Сила, власть, авторитет

Все, кто изучал социологию управления или соци­ологию менеджмента, обращали внимание на то, что понятия «власть», «авторитет» и «лидерство» настоль­ко тесно связаны между собой, что порой между ними трудно провести какой-либо водораздел. Мы постара­емся сделать это, но исключительно с методологичес­кой точки зрения, дабы подробнее проанализировать каждое из них и выяснить их роль в управлении.

♦ Когда поздно вечером к вам подходят трое здоро­венных парней и вынуждают вас отдать деньги, они применяют силу.

♦ Когда на собрании отдела начальник, облеченный официальными полномочиями, объявляет вам вы­говор, он проявляет власть.

и Когда академик Лихачев убеждает президента России поприсутствовать на захоронении остан­ков царской семьи, он проявляет авторитет. ***

Выше описаны три разных способа проявления одного и того же понятия — влияния. Влияние можно описать разными словами: господство, доминирование, воздействие, лидерство, подчинение.

Независимо от формы, вида, способа влияние воз­можно только при том условии, что один человек или группа в чем-то превосходят другого или других. Это может быть превосходство в физических качествах или вооружении; в этом случае налицо влияние через силу. Превосходство в должности, социальном положении, закрепленное конституцией, уставом, законом, традици­ей (и налицо влияние с помощью власти). Может быть превосходство в обаянии, компетентности, нравствен­ных качествах, популярности, и тогда мы должны гово­рить о влиянии через авторитет.

Итак, три столь разных способа влияния объеди­няет общая черта — превосходство одного человека над другим. Превосходство описывает определенную чер­ту социальных отношений — неравенство. Действи­тельно, что может быть более социальным, как пробле­ма равенства и неравенства. В итоге мы можем смело утверждать, что вопросы власти, понимаемой в самом широком значении этого слова, когда с властью отож­дествляют и силу, и авторитет, являются по своей природе глубоко социальными. Они касаются структу­ры всего общества. И лишь будучи взяты в одном сво­ем аспекте — политическом, вопросы власти относят­ся к сфере компетенции политологии.

Между тремя способами влияния существуют очень сложные взаимоотношения и переплетения. Иногда они проявляются в чистом виде, но это бывает редко. Гораз­до чаще они выступают в комбинации. Попробуем ра­зобраться во взаимоотношениях трех способов влияния.

Обычно понятие «сила» используется для обозна­чения телесного воздействия на объект, т.е. в значе­нии физической силы. Однако есть смысл рассматри­вать ее и как способ психологического воздействия. Обладание властью в форме силы означает возмож­ность оказать намеренное влияние на объект или ог­раничить его потенциальные действия. По мнению Д. Ронга, психическое насилие — весьма распростра­ненный способ властвования. Иногда оно приобрета­ет институционализированные формы, например в виде ритуальных церемоний унижения, практики черной магии и колдовства, произнесения проклятий и т.д. Психическое насилие часто сопутствует наси­лию физическому и не может быть отнесено ни к какой другой форме власти206. В социологическом смысле сила, по мнению У. Коннолли и Р. Берштедта, означает сокращение диапазона свободы выбора, све­дение возможных вариантов поступков к одному-един- ственному.

В дальнейшем мы будем понимать под силой способ­ность или возможность навязывать свою волю другим людям помимо их желания. В таком значении сила выс­тупает как принудительное влияние. Но это не означает, что во всех случаях два понятия — «сила» и «принужде­ние» — совпадают. Сила — применение физического воздействия с целью навязать свою волю другим. Ее также можно трактовать как влияние на основе превос­ходства в оружии, агрессивности, мускулах.

Власть в виде силы означает способность субъекта добиться желаемого результата в отношениях с объек­том либо путем непосредственного воздействия на его тело или психику, либо с помощью ограничения его дей­ствий.

Согласно Т. Парсонсу, сила есть способ, но отнюдь не всегда средство, с помощью которого один воздей­ствует на другого. Речь идет об использовании контро­ля над ситуацией, осуществляемого физическими ме­тодами. В отличие от власти сила применяется только для наказания. Она может выражаться в чисто симво­лической демонстрации способности контролировать ситуацию. Кроме того, опять же в отличие от власти, силовое принуждение или воздействие является одно­кратным действием.

X. Арендт различает понятия «власть» и «насилие», рассматривая их в качестве антиподов. Насилие по своей сути инструментально, оно всегда нуждается в руковод­стве и оправдании теми целями, которых достигает. Власть требует не оправдания, а легитимности. Хотя власть и насилие нередко дополняют друг друга, они скорее противоположны, нежели тождественны. Там, где правит одна, другая, по мнению X. Арендт, отсут­ствует. Власть не может основываться на насилии; бо­лее того, насилие способно разрушить власть, но никог­да не сумеет создать ее207 .

Сходную точку зрения высказывают также Т. Болл, Э. Гидденс, Ю. Хабермас и некоторые другие ученые. Они полагают: если сила используется лишь в качестве наказания за неповиновение, власть фактически не осу­ществляется, так как субъект не достигает желаемого результата в отношениях с объектом. Чаще всего при­менение силы означает, что все попытки добиться под­чинения с помощью других методов не имели успеха20 . Чем сложнее по своему социальному и политическому устройству общество, чем многоуровневей в нем взаи­моотношения людей, тем реже применяется сила и больше — власть.

Можно сказать и так: сила, остаток примитивного политического устройства, представляет угрозу сложному обществу. Использование ничем не связанной силы равнозначно саморазрушению власти.

Один человек способен добиться повиновения другого двумя путями, основанными на силе: а) реаль­ное использование силы, б) угроза ее применения (при­нуждение). Вырвать из рук кошелек с деньгами, зна­чит реально использовать силу. Требование отдать кошелек в обмен на спасение жизни — это угроза применения силы (принуждение).

При всем сходстве силы и принуждения они отли­чаются по своим параметрам, возможностям, способам применения и результатам. Смешение двух форм вла­сти чревато преуменьшением роли принуждения в человеческих отношениях.

По существу, используя силу, человек обращается с другим человеком или другими людьми как с физи­ческим телом. Чаще всего мы повинуемся грубой фи­зической силе, особенно если желаем сохранить свою жизнь. Но можно ли назвать это повиновением в стро­гом смысле? Разве физический объект, передвигаемый с места на место, повинуется? Неопределенность тер­мина «повиновение», а он, по всей видимости, являет­ся решающим в тех случаях, когда речь идет о власти как таковой, заставила некоторых ученых, в частности П. Бахраха и М. Бараца, противопоставлять силу и власть, либо не считать силу разновидностью приме­нения власти209.

Сила появилась раньше других способов влияния. Она существует и сегодня. В стаде обезьян всегда есть более крупный, физически сильный и агрессивный во­жак, который устанавливает превосходство над дру­гими благодаря своей силе. В дворовой компании подростков есть лидер, зачастую устанавливающий свое господство благодаря силе, а не уму или знани­ям. На силе основано доминирование в армии «дедов» (старослужащих) над «салагами» (новобранцами). Рэкет покоится на силе оружия и представляет собой незаконное вымогательство денег или социальных благ. Мафия есть развитая форма рэкета, ибо она п­редставляет собой организованную и разветвленную систему отношений и действий принуждения по от­ношению к «чужим». Здесь сочетаются запугивание, угрозы, шантаж, убийство.

Силовое принуждение можно установить только тогда, когда другой человек угрожает самому ценному, что у вас есть, — жизни.

Власть появилась много позже силы и авторитета. Случилось это 30 —40 тыс. лет назад, когда появились первые вождества. А закрепилась власть 5 —6 тыс. лет назад, когда возникли первые государства. С этого мо­мента следует говорить о новой форме власти, новом ее качестве — институционализации. На стадии госу­дарств власть распространилась на сотни тысяч и мил­лионы людей, разделяется на исполнительную, законо­дательную и судебную, превратилась в разветвленный аппарат (бюрократия), начала опираться на традиции, законодательство и конституцию, использовать в своих интересах армию, систему политических партий, про- . паганду, полицию, налогообложение и т. д.

Как институт власть обязательно оформляет свое влияние в определенных решениях, которые могут при­нимать вид королевских указов, парламентских зако­нов, судебных постановлений, приказов директора или генерала и т. д.

Чаще всего приказы отдаются в официальной обста­новке — в учреждении, министерстве, больнице, школе, казарме. При этом другие подчиняются приказам не из личных симпатий, а потому что выполняют предписан­ные роли. В армии приказы узаконены воинским звани­ем, которое дает командиру право контролировать пове­дение других. Приказы отдаются не как личные просьбы, а как законное требование, предусмотренное структурой организаций. Подобным образом отношения складыва­ются в школе, учреждении, министерстве и т. д.

Власть можно осуществлять при том условии, что вы угрожаете социальному положению человека. Не­подчинение власти грозит не смертью (это крайний и исключительный случай), но обычным увольнением со службы, лишением титулов и званий, понижением в должности, привлечением к суду.

Власть можно рассматривать в масштабах всего общества и отдельной его части — конкретной органи­зации. В том и в другом случае она предстает в виде иерархии разных по значению и влиянию должностей, продвижение по которым предписано законом.

Власть — более широкое понятие, нежели сила, так как она может осуществляться и без применения силы. Хотя чаще всего власть опирается на применение силы в большем или меньшем объеме.

В социологии управления различают два вида вла­сти — позиционную и персональную: одна исходит от позиции (должности), Другая эд. самой личности. Впер- \ вом случае речь идет о формальной власти руководи­теля, во втором — неформальном авторитете лидера. Власть означает также способность манипулировать (пользоваться выгодами своего положения) или конт­ролировать поведение других в собственных целях. При этом вариации поведения могут быть самыми широкими. Те, кто не ощущает достаточного признания и уважения со стороны других, привлекает внимание окружающих, преувеличивая свои слабости. Если в кол­лективе индивид сталкивается с напряжением или не­пониманием, то в качестве компенсации у него разви­вается потребность во власти, желание манипулировать окружением. И наоборот, в благоприятной обстановке властные потребности снижаются, они трансформиру­ются в установку на доверительные отношения.

<< | >>
Источник: Кравченко А.И., Тюрина И.О. Социология управления: фундаментальный курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Академический Проект,— 1136 с. — («Gaudeamus»). 2005

Еще по теме Сила, власть, авторитет:

  1. Авторитет и власть
  2. Вектор власти и вектор авторитета
  3. Авторитет
  4. § 5. Авторитет
  5. 2. Авторитет личности
  6. Моральный авторитет коллектива
  7. Механизм процесса функционирования (укрепления) морального авторитета
  8. Способы утверждения авторитета.
  9. Авторитет
  10. Сила воздействия поставщиков.
  11. Сила медитации
  12. Сила решения