Организационно деятельности и инновационные игры

Начало организационно-деятельностным играм было положено в 1979 г. коллективом под руководством Г.П. Щедровицкого. В дальнейшем это направление развивалось как классическая линия становления дело­вых игр, связанная с именами СВ.
Попова, Ю.В. Громы­ко, П.Г. Щедровицкого, СВ. Наумова, В.Л. Авксентьева, А.П. Зинченко, О.С. Анисимова, Н.Г. Алексеева и др. Главной целью проведения ОДИ являлись перестройка и развитие деятельности посредством овладения участ- |(J25

33 Социология управления пиками навыками коллективной мыслительной деятель­ности. Развитие последней противопоставлялось ее ти­ражированию, простому воспроизводству, отношению к деятельности как к функционированию.

Важнейшей характеристикой коллективного мыш­ления является его вынесенность вовне, модельность, создание особых семиотических систем, фиксирующих позиционную выраженность процессов мышления. Мышление «выносится» на своеобразное табло (доску, ватман и т.п.) и выражается в определенной графике, обрамляемой категориальным и понятийным аппара­том. Логика графики, проработанность и рефлексив­ная нормировка категориально-понятийного аппарата являются необходимыми требованиями: табло есть од­новременно и продукт коллективного мышления, по­скольку отражает его процесс и выражает структуру, и средство организации последующей деятельности.

Специфика ОДИ состоит в том, что проблематизи- руются прежде всего сами участники игры, а не только предмет их размышления и деятельности, т.е. нечто внешнее по отношению к ним. Суть состоит не только в том, чтобы выяснить (иродемонстрировать) неадекват­ность средств некоторой задаче, но и в том, чтобы пока­зать, что ранее игроки просто не задумывались над этим, воспринимая задачи и средства их решения как нечто само собой разумеющееся. Обнаружение того, что нуждается в изменении, есть начало перевода пробле­мы в совокупность задач, которые необходимо решить.

Обычно в игре различают три процесса — рабо­чий, игровой и коллективную мыследеятельность — каждый из которых отличается относительной самосто­ятельностью. Потребность в игровом процессе обус­ловлена тем, что участников игры необходимо вывести из привычного им мира представлений, мешающего породить принципиально новые решения и построить единое пространство игры либо ряд связанных между собой пространств. Взаимодействие в игре потенциаль­но задается внеигровой жизнью участников и осуще­ствляется за счет столкновения жанров групповой и пленарной работы. Получив задание дня, каждая груп­па работает самостоятельно и готовит свой ответ, кото­рый затем представляется на пленуме. Важнейшим требованием, предъявляемым к группам, является под­робная графическая фиксация процесса работы. Груп­пы выступают на пленуме, вступая в дискуссии. Ана­лиз взаимной критики групп, выяснение намеченных в ходе дискуссий противоречий позволяют представить общую проблемную ситуацию и наметить пути преодо­ления возникших трудностей. Задачей игротехников является заставить игроков осознать бесперспектив­ность старого и необходимость нового подхода, пере­ход к которому осуществляется благодаря процессу постоянного рефлексирования действий.

До начала 1980-х гг. инновационный метод («инст­румент исследования и развития социальных систем, т.е. систем деятельности, социальных групп, как носи­телей этой деятельности, и личности человека за счет организации опыта саморазвития в ходе творческого решения проблем»435) существовал в форме програм­мы системного анализа и разрешения проблемных си­туаций. Однако для ее реализации понадобилась учеб­ная подготовка и группа, которая смогла бы решать практические проблемы. Тогда-то и появилась идея со­здания инновационной игры (метод был предложен B.C. Дудченко в 1981 г.436), в форме которой инноваци­онный метод прошел две стадии развития: 1980 — 1984 гг.— ИНИ первого поколения как эвристический инструмент выработки новых идей, решений и спосо­бов деятельности группы; ИНИ второго поколения 1984—1990 гг., особенностями которых являются вы­сокая технологичность и оснащенность разнообразны­ми методиками и техниками.

