<<
>>

1. «Социальные факты нужно рассматривать как вещи».

Это утверждение с первого взгляда шокирует. Однако своим утверждением Дюркгейм стремился подчеркнуть, что социальные явления должны изучаться так же тщательно, непредвзято, скрупулезно, как и природные явления в естественных науках, —- ведь никому не придет в голову судить о силе тока, его мощности лишь на основе интуитивных прозрений.
Вещь, по Э.
Дюркгейму, — это «всякий объект познания, который сам по себе непроницаем для ума». Для его однозначного толкования недостаточно только мысленного анализа — этим достигается лишь предположительное, неточное знание. Для получения достоверного знания «уму необходимо выйти за пределы самого себя, путем наблюдений и экспериментов последовательно переходя от наиболее внешних и непосредственно доступных признаков к менее видимым и более глубоким»*.
Э. Дюркгейм утвердил в социологии уважение к факту, эмпирической проверяемости, доказательности. Он продолжил традицию, стремясь еще в большей степени утвердить статус социологии как особой позитивистской науки об обществе, которая должна доказать свое сходство с естествознанием. Вследствие этого происходит отделение объекта исследования от познающего субъекта; первое есть некая «внешняя», сторонняя, только наблюдаемая вещь. По-знавать явление необходимо без всяких предубеждений, и лишь то, что ясно наблюдаемо и интерпретируемо, — прежде всего последствия действий т.е. функции.
2. Второй важный тезис Э. Дюркгейма безусловно также вошел в сокровищницу социологической науки: «Социальные факты долж ны объясняться другими социальными фактами». Это утверждение в узком смысле слова означает, что социальные факты преимуще ственно должны быть объяснены не биологическими, географи ческими и тому подобными обстоятельствами, условиями, а в пер вую очередь социальными: характером взаимодействия людей, «пра вилами игры», ценностями, которыми они руководствуются в кон кретной ситуации.
* Дюркгейм Э О разделении общественного труда. Метод социологии. — М., 1991, с 395.
23
Не менее, а может быть, еще более важен широкий смысл этого утверждения: социальные факты должны объясняться другими социальными фактами, а не абстрактными построениями мысли. Именно доказательство с помощью фактов является, с точки зрения Дюркгейма, рациональным, ясно и четко понимаемым доказательством.
Подчеркнем особую роль Макса Вебера (1864—1920) в становлении и развитии метода социологии. Стремление получить знание о социальных явлениях, близкое по своей достоверности, факту-альной обоснованности к знанию, добываемому в естественных науках, т.е. создать и развить позитивную науку об обществе, с самого начала наталкивается на препятствия, вызванные, во-первых, спецификой социальных явлений, а во-вторых, спецификой социального знания, которое ввиду своей «завязанности» на интересы отягощено идеологическими предпочтениями исследователя как реального субъекта.
Итак, в чем специфика социальных явлений, следует ли и можно ли исследовать их так же, как естественные явления, природу? То, что социолог должен в своих теоретических построениях опираться на факты, — и для Вебера является бесспорным, так же как и то, что мы имеем дело с особой реальностью, которая живет по своим законам, а потому социальные факты должны объясняться прежде всего социальными причинами, фактами. Но реальность людей, или социальная реальность, решительно отличается от природы тем, что свои действия субъекты наполняют смыслом. Поэтому о действиях людей нельзя судить лишь по их внешне наблюдаемым последствиям, которые могут иметь десятки интерпретаций, если не понять мотивы этих действий. Следовательно, учитывая мотивированность как специфику социальных явлений, анализ смысла действий, их понимание и становится важнейшей первоосновой социологической интерпретации социальных явлений.
М. Вебер достаточно ясно сформулировал и некоторые положения (подчас интуитивно используемые и ранее в социальной науке), наметил основные принципы, позволившие социологии хотя бы приблизиться к идеологической нейтральности.
Марксистско-ленинская теория открыто заявляла о своей приверженности интересам рабочего класса; русская философия осмысляла себя как особую систему теоретического обоснования ценностей православной культуры. Могут ли социологические идеи, теории быть одинаково приемлемыми для всех людей независимо от их классовой, национально-культурной, социальной принадлежности? Возможно ли в принципе идеологически нейтральное соци-
24
ологическое знание, каковы основные логико-познавательные процедуры, которые способствовали бы нейтрализации личной идеологической позиции социолога?
Для того чтобы реализовать стремление социологии к идеологической нейтральности, Вебер принял за точку отсчета идею философов-современников (в частности, В. Дильтея и Г. Риккерта) о разделении наук о природе и наук о культуре (обществе). Последние имеют дело с такими явлениями, которые не могут быть поняты без тех мотивов, переживаний, которые вкладывают люди в свои действия. Но означает ли это, что исследователь должен сам стать на позиции действующих лиц, полностью проникнуться этими идеями, чтобы анализировать их (как думал В. Дильтей)? По М. Веберу (и он это блестяще подтвердил своими социологическими исследованиями), это вовсе не так. В своих работах о методе социологии Вебер утверждает необходимость разграничения двух познавательных актов — оценки (утверждения ценности) и отнесения к ценности. Именно последним и должен заниматься социолог, анализируя какое-либо явление.
<< | >>
Источник: Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева. Общая социология: Учебное пособие Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева . — М.: ИНФРА-М,2000. — 654 с. — (Серия «Высшее образование»).. 2000

Еще по теме 1. «Социальные факты нужно рассматривать как вещи».:

  1. Социальные факты
  2. КАК НУЖНО ПРИКАЗЫВАТЬ.
  3. 16.3. Как нужно ставить себе цели
  4. ДЛЯ ЧЕГО И КАК НУЖНО «РАЗГОНЯТЬ» СВОЙ МОЗГ
  5. Нужно ли вспоминать о прошлом? Жизнь как единое мгновение
  6. Вы поняли, ЧТО вам нужно делать. Теперь важно понять, КАК?
  7. В бизнесе нужно думать не о конкурентах, а о Клиенте. Однако о конкурентах нужно помнить.
  8. 36. Понятие вещи
  9. 43. Понятие и виды прав на чужие вещи (iure in aliena)
  10. 18. СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ КАК ПЕРВИЧНЫЙ ЭЛЕМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ
  11. Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах
  12. 21. СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ КАК ДИНАМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА