии: культура индустриального и культура постиндустриального общества .
Выделение указанных исторических типов человеческой культуры помогает понять особенности общественной эволю ции человека. Так, каждому типу и стадии соответствуют соб ственные разновидности хозяйствования; формы социальной регуляции и коммуникативных связей, а также виды и глубина духовного освоения мира. Выделение указанных типов культур ных изменений заключает в себе единое понимание истори-ческого времени, что важно как в изучении диахронного (т. е. последовательного развития от эпохи к эпохе) среза культур, так и синхронных (т. е. существующих одновременно) аспектов культурною развития полиэтнических сообществ.
В современном мире сосуществуют различные типы культур ной динамики, т. с. оказывается возможным синхронное суще ствование исторически разнотипных культур. В современной российской культуре, например, одновременно развиваются эт нические культуры, сохраняющие черты архаики (малочислен ные народности Севера), народы с традиционной культурой (ряд коренных этносов Сибири и Дальнего Востока, Северного Кавказа); наряду с этим развиваются центры урбанизированно- индустриального типа, в некоторых случаях приобретающие черты постиндустриальной культуры (столичные агломерации и города Поволжья, Южного Урала, Сибири).
Подобная разно типность культурной динамики российских народов наклады вает серьезный отпечаток на социальные процессы в нашей стране.
Факторы культурных изменений. Под факторами культурных изменений понимаются те движущие силы, источники и усло вия их реализации, которые лежат в основе данных изменений. Их длительное взаимодействие между собой создает эффект исторической самоорганизации культуры. В определенных усло виях действие тех или иных факторов выходит на первый план, что в рамках научного анализа рассматривается как при-
чина конкретных изменений и сдвигов. Ниже выделим типы факторов, лежащих в основе культурных изменений.
Природно-ресурсныв факторы связаны с наличием или исто щением необходимых для общества ресурсов окружающей сре ды. Речь идет о тесной связи между природными ресурсами, климатом с такими областями культуры, как хозяйственные занятия, развитие орудий труда, образ жизни населения в це лом. Нарушение равновесия между природно-ресурсной средой и указанными областями неизбежно сопровождается транс формациями внутри культуры.
Фактор пространственного размещения культурных форм свя зан с тем, что более плотное их размещение на территории (на пример, в городах), насыщенность культурных признаков в исто рических центрах предполагают интенсивные изменения в обще стве. Периферия культурного ареала связана с разреженностью культурных форм, с относительно слабым освоением террито рии, что вызывает замедленный темп социального развития в сравнении с центральными и урбанизированными регионами.
Фактор взаимодействия разных культур порождает диффузию достижений одного культурного сообщества в другое. При этом процессы взаимодействия культур не следует упрощать — они осуществляются через сложные механизмы освоения одних дос тижений и отталкивание других, через уничтожение традиций и созидание новых культурных форм, что может порождать конф ликтное напряжение социальных сил как в культуре, трансли рующей свои достижения, так и в принимающей культуре.
Фактор социальных институтов и отношений динамизирует одни культурные изменения и тормозит другие. Действие этого фактора проявлется в таких разнообразных социальных явлени ях и процессах, как неравновесность стратификационного деле ния; смена поколений; социальные столкновения и революции, общественные движения, выступающие за что-то или против чего-то; социальная политика, поддерживающая активность од них социальных групп, нейтральная по отношению к другим группам и репрессивная по отношению к третьим, и т. п.
Духовно-идейный фактор включает в себя идеи, ценности, целостные программы культурной активности. В наше время ни один исследователь не рискнет трактовать действие данного фактора в том смысле, будто «идеи правят миром». Часто ду ховные изменения происходят вслед за инновациями в мате-
риально-технических областях практики. Но ссть немало свиде тельств того, что духовные регулятивные программы определя ли развитие важных сторон жизнедеятельности людей на про тяжении длительных "периодов времени, подчиняя себе прак тические сферы. Речь идет о мощных по силе воздействия религиозных программах действия (например, комплекс идей буддизма, зороастризма, христианства, ислама); о политичес ких идеологиях (либеральная идеология, марксизм), о фило- софско-нравственных идеях (конфуцианство в странах Дальне го Востока, философия Просвещения или модерна в Западной Европе).
Социальная значимость фактора рационального исследования и управления приобрела особую очевидность в современных ус ловиях на фоне возрастания роли научной деятельности, ин формационных сетей, а также социальной политики, которую осуществляют органы власти, производственный менеджмент. Ярким проявлением действия данного фактора можно считать политику целенаправленной модернизации экономических и политических отношений, осуществляемую государством. Вме сте с тем ошибочно переоценивать результативность данного фактора в целостных изменениях культуры. Управленческое ре гулирование в состоянии оптимизировать и корректировать лишь некоторые аспекты целостных изменений в культуре. Даже союз науки и управленческой деятельности не в состоя нии осуществить целостное регулирование культурной дина мики, которая развивается в режиме самоорганизации.
Формы культурной динамики. Рассмотрим различные формы культурной динамики, которые отличаются друг от друга на правленностью культурных изменений, их содержанием, ин-тенсивностью, результатами. Так, еще в древности философы говорили об изменениях по кругу, кбгда развитие какого-либо общественного организма, культурного явления, пройдя через определенные циклы, завершается первоначальным состояни ем. Ныне сходные изменения чаще называются циклическими, или волновыми, когда культурная практика проходит разные стадии, фазы и циклы своего развития. При этом представле-ние о круге не всегда оказывается правомерным, если предста вить его разомкнутым, не обозначив начало и конец волновых изменений (см. об этом подробнее гл. 16).