Инновационная игра представляет собой целост­ную форму совместной деятельности людей, направлен­ную на выработку нового знания, новых способов обще­ственной организации и самоопределение, раскрытие творческого потенциала участников, принимающих решения в ситуациях неопределенности. Общие при­знаки инновационных игр таковы:

1) участники работают над решением «размытой», а не жестко структурированной задачи;

2) основой игры является групповая работа, в про­цессе которой вырабатывается непредсказуемый интеллектуальный продукт;

3) в ходе игры возникает феномен групповой сплочен­ности как ориентация на совместные ценности;

4) в группах постоянно формируется установка на ин­новационное поведение;

5)в процессе разработки инновационного проекта резко возрастает интерес участников к своим соб­ственным профессиональным проблемам, решение которых они находят в работе группы;

6) сильно актуализируется потребность участников в диагностике положения дел в организации;

7) возникают навыки совместного решения иннова­ционных проблем;

8) формируется потребность в деловом и межлично­стном общении участников игры437 .

Целью инновационной игры является отработка социально-психологических условий творческого пре­образования личности. Каждый участник должен пе­реосмыслить себя в творческом самораскрытии лич­ностного «я» в групповом решении инновационных задач. Это и есть высший уровень саморефлексии, который формируется в групповом осознании, осмыс­лении и переосмыслении своих профессиональных и личных возможностей. Группы отрабатывают модели реальной ситуации, модели желаемой ситуации и мо­дели идеальной ситуации, представляя смысловое гра­фическое изображение на ватмановских листах.

С помощью ИНИ можно получить результаты не­скольких типов:

а) содержательные — идеи, решения сложных или слабо структурированных социальных проблем, проекты и программы реализации проектов;

б) социальные — консолидированные группы, коман­ды руководителей и специалистов, ориентирован­ные на реализацию разработанных ими в ходе игры решений и программ;

в) учебные — освоение участниками новых методов работы, в первую очередь эффективных способов коллективного принятия решений;

г) психологические — лучшее понимание себя и дру­гих людей, устойчивая ориентация на личностное развитие и непрерывное увеличение своего твор­ческого потенциала;

д) духовные — участники игры могут по-новому осоз­нать назначение своей жизни, переосмыслить жизненные ценности;

е) энергетические — приобретение участниками игры более высокого биоэнергетического потенциала, повышение социальной активности за счет возник­новения общего биополя группы438;

ж)эстетические;

з) методологические — создание новых методов уп­равления и самоорганизации участниками своей деятельности.

Таким образом, инновационные игры направлены на выработку новых, нестандартных идей и подходов к решению проблем, однако, новизна не является само­целью. Главное, чтобы участники, не видевшие рань­ше реалистичного способа разрешения своих проблем, нашли его в ходе работы.

Инновационная игра организуется в соответствии со следующими принципами:

1) системности — игра программируется и реали­зуется как целостная система человеческой дея­тельности;

2) коллективной ответственности — результаты игры в равной степени зависят как от заказчика, так и от команды консультантов;

3) единоначалия — руководитель игры держит в поле внимания всю игру в целом. Более того, подготов­ка инновационной игры должна базироваться на посылке: «Игра -разрабатывается для высшего ру­ководства», которое рассматривается в качестве проводника перемен;

4) самопрограммирования —позволяет вводить по инициативе участников новые правила, выбирать формы и методы работы;

5) саморазвития — инновационные игры постоянно «развивают себя». Каждая последующая игра не похожа на предыдущую, включает в принципы соб­ственной организации новые подходы, концепции, идеи и апробирует их;

6) контролируемой борьбы — заключается в сорев­новательности взаимодействия участников, а так­же использовании (в случае необходимости)" кон­структивного конфликта;

7) развивающего обучения: ИНИ ориентирована не : только на поиск новых конкретных решений или обучение участников методам самостоятельного решения проблем, но и на развитие самой лично­сти участников.

Этапы игры строятся в соответствии с алгоритмом решения содержательных задач и динамикой группо- образования. В качестве алгоритма используется пред­ложенная B.C. Дудченко «технология решения про­блем», включающая в себя восемь процедур: 1029

1) диагностику задачи;

2) анализ ситуации (в итоге создается схематический, графический и иллюстративный образ реальной ситуации);

3) формулирование проблем;

4) определение целей;

5) выработку решений;

6) разработку проекта (т.е. модели решения пробле­мы; по правилам игры, группа обязана принимать только те решения, которые могут быть реализова­ны самими участниками);

7) формирование программы реализации проекта;

8) практическое осуществление программы439.

В процессе проведения инновационных игр особое внимание уделяется формированию рабочих групп (как правило, формируются 5 — 8 групп но 7—8 человек). Основные требования к формированию групп таковы: группы должны быть приблизительно равны по своим возможностям; состоять из участников, разных по воз­расту, полу, профессии и опыту; представители конф­ликтующих сторон включаются в одну группу.

В инновационной игре используются различные средства осуществления соответствующих видов дея­тельности. Для получения содержательного результа­та — решения проблемы — используются технология группового решения проблем, система особых техник мыслительной работы, а также эвристические методы выработки новых идей. Эти средства относятся к клас­су мыслетехнических средств. Одной из совокупности мыслетехнических средств организации рабочего про­цесса является в ИНИ технология группового реше­ния проблемы, представляющая собой набор процедур и операций, выполнение которых обеспечивает содер­жательное решение стоящей перед участниками пер­вичной задачи.

Для организации интенсивной групповой динами­ки и создания творчески работающей на семинаре и на практике группы используются социотехнические (группотехнические) средства. Социотехнические средства — это прежде всего техники групповой, меж­групповой и общегрупповой работы. Специфика груп­повой работы состоит в организации взаимодействия между участниками и работе с противоречиями пози­ций одного или разных участников.

Межгрупповая работа проводится в основном в форме дискуссий, 1030 содержанием которых выступают результаты группо­вой работы за день. Общегрупповая работа ведется в доигровой, игровой и послеигровой периоды: основ­ное назначение ее — создать из участников коллек­тив единомышленников, способный действовать как в игре, так и после нее в соответствии с выработанной стратегией.

Последняя группа средств — психотехничес­кая — ориентирована на помощь участникам в выяв­лении своих ограничений и их преодолении, в рас­крытии новых возможностей, резервов», способностей, их активизации и развитии. Психотехнические сред­ства ИНИ дополняют и логически завершают систе­му средств социоинженерной организации решения проблем. Сюда входят методические приемы создания ситуации интенсивной деятельности, работы с созна- иием участников (мотивирование, рефлексия состоя­ний и эмпатия), а также приемы обучения новым уме­ниям и навыкам, развития последних (в том числе тренинги всех видов).

При проведении инновационных игр использует­ся также ряд специальных техник, к числу которых можно отнести:

♦ распредмечивание — отказ от жесткого предмет- ♦ но-профессионального взгляда на действитель­ность, который достигается путем организации столкновения позиций в продуктивном конфликте и обсуждения проблем с «чужих» позиций;

♦ проблематизацию — выявление реальных затрудне­ний в деятельности — препятствий, обусловленных несовершенством организации субъекта деятельно­сти (основное средство проблематизации — поиск глубинных причин, лежащих в основе затруднений);

♦ целеполагание — определение главных целей, за реализацию которых участники игры берут на себя ответственность;

♦ самоопределение — определение своей позиции в пространстве игры, которое строится на основе ин­дивидуальных целей и их соотнесения с целями и позициями других участников;

♦ рефлексию — осмысление процесса, способов и результатов деятельности отдельного человека и группы. В ходе рефлексии человек имеет возмож­ность взглянуть на происходящее «со стороны» и увидеть себя, свое сознание, мышление, а также мышление и действия других людей. В данном контексте рефлексия выступает одним из основ- 1031

ных механизмов саморазвития человека, посколь­ку дает возможность закрепить удачные элементы деятельности и отвергнуть неудачные;

♦ схематизацию — метод, исходящий из того, что зрительные образы мыслительных или социальных процессов, представленные на бумаге или доске (то есть в любом наглядном виде), легче поддаются рас­смотрению — анализу и синтезу, — особенно когда в работе участвуют несколько человек. Специфика систематизации состоит в том, что игротехникам и методологам удалось выделит», некоторое количе­ство инвариантных универсальных схематизмов, применимых к большому числу явлений и обладаю­щих большим эвристическим потенциалом. Схема­тизация используется для оформления решений, представлений и позиций участников игры;

♦ позиционный анализ... - понятие «позиция» — одно из ключевых понятий в методологии деятельности, которое определяется как место в структуре дея­тельности, предписывающее определенный способ видения (восприятия) реальности и определенный способ действия.

