Социальные нормы

Нормы — первое оружие власти. Контроль за их исполнением — второе. Контроль складывается из системы наказаний (санкций) и реальных действий (например, увольнение или взятие под стражу).

Нормы — суть некие идеальные образцы (шабло­ны), предписывающие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях. Они различаются масштабом. Нормы первого типа возникают и существуют только в малых группах (мо­лодежных тусовках, компании друзей, семье, рабочих бригадах, спортивных командах). Они называются групповыми привычками.

Например, уже упоминавшийся нами американс­кий ученый Э. Мэйо выявил — в процессе проведения Хоторнских экспериментов — нормы, которые приме­няли по отношению к новичкам, принятым в производ­ственную бригаду, старшие товарищи:

♦ не держись со «своими» официально;

♦ не говори начальству того, что может навредить другим членам группы;

♦ не общайся с начальством чаще, чем со «своими»;

♦ не изготавливай изделий больше, чем твои товарищи.

Нормы второго типа возникают и существуют в боль­ших группах или в обществе в целом. Они называются общими правилами. Здесь речь идет об обычаях, тради­циях, нравах, законах, этикете, манерах поведении. Лю­бой социальной группе присущи свои манеры, обычаи, этикет. Есть светский этикет, есть манеры поведения мо­лодежи. Есть общенациональные традиции и нравы.

Все социальные нормы можно классифицировать в зависимости от того, насколько строго соблюдается их исполнение:

4

♦ за нарушение одних норм следует мягкое наказа­ние — неодобрение, ухмылка, недоброжелатель­ный взгляд;

♦ за нарушение других — жесткие санкции — тю­ремное заключение и даже смертная казнь.

Определенная степень неподчинения нормам суще­ствует в любом обществе и в любой группе. Нарушения

дворцового этикета, ритуала дипломатической беседы или бракосочетания вызывают неловкость, ставят чело­века в затруднительное положение, но не влекут за собой жесткого наказания. В других ситуациях санкции более ощутимы. В некоторых обществах сурово карались малейшие отступления от традиций, не говоря уже о серьезных проступках. Под контролем находилось бук­вально все: длина волос, форма одежды, манеры пове­дения. Так поступали правители Древней Спарты в V в. до н. э. и советские партийные органы в XX в.

Если, взяв за критерий оценки меру наказания, мы расположим все нормы в нарастающем порядке, то получим следующую последовательность (Рис. 6.3):

ЖЕСТКОСТЬ САНКЦИЙ ЗА НАРУШЕНИЕ КУЛЬТУРНЫХ НОРМ
ТАБУ
ЗАКОНЫ
НРАВЫ
ТРАДИЦИИ
ОБЫЧАИ
ПРИВЫЧКИ

СТЕПЕНЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ культурных норм

Рис. 6.3. Шкала социальных норм


Соблюдение норм регулируется обществом с различ­ной степенью строгости. Строже всего караются нару­шения табу и юридических законов (например, убийство человека, оскорбление божества, раскрытие государ­ственной тайны), мягче всего — привычек, индивидуаль­ных (забыл почистить зубы или убрать за собой кровать) или групповых, в частности семейных (например, не выключил свет или не закрыл входную дверь).

Однако существуют групповые привычки, которые ценятся настолько высоко, что за их нарушением следу­ют строгие санкции. В тех же Хоторнских эксперимен­тах новичков, нарушивших правила поведения, ждало суровое наказание: с ними могли не разговаривать, при­клеить обидный ярлык («выскочка», «штрейкбрехер», «подсадная утка», «предатель»), вокруг них могли создать нетерпимую обстановку и заставить уволиться, к ним могли применить даже физическое насилие.

Жестко 323

чтимые и соблюдаемые групповые привычки получили название неформальных групповых норм. Они рождают­ся в малых, а не в больших социальных группах. Меха­низм, который контролирует соблюдение подобных норм, называется групповым давлением.

Социальные нормы выполняют в обществе весьма важные функции:

♦ регулируют общий ход процесса социализации;

♦ интегрируют индивидов в группы, а группы — в социум;

♦ контролируют отклоняющееся поведение;

♦ служат образцами, эталонами поведения.

Каким образом удается достичь всего этого при помощи норм? Во-первых, нормы — это также и обя­занности одного лица по отношению к другому или другим лицам. Запрещая новичкам общаться с началь­ством чаще, чем со своими товарищами, малая группа налагает на своих членов определенные обязательства и ставит их в определенные же отношения с началь­ством и товарищами. Стало быть, нормы формируют сеть социальных отношений в группе или обществе.

Во-вторых, нормы — это еще и ожидания: от соблю­дающего данную норму человека окружающие ждут вполне однозначного и предсказуемого поведения. Ког­да одни пешеходы движутся по правой стороне улицы, а те, кто идет навстречу, передвигаются по левой, воз­никает упорядоченное, организованное взаимодействие. При нарушении этого правила возникают столкновения и беспорядки. Еще более наглядно действие норм про­является в бизнесе, который в принципе невозможен, если партнеры не соблюдают писаные и неписаные нормы, правила, законы. Стало быть, нормы формиру­ют систему социального взаимодействия, включающую мотивы, цели, направленность субъектов действия, само действие, ожидание, оценку и средства.

Нормы выполняют свои функции в зависимости от того, в каком качестве они себя проявляют:

♦ как стандарты поведения (обязанности, правила) или

♦ как ожидания поведения (реакция других людей).

Защита чести и достоинства членов семьи пред­ставляет собой обязанность каждого мужчины. Здесь речь идет о норме как стандарте должного поведения. ал/| Этому стандарту соответствует вполне конкретное 324 ожидание членов семьи, надежда на то, что их честь и

достоинство будут защищены. У кавказских народов подобная норма ценится очень высоко, а отступление от нее карается весьма строго. То же самое можно сказать и о южноевропейских народах: отступников от принятого стандарта поведения карает все сообщество.

Почему люди стремятся соблюдать нормы, а обще­ство строго следит за этим?

Нормы — стражники ценностей. С древнейших времен честь и достоинство семьи — одна из важней­ших ценностей человеческого сообщества, которое ценит все, что способствует его стабильности и про­цветанию. Семья — основная ячейка общества, и забо­та о ней — его первейшая обязанность. Проявляя за­боту о семье, мужчина тем самым демонстрирует свою силу, храбрость, добродетельность и все то, что высоко оценивается окружающими. Его социальный статус повышается. Напротив, неспособный защитить домо­чадцев подвергается презрению, его статус резко сни­жается. Поскольку защита семьи — основа ее выжи­вания, то в традиционном обществе выполнение этой важнейшей функции автоматически делает мужчину главой семьи. Не возникает споров о том, кто первый (главный) — муж или жена. В результате укрепляется социально-психологическое единство семьи. В совре­менной семье, где мужчина не имеет возможности продемонстрировать свои функции лидера, нестабиль­ность гораздо выше, чем в традиционной семье.

Как видим, социальные нормы — действительно стражники порядка и хранители ценностей. Даже про­стейшие нормы поведения олицетворяют собой то, что ценится группой или обществом в целом.

<< | >>
Источник: Кравченко А.И., Тюрина И.О. Социология управления: фундаментальный курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Академический Проект,— 1136 с. — («Gaudeamus»). 2005

Еще по теме Социальные нормы:

  1. НОРМЫ СОЦИАЛЬНЫЕ
  2. Глава 12 СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ, ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ И СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
  3. Социальные нормы
  4. Социальные нормы
  5. § 1. Социальные ценности и нормы
  6. Нормы социальные
  7. Приложение 4. Социальные нормативы и нормы
  8. Нормы
  9. НОРМЫ
  10. Нормы допустимых действий.
  11. Нормы
  12. 5.3. Нормы права: понятие, признаки, структура
  13. 6.2. Культурные нормы и мораль