Тс изменения, которые развиваются в нарастающем режи ме с аккумулированием целесообразных, с социальной точки зрения, культурных качеств, носят название прогрессивные из менения. Им противоположны регрессивные изменения, свиде-тельствующие о затухании, уменьшении целесообразных ка честв культуры и о разрастании кризисных признаков, о на ступлении хаоса.
В качестве варианта циклического развития исследователи выделяют инверсионное развитие, которое реализуется в форме маятниковых колебаний культурных перемен (туда-обратно, например, от традиционного состояния к социальным преоб разованиям, от преобразований — к восстановлению ряда ут раченных культурных форм).
Культурный застои характеризуется как состояние длитель ной неизменности, повторяемости культурных норм, ценнос тей, смыслов. Вместе с тем застой следует отличать от наличия в любой культуре устойчивых традиций и обычаев. Застой на ступает тогда, когда традиции доминируют над инновациями, подавляя их и снижая адаптационный потенциал культуры.
В противоположность застою период культурного взрыва ха рактеризуется многообразными, быстрыми изменениями, ре-зультаты которых трудно прогнозировать. Для периода взрыва характерны неустойчивые социокультурные процессы, быстрая смена событий, втягивание в активные действия самых разных социальных сил и субъектов деятельности. Каждый момент взрыва приобретает свой набор равновероятностных возможнос тей перехода культуры в следующие состояния, за пределами которых находятся заведомо невозможные трансформации .
Нередко бывает весьма сложно определить характер и на-правленность культурной динамики. В этом случае для уясне ния смысла происходящих перемен требуется определенный временной период, когда результаты культурного развития той или иной области социальной практики приобретают очевид ные последствия для общества. Если изменения в конечном итоге ведут к обогащению и дифференциации культуры в це лом, то они рассматриваются как позитивные и необходимые.
Вместе с тем обогащение культуры в целом может озна чать упадок или деградацию ее отдельных частей. Так, утвер-
ждение более сложных и развитых мировых конфессий, ди намизирующих культуру многих народов, сопровождалось подрывом и исчезновением языческих форм их прежней ре лигиозной практики; распространение универсальных норм городской культуры, как правило, означает деградацию про винциальной культуры.
Особо следует выделить состояние культурного кризиса, для которого характерно нарастание хаотических тенденций, уве-личение противоречий и разрыва между традициями и иннова циями в той или иной области социальной практики . Порой кризис перерастает в культурную катастрофу, когда прежнее функционирование той или иной области практики или всей культуры становится невозможным. В случае катастрофы куль турная преемственность прерывается, культурная деятельность или субкультура исчезает. После 1917 г. в России целые куль турные пространства оказались в состоянии кризиса или катас трофы. Так, культурная катастрофа постигла такие субкульту ры, как купеческая, дворянская. Заметно деградировала и об ласть религиозной практики — православия, ислама и др. Вместе с тем мировой опыт включает в себя случаи катастро фического исчезновения целых культур, что обычно бывает связано с военным завоеванием территории и растворением культуры аборигенов в культуре завоевателей.
Многообразие форм культурных изменений позволяет ви деть, что культурная динамика складывается в результате дей-ствия разнонаправленных, порой до противоположного векто ра, процессов и тенденций. Чтобы верно оценить характер из менений в конкретных условиях времени в той или иной области культурной практики, необходимо точно определить наблюдаемые и скрытые качества, которые свидетельствуют о важнейших динамических тенденциях. Например, судить о кри зисных явлениях в религиозной практике можно в том случае, если в церковной иерархии обозначается идейный раскол, если в обществе происходит падение социального авторитета церкви и, напротив, расширяются масштабы нарушения религиозных обрядов, чаще появляется критика религиозных догматов и др. Расцвет искусства определяется расширением масштабов худо- жествснно-творческой деятельности; повышением ее влияния
на общественное сознание; появлением общепризнанных та лантов и выдающихся произведений искусства и т. п.
Подчеркнем, что ярко выраженные характеристики, кото рые можно проранжировать по типу «больше-меньше», «чаще- реже», весьма важны для оценки культурной динамики. Но не о всех тенденциях в культуре можно судить на основе количе ственных данных. Не менее важным оказывается качественный анализ, который связан со способностью исследователя подхо дить к новым тенденциям в культуре с точки зрения самих но сителей культуры (применительно к современности это пред полагает длительное проживание исследователя в данном со обществе), с умением на основе незначительных сдвигов социальной обстановки и перемен в духовной атмосфере ухва тить глубинную сущность происходящего.
<< | >>
Источник: Г. В. Осипов. Социология. Основы общей теории. 2003

Еще по теме § 4. Динамика культуры:

  1. ТЕМА 8. Историческая динамика культуры: особенности культуры традиционных и современных обществ.
  2. 24 КУЛЬТУРА ПОТРЕБЛЕНИЯ, ЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ, ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ
  3. Тема 2. Проблема культуры в творчестве Георга Зиммеля, Макса Вебера и Карла Мангейма. Георг Зиммель о сущности, динамике и кризисе культуры
  4. § 1. Понятие культуры. Культура как базис обществаО разных ПОНЯТИЯХ культуры
  5. 4.6.6. Русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру
  6. 30. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ. ВИДЫ И ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ
  7. § 3. Культура и общество: социальные свойства и функции культуры
  8. Взаимодействие культуры организации и национальной культуры
  9. Взаимодействие культуры и экономики.Социальные функции культуры
  10. 9.2.3. Услуги в сфере культуры, искусства, образования, физической культуры, туризма, отдыха и спорта
  11. 3.3.2.3. Услуги в сфере культуры, искусства, образования физической культуры, туризма, отдыха и спорта
  12. Сущность культуры. Культура и человеческая природа
  13. 28. Какова культура Возрождения в Италии, (ее важнейшие достижения в области культуры и искусства)?