Таким образом, очевидно, что ИНИ является слож­ным сочетанием развитых технологий, выбор которых предполагает чувствительность к разной длительнос­ти игры, разным уровням подготовки участников и сложности решаемых проблем. B.C. Дудченко предла­гает для решения этих проблем модульный принцип построения игры. Большинство процедур и операций могут быть представлены в виде отдельных методичес­ких или технологических блоков — модулей, которые можно отбирать и использовать для решения опреде­ленных задач, возникающих в конкретных ситуациях. Модульный принцип организации ИНИ превращает все ее средства в гибкую систему, наиболее соответ­ствующую особенностям как макро-, так и ми14к0роситу- аций, в которых сегодня применяются игры140.

Эффективность инновационных игр оценивается прежде1 всего в зависимости от «переворота» в созна­нии игравших. Однако и без такой оценки можно гово­рить об ИНИ как о высокоэффективном методе обуче­ния персонала. Основной эффект игры заключается в «повороте» сознания сотрудников от традиционного способа мышления к инновационному. Человек осво­бождается от врожденной боязни перемен, от предрас- 1032 судков, мешающих инновационному мышлению.

Главной причиной, снижающей эффект игры, явля­ется то, что по ее окончании участники сталкиваются с жесткой реальностью. Скоро они начинают осознавать, что их инновационные наработки повисают в воздухе из- за сильного психологического противостояния: «мы» — участники игры, обогатившиеся новым видением реше­ния проблем, и «они» — не понимающие произошедших с нами перемен. Наработанный результат, столь привле­кательный для участвовавших в игре, оказывается не­привлекательным для остальных. Поэтому очень важно соблюдать пункт правил, в котором говорится о привле­чении к игре высшего руководства, поскольку в против­ном случае все наработки будут отторгаться. Если это условие не соблюдается, игра теряет смысл.

Также следует выделить эффект «возврата досто­инства», когда участники говорят: «А мы, оказывается, лучше, чем сами о себе думали». Этот эффект связан с изменением нормы и с максимизацией усилий. После игры сотрудник обнаруживает, что может работать гораздо интенсивнее, открывая в себе новые резервы работоспособности.

Даже поверхностный анализ принципов организа­ции и проведения организационно-деятельностных и инновационных игр позволяет говорить о том, что они имеют много сходных черт: работа проводится в не­скольких рабочих группах, каждая из которых высту­пает затем с докладом. Широко применяются приемы распредмечивания, проблематизации, целеполагания, самоопределения, рефлексии, схематизации и позици­онного анализа. Вместе с тем у двух типов игр есть и различия, основные из которых представлены в ниже­следующей таблице441.

Выше мы уже упоминали о том, что организацион- но-деятельностные и инновационные игры имеют наи­большее распространение среди игр открытого типа. Однако существуют и другие типы игр, связанные с ОДИ и ИНИ. Остановимся кратко на некоторых из них.

Проектные игры, впервые организованные в сфе­ре культуры И.В. Жежко. Специфика данного типа игр состоит в акцентировании проектного аспекта игротех- нической деятельности. Отметим, правда, тот факт, что. хотя проектные игры и не имеют специальной направ­ленности на получение принципиально новых резуль­татов, иногда удается их достигнуть.

Другим видом является организационно-мысли­тельная игра (ОМИ), разработанная О.С. Анисимовым

в 1984 г. Эта игра ориентирована на формирование у участников высокого уровня мыслительной культуры, на овладение методологией и умением строить поня­тия, системы критериев и концепции деятельности. По принципам своей организации ОМИ близки ОДИ: от­личие состоит в учебной и мыслетехнической ориен­тации первых. Группой О.С. Анисимова была разрабо­тана «методологическая азбука» — ряд устойчивых схем, позволяющих описывать большое число возни­кающих в мышлении и деятельности ситуаций и явля­ющихся одним из возможных языков социального про­ектирования.

