Определение и компоненты деловой игры

Эффективное развитие рыночной экономики тре­бует не только создания конкурентоспособного произ­водства, ориентированного на новые философию хозяй­ствования, принципы и методы управления, внедрение прогрессивных производственных технологий, но и формирования иного экономического менталитета, ос­новой которого является высокий уровень организаци­онной культуры.
Указанные обстоятельства обусловли­вают необходимость приобретения руководителями, специалистами и предпринимателями определенных практических навыков, позволяющих обоснованно фор­мировать соответствующий уровень культуры, направ­ленный на развитие духа организации во благо всех заинтересованных сторон. В современных условиях наиболее перспективными формами подготовки специ­алистов являются те, которые базируются на активных методах обучения. Среди них особая роль отводится деловым играм, кейсам и производственным ситуаци­ям, которые позволяют иллюстрировать, обогащать те­оретический материал, закрепляя его понимание в ходе практической деятельности обучающихся.

Деловые игры — феномен, имеющий множество определений и толкований. В разных языках при опре­делении деловых игр как специфического типа «симу­ляции» используется дифференцированная термино­логия. В английской специальной литературе чаще всего встречается выражение «management games» («managerial games»). Кроме того, англичане пользу­ются и рядом модификаций, таких, например, как «business games», «executive games», «decision games», «decision exercises», «management decision games», «simulation games». В Немецком часто употребляются термины «Planspiele», «Unternehmensspiele», «Betriebs­spiele», «Simulationsmodelle».

В широком смысле деловая игра представляет со­бой разновидность обучающих социальных технологий, метод поиска управленческих решений в различных производственных, социально-экономических, соци­ально-психологических и других проблемных ситуаци­ях посредством игры по заданным правилам. Иногда под деловыми играми понимается «метод имитации принятия управленческих решений в различных про­изводственных ситуациях путем игры по заданным правилам группы людей или человека и ЭВМ». Это определение приводится в Mega Book «Универсальной энциклопедии», расположенной во Всемирной компь­ютерной сети. Там же указывается, что деловые игры «применяются для обучения, научно-исследовательс­ких целей, выработки управленческих решений»427.

Некоторые авторы рассматривают деловые игры как виды игрового взаимодействия, связанные с рас­пределением ролей, в ходе которого «проигрывается» та или иная деловая ситуация. В этом случае речь идет о совокупности игровых методов обучения, противопо­ставляемых традиционным обучающим методикам: словесным (лекциям), работе с источниками, нагляд­ным (демонстрации образцов), практическим (экспери­ментам). При этом деловые игры относятся к актив­ным методам обучения (АМО), которые, по оценкам немецких специалистов42 , являются самыми эффек­тивными — с точки зрения выработки практических знаний и умений — образовательными методиками. В общем случае под АМО понимаются методы обуче­ния посредством воспроизведения (имитирования) производственной деятельности. Бесспорно, к АМО можно отнести разбор конкретных ситуаций, занятия- дискуссии по проблемам предприятия, а также учеб­но-практические конференции по обмену опытом.

Продолжая разговор о деловых играх в контексте образовательной парадигмы, стоит отметить, что они представляют собой метод обучения, наиболее близкий к реальной профессиональной деятельности обучаю­щихся. Игра является совокупностью мероприятий, в ходе которых команде обучающихся «игроков» пред­лагается решить некую игровую задачу, отражающую реальные проблемы предприятия. В ситуации деловой игры создаются исключительно благоприятные возмож­ности для творческого и эмоционального включения участников в отношения, максимально приближенные к действительным производственным отношениям. В иг­ре происходит быстрое пополнение знаний, практичес­кое освоение навыков проведения расчетов и принятия решений в условиях реального взаимодействия с парт­нерами. В отличие от конкретной ситуации, воспроиз­водящей момент производственной обстановки, в дело­вой игре обстановка выражается в динамике, а процесс производства — в развитии.

Возможны два варианта использования реального производства в качестве учебного поля. Первый —- все работающие остаются на своих местах. В условиях текущего производства ставится учебно-тренировочная задача, и участники игры предпринимают действия по ее решению. При втором варианте текущая производ­ственная обстановка сохраняется, однако, участники меняются: их задача заключается в том, чтобы обеспе­чить нормальное функционирование текущего произ­водства. По мнению большинства специалистов, наи­более полно обеспечивают подготовку и обучение персонала деловые игры, проводящиеся с отрывом от производства.

Деловые игры сочетают в себе качества игры и учебно-диагностического процесса. Определяемая в общем виде игра представляет собой разновидность непродуктивной деятельности, главным мотивом ко­торой является не результат, а сам процесс. В игре осваивается опыт практический (овладение способа­ми решения жизненных задач) и этический (усвоение образцов, правил и норм поведения в различных си­туациях). Кроме того, в игре актуализируется и нахо­дит свое поведенческое проявление активная позиция ее участников.

Как метод построения учебного процесса, наце­ленного на освоение социальной реальности, игра включает следующие компоненты: 1) игровые роли и их принятие; 2) построенные по определенным прави­лам игровые действия и 3) моделирование игрового процесса и сопутствующего ему эмоционального на­пряжения (технология игры). Ведущим компонентом игры выступает роль и ее принятие. Роль представля­ет собой комплекс социальных требований, ожиданий, 1

предъявляемых данному человеку, его поведению об­ществом и окружающими. Исполнение роли предпо­лагает точное воспроизведение деятельности человека во внешнем плане. Принятие ее осуществляется на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях и реализуется посредством усвоения внешних черт и норм поведения, а также задач, присущих роли.

Игровые действия определяются целевым аспек­том игры и могут задаваться по-разному: сценарием, ведущими (режиссерами или фасилитаторами (от англ. facilitator — дословно, носитель функций, облегчающих выполнение проекта)) игры, нормативными докумен­тами. В ряде случаев игровые действия могут формиро­ваться самими игроками в соответствии с их собствен­ным видением ситуации и поставленными перед ними целями. Ролевые цели предписываются игрокам усло­виями игры. Цели отдельных участников игры могут отличаться от общей цели группы или коллектива429.

Моделирование в игре — это создание макетов, замещающих объекты реальной ситуации, а также манипулирование ими с целью замены реального эк­спериментирования искусственно сконструированны­ми поведенческими образцами. Модель игры реализу­ется, приводится в действие с помощью особых правил, которые отражают соотношение всех компонентов игры и могут быть перенесены в нее из социального контекста развертывающегося игрового процесса или же придуманы.

Впервые как средство обучения руководства прак­тическим действиям игры начали применяться воен­ными. В США этот процесс активно развернулся в период Второй мировой войны и усилился в послево­енное время, разросшись в современных условиях до гигантских, дорогостоящих учений блока НАТО. Кон­центрация и централизация производства и капитала, возросшая роль различного рода штабов создали но­вые условия для развития имитационных игр. Пример­но в конце 40-х годов XX в. этот метод широко прони­кает в сферу западного бизнеса, а с 1963 г. игры производятся и продаются как техническое изобрете­ние, товар.

В современных условиях деловые игры использу­ются во многих странах: в процессе обучения менедже­ров и других руководителей в вузах и средних специ­альных учебных заведениях; в процессе производства и 1008 реализации продукции на предприятиях и в сфере ус­луг для выработки наиболее обоснованных решений; в процессе проектирования новых и реконструкции ста­рых предприятий 0 ; в научно-исследовательских ин­ститутах в ходе научно-исследовательских и опытно-кон­структорских разработок; в министерствах, ведомствах, ассоциациях и. объединениях сферы производства, тор­говли, финансов, услуг и т.п.

Остановимся особо на использовании деловых игр в сфере управления персоналом — для квалификаци­онной оценки и профессиональной подготовки потен­циальных и реальных сотрудников, а также нахожде­ния оптимальных управленческих решений. Подобное приложение метода позволяет успешно: 1) определять индивидуальные и коллективные способности испыту­емых, степень их подготовленности к профессиональ­ным требованиям; 2) повышать интерес участников к учебному процессу, их вовлеченность в решение орга­низационных задач; 3) наглядно представить реальную ситуацию, прочувствовать ее и определить возможные стратегии собственных действий; 4) изучить составные части организационной проблемы, выявить важнейшие из них и отработать ее комплексное поэтапное решение в имитационном режиме; 5) приобрести навыки реше­ния проблем в условиях, максимально приближенных к реальной ситуации; 6) научиться работать с современ­ной компьютерной техникой при решении разнообраз­ных управленческих задач в диалоговом режиме.

<< | >>
Источник: Кравченко А.И., Тюрина И.О. Социология управления: фундаментальный курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Академический Проект,— 1136 с. — («Gaudeamus»). 2005

Еще по теме Определение и компоненты деловой игры:

  1. ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ
  2. Деловые игры
  3. Описание процесса деловой игры
  4. Ансамблевые деловые игры
  5. МОДЕЛЬ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ «АТТЕСТАЦИЯ»
  6. ПОДГОТОВКА К РАЗРАБОТКЕ И ОПИСАНИЮ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ
  7. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ
  8. Глава IV ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ
  9. Глава 8. ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ
  10. Деловая игра «Определение уровня политической стабильности Российской Федерации»
  11. 7.3.4. Этические нормы при составлении текста делового письма. Проблема определения формы вежливого обращения
  12. Деловая игра "Деловая оценка и расстановка персонала. Формирование команды"
  13. Деловая игра "Оценка деловых и личностных качеств руководителя"
  14. Методика анализа игры
  15. ИМИТАЦИОННЫЕ ИГРЫ