Социальная иерархия

На многих современных предприятиях и в органи­зациях управленческие структуры строились в соответ­ствии с принципами управления, сформулированными еще в начале XX века. При этом главное внимание уделялось разделению труда на отдельные функции и соответствию ответственности работников управления предоставляемым им полномочиям. В течение многих десятилетий организации создавали так называемые формальные структуры управления, получившие назва­ние иерархических, или бюрократических, структур.

Концепция иерархической структуры была сфор­мулирована М. Вебером, разработавшим нормативную

модель рациональной бюрократии, исходившую из следующих принципиальных положений:

• четкое разделение труда, следствием которого является необходимость использования квалифи­цированных специалистов по каждой должности;

• иерархичность управления, при которой нижесто­ящий уровень подчиняется и контролируется вы­шестоящим;

• наличие формальных правил и норм, обеспечиваю­щих однородность выполнения управленцами сво­их задач и обязанностей;

• дух формальной обезличенности, с которым офи­циальные лица выполняют свои обязанности;

• осуществление найма на работу в соответствии с квалификационными требованиями, предъявляе­мыми к данной должности.

Объективный характер управленческих решений рассматривался в качестве гаранта рациональности такой структуры.

Вместе с тем иерархия управления, служащая всего лишь механизмом завоевания власти, какой бы совершен­ной — с геометрической и социальной точек зрения — она ни была, представляет собой символ бюрократизма и неравенства. Власть доступна не всем, стоящие наверху пользуются привилегиями, недоступными нижестоящим.

Что же такое иерархия? Будучи социологическим и управленческим, этот термин пришел к нам из цер­ковной практики, где он обозначал управленческую лестницу должностных статусов. Иерархия (от греч. hieros — священный и arche — власть) — 1) распо­ложение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему; 2) порядок подчинения низших должностей, подразделений, органов высшим; 3) рас­положение служебных званий, чинов в порядке их подчинения (иерархическая лестница).

Наиболее часто понятие иерархии используется для обозначения структуры отдельной организации или общества в целом, различения служебных званий и должностей в их соподчиненности.

Мы же будем понимать под иерархией совокупность должностей, позиций и рабочих мест, выстроенных в восходящем порядке от наименее престижных и наиме- 222 нее вознаграждаемых к наиболее престижным и наибо­лее вознаграждаемым. Везде, где существует иерархия, существует неравенство позиций и уровней управления. С социологической точки зрения неравенство некоррек­тно оценивать в этических терминах, поскольку оно выполняет как негативную, так и позитивную функции.

Управленческая иерархия может существовать в изустной традиции и нигде письменно не фиксировать­ся, а может оформляться специальными документами. Одним из них является знаменитая «Табель о рангах» Петра I и появившаяся вслед за ней «Табель о рангах» французского императора Наполеона. Первая состоя­ла из 14 классов— «чинов», вторая— всего из четы­рех. И сегодня все французские служащие публичной (центральной государственной) службы разбиты на классы А, В, С, Д. Класс А (около 20% всех бюрократов) объединяет тех, кого в нашей стране именуют «номен­клатурой».

Это министры, начальники служб, департа­ментов, послы, высшие военные чины. Класс В — са­мый многочисленный (40%); в него входят, как правило, - люди, работающие на местах (например, префекты). Класс С (30%) и класс Д (7%) — состоит из «исполни­телей»: машинисток, стенографисток, секретарш, ре­ферентов. По сравнению с французским бывший (со­ветский) и нынешний (российский) аналоги класса Д гораздо больше, поскольку наш номенклатурный чинов­ник окружен целым сонмом секретарш, референтов, помощников, советников, шоферов.

Природа иерархии и мобильности состоит в пре­восходстве одних над другими. Люди, наделенные вла­стью, располагаются наверху общественной пирами­ды, другие, лишенные ее, — внизу. Такой порядок называется иерархическим.

Любая иерархия может быть представлена в виде пирамиды, состоящей из трех основных уровней — верхнего, среднего и нижнего. В управленческой иерар­хии это уровни управления, в социальной — классы.

Социальная иерархия устроена таким образом, что внизу (в основании пирамиды) находится большинство населения, а наверху — большинство благ и привиле­гий, к которым стремятся люди (власть, богатство, вли­яние, льготы, престиж^ Социальные блага — это дефи­цитные ресурсы, которые присутствуют или доступны наибольшему количеству людей в наименьшем числе.

Если верх и низ социальной пирамиды уподобить полюсам магнита, то окажется, что между ними возни­кает напряжение, которое можно назвать социальным.

Действительно, те, кто находится внизу, считают, что блага распределяются неравномерно и, более того, не­справедливо: меньшинство населения владеет большей частью национального богатства. Возникает естествен - ное желание перераспределить все так, чтобы каждому досталось поровну. Вот почему история полна револю­ций, восстаний, мятежей, переворотов, зачинщиками которых выступают те, кто оказался обделенным.

Но как только революционеры добиваются успеха и захватывают власть, в привилегированном положе­нии вновь оказывается меньшинство, а большинству не хватает на жизнь.

Революционеры перераспределили общественное богатство, но снова не поровну: ближайшему окруже­нию досталось больше, а массе рядовых участников революции — меньше.

Более медленный и консервативный способ пере­распределения богатства заключается в продвижении наверх не группой или массой, а в одиночку. Такой путь не требует разрушений: просто каждый, кто желает, и у кого есть возможности, делает личную карьеру. Про­движение наверх называется восходящей мобильностью.

Людям свойственно стремиться снизу вверх, а не наоборот. Каждый из нас желает жить лучше и ник­то — хуже. По возможности мы, обгоняя друг друга, устремляемся наверх -* • туда, где больше власти, при­вилегий и благ. Конечно, далеко не все испытывают страсть к обогащению или власти, но жить лучше хо­чет каждый. Одни видят лучшую жизнь в приобщении к духовному, другие — к материальному.

Итак, явление восходящей мобильности (движение снизу вверх) формируется только там, где большинство благ и большинство людей находятся на разных полюсах социальной шкалы. Если то и другое соединить, никто не захочет продвигаться наверх. Восходящей мобильности соответствует явление, которое мы будем называть до- стижительной мотивацией (мотивацией достижения).

<< | >>
Источник: Кравченко А.И., Тюрина И.О. Социология управления: фундаментальный курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Академический Проект,— 1136 с. — («Gaudeamus»). 2005

Еще по теме Социальная иерархия:

  1. § 8. Власть и социальная иерархия
  2. Иерархия как система социальный фильтров
  3. ЧЕЛОВЕК В СОЦИАЛЬНОЙ ИЕРАРХИИ
  4. ОТРАЖЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИЕРАРХИИ ОБЩЕСТВА В ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ПРАКТИКАХ
  5. Иерархия власти.
  6. § 3. Иерархия статусов. Статусные коллизии
  7. Построение иерархии.
  8. 9.2.2. Оформление контроллинга в иерархии предприятия
  9. Значение средних постов в иерархии
  10. Проблема рынков и иерархий
  11. § 1. Средства обмена и их иерархия
  12. Выравнивание корпоративных иерархий.
  13. ИЕРАРХИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ А. МАСЛОУ
  14. 9.10. ТЕСТ «ИЕРАРХИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ»
  15. Иерархия потребностей личности
  16. Рутинизация харизмы. Религиозная иерархия
  17. Соперничество между иерархиями и сетями.