Учебно-проблемно-практическая игра (УППИ) (создатель С.Н. Железко) направлена на выявление реальных и потенциальных деятелей, а также на вы­работку и освоение ими новых навыков профессио­нальной деятельности, Эта задача реализуется в три этапа: первый - приглашение на игру, второй — собственно игра, представляющая собой слабоформа- лизованный процесс совместной деятельности людей по решению актуальных общих, групповых и индиви­дуальных проблем, возникающих в их практике. Уча­стники, которые, преодолевая преграды, расширяли свой профессиональный багаж и проявляли это в игре через действие, характеризуются как люди с деятель- ностной ориентацией, что и является целью игры. Третий этан осуществляется приблизительно через месяц после завершения игры: через почтовый опрос всех участников определяется самооценка полученных в ходе УППИ личных результатов, а также готовность принять участие в игре подобного типа. Тех коррес­пондентов, которые демонстрируют аргументирован­ную готовность к игре (при совпадении с экспертной оценкой команды успешности их участия в прошедшей игре), можно с высокой долей вероятности отнести к группе лиц, способных при некотором содействии развернуть эффективную деятельность по нормализа­ции процесса культурного воспроизводства.

Опыт проведения УППИ показал, что приобрете­ния и устойчивого закрепления широкого круга новых навыков профессиональной работы невозможно дос­тичь за одну игру, поэтому рекомендуется проводить развернутый цикл игр. В основе УППИ лежит процесс самообучения, дающий возможность за относительно короткий срок (7—10 дней) расширить границы про- 1034 фессионального опыта.

Метод продуктно-ориентированных игр был раз­работан группой новосибирских ученых во главе с В.А. Заргаровым. Так же как и в проектных играх, главный упор здесь делается не столько на образова­ние команды и обучение, сколько на конечный про­дукт — детально проработанный социальный проект. Практически-деловые игры, предложенные А.И. При- гожиным, имеют сходные черты с ИНИ. Отличитель­ная особенность их состоит в серийности проведения: так, например, в рамках одного коллектива на первой игре подводятся итоги углубленной диагностики орга­низационных проблем, а вторая игра посвящается не­посредственно выработке решений.

Эстонский специалист в области игротехники Ю. Ляэнесаар разработал модель рекреационной игры, контингент участников которой составили руководители высокого ранга. Специфика данного метода — непродол­жительность рабочих заседаний (2 — 3 часа в день): ос­тальное время участники посвящают активному отдыху. Иногда оказывается, что такой свободный режим игры не менее продуктивен, чем работа на пределе сил. Одна­ко для этого необходима высокая культура коллективной творческой работы и «сыгранность» команды.

В последнее время помимо имитационных и откры­тых игр начинает активно формироваться класс игр «полуоткрытого», или смешанного, типа. К игровой деятельности полуоткрытого типа можно отнести орга­низованные В.К. Тарасовым многодневные (до 40 дней) школы менеджеров, характерной особенностью кото­рых следует считать искусственное создание ситуации, при которой участники действуют не как партнеры, а как соперники.

<< | >>
Источник: Кравченко А.И., Тюрина И.О. Социология управления: фундаментальный курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Академический Проект,— 1136 с. — («Gaudeamus»). 2005

Еще по теме Организационно деятельности и инновационные игры:

  1. 5.3. Методические принципы и технологии организационного проек-тирования инновационной деятельности персонала предприятия
  2. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ИГРЫ «ЗАПРОС»
  3. Методические рекомендации по подготовке и проведению инновационной игры "ГЕНЕРИРОВАНИЕ ИДЕЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮУПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В МИНИСТЕРСТВЕ (ВЕДОМСТВЕ) РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
  4. 5.2. Управление процессами организации инновационной деятельности персонала предприятия
  5. 5.1. Организация и институционализация инновационной деятельности в системе управления персоналом предприятия
  6. Инновационная деятельность
  7. 1. ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ ИНВЕСТИРОВАНИЯ
  8. II. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИННОВАЦИОННЫХ БИЗНЕС-ИНКУБАТОРОВ
  9. Глава V. Теоретические и методические основы организации инновационной деятельности в системе управления персоналом предприятия
  10. Тема 4. Организационные формы венчурной деятельности
  11. 7.4. Организационные культуры какобъект управленческой деятельности
  12. 3.2. Операционализация деятельности организационных структур управления персоналом предприятий