<<
>>

68Проблема определения религии вне социологии

За пределами социологии находятся такие определения, основу которых состав ляет понятие религиозного опыта как опыта соприкосновения с "иным миром". Эти определения религии характерны прежде всего для экзистенциалистских вариантов христианской теологии.

Так, П. Тиллих видит основу религии в стремлении человека к единению с "предельной реальностью", в захваченности силой этой "основы бытия", которая трансцендирует все конечное и противостоит "силе небытия", силам разруше ния и смерти. В еврейско-христианской традиции религия - это личная встреча с "Бо гом суда и прощения". На самом деле религиозный опыт, по мнению Тиллиха, трудно выразить в адекватных символах; вера - это понятие и в то же время - реальность, кото рую трудно ухватить и описать. Предложенное Тиллихом определение религии откры вает возможность теологического осмысления социальной ситуации, но остается в рам ках феномена "религия", который социология должна интерпретировать, включив в систему социального действия.

Начиная с 3.

Фрейда, психология начинает иначе интерпретировать религиоз ный опыт и понимание религии. Фрейд обнаруживает источник религии, обращаясь к влечениям, желаниям личности: подавление мощных природных инстинктов социаль ными нормами порождает религию - иллюзорное исполнение древнейших, сильней ших, навязчивых желаний человека, остающихся неудовлетворенными и вытесняемых в сферу бессознательного. Религия - способ защиты индивида от враждебного ему со циального начала, подавляющего его природные инстинкты. Религия представляется здесь в целом в рамках научного дискурса, в качестве социального по своему существу феномена. За пределами социологии оказываются все чисто описательные истолкова ния религии, которые под предлогом освобождения от "метафизики" предписывают воздержание от каких-либо суждений о реальности, представленной в религиозном опыте.

Феноменологи чаще всего сводят свою работу к описанию и классификации ре лигиозных феноменов. Феноменология не хочет быть спекулятивной "метафизикой".

Она предписывает воздержание от суждений о реальности, стоящей за описываемыми явлениями. Эти явления даны феноменологу сами по себе, он имеет дело с религией

как системой этих объектов, он не решает вопроса, стоит ли за ними " что-то другое". Если между шаманизмом и христианством, например, можно обнаружить общее, то этим об-

щим является "опыт священного". М. Элиаде формулирует это следующим об разом: "Очень жаль, что у нас нет более точного слова, чем "религия ", для обозначения опыта священного. Разве не странно обозначать одним и тем же словом опыт Ближнего Востока, иудаизма, христианства, ислама, буддизма, конфуцианства и так называемых примитивных народов? Но искать новый термин поздно, и мы можем использовать по нятие "религия ", если будем помнить, что оно не обязательно предполагает веру в бо га, богов или духов, но означает опыт священного и, следовательно, связано с идеями существования, значения и истины"1.

Трудности определения религии столь значительны, что вынуждают многих ис следователей вообще отказаться от попытки дать ее единое определение и остановиться на выявлении ее общих характеристик, дающих возможность отличить религию от дру гих социальных и психологических феноменов. Однако научное исследование не мо жет довольствоваться простым перечнем характеристик религии, не связанных прин ципом, конструирующим ее как социальное образование.

<< | >>
Источник: Гараджа В. И.. Социология религии. 2005

Еще по теме 68Проблема определения религии вне социологии:

  1. Гараджа В. И.. Социология религии, 2005
  2. Социология религии и религиеведение
  3. Предмет социологии религии
  4. Глава 7. Социология религии
  5. Социология религии в России
  6. Задачи социологии религии
  7. Возникновение и развитие социологии религии
  8. 29Методы социологии религии
  9. Подходы к определению предмета социологии в отечественной социологии
  10. Функциональный подход: определение религии Э. Дюркгейма.
  11. Антиномичность подходов к определению религии
  12. ГЛАВА I.СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ КАК НАУЧНАЯДИСЦИПЛИНА
  13. Глава II. Определение религии
  14. Определения предмета социологии
  15. Определение экономической